Занятие 3
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «У», «О». Познакомить с буквой «М».
Формировать представление о гласных и согласных буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Познакомить с позиционным чтением (с ориентировкой на гласную букву). Формировать умение читать обратные слоги (ам, ум, ом).
Продолжать учить ориентироваться на рабочей строке.
Материал:
демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М» (3 шт.).
раздаточный: тетради в крупную клетку с образцами задания, простой карандаш,
буквы «А», «У», «О», «М» по три штуки каждой,
карточка (для обрисовывания букв):
Ход занятия.
1.– Сегодня мы с вами выучим ещё одну букву. Сейчас узнаем, какой звук она
обозначает.
- Как мычит корова? (Му!)
- Послушайте, как я скажу: МММУ. Какой звук я произнесла первым?
- Ваня, скажи, кая я: МММУ. Какой звук ты произнёс первым? ([М]).
Для младшей подгруппы:
- Скажите, как я: мммышка. Какой первый звук?
- Скажите, как я : ммморковь. Какой первый звук в слове?
Для старшей подгруппы:
- Назовите слова, которые начинаются со звука [М] (в которых звук [М] – первый). Попробуйте произнести так, чтобы звук [М] был хорошо слышен.
- Когда мы произносим звук [М], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.
Произнесите: МММ.
- Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [М]. Запомните, пожалуйста: если мы произносим звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук – согласный.
- Звук [М] гласный или согласный?
- Почему ты так думаешь?
- Какие гласные звуки мы изучали? (А, У, О).
- Звук [М] обозначается вот такой буквой.
Воспитатель выставляет на доску букву «М».
- Какая это буква? - На что она похожа?
- Попробуйте сложить букву «М» из пальцев.
2. Перед детьми карточка:
- Обведите карандашом все буквы М, которые вы видите.
Детям, которые закончили выполнение задания раньше остальных, можно предложить самим попробовать написать букву М на этой же карточке.
3. Физкультминутка.
4. На доске выставлен из букв (или чётко написан мелом) столбик из слогов:
А М
О М
У М
Воспитатель проводит указкой сверху вниз по буквам М столбика слогов:
- Тут везде вторая буква – М.
Показывается М в каждом слоге: - И тут М, и тут, и тут.
- А вот первые буквы везде разные: тут А, тут О, тут – У.
- Прочитать это легко: думать надо только о первых буквах, потому что вторые везде – М.
- Маша, попробуй прочитать, что здесь написано.
Воспитатель указкой показывает сверху вниз на слоги, а ребёнок их читает.
Читают слоги ещё несколько детей.
Для младшей подгруппы: воспитатель сам читает слоги; затем дети читают с воспитателем хором; затем читают индивидуально (возможно с помощью воспитателя).
- Покажите, где написано УМ; АМ; ОМ.
5. Перед детьми – раздаточный материал – по три буквы А, О, У, М.
Воспитатель предлагает выложить из букв: АМ, ОМ. УМ, АУ, УА, ОУ (количество предлагаемых для выкладывания слогов - от 3 до 6).
Одновременно проводится индивидуальная работа: воспитатель предлагает ребёнку прочитать, что он выложил из букв.
ПРИМЕЧАНИЕ: слоги выкладываются в столбик («Выложите АМ вверху стола. Выложите ниже, под АМ – ОМ. И т.д.»)
Для младшей подгруппы: предложить показать (поднять) называемую воспитателем букву.
6. Работа в тетради.