Найти тему

Конспект занятия по грамоте: понятия "слово", "звук", "буква"; буква "О" (№ 2)

Занятие 2

Задачи:

Продолжать формировать понятие «гласные звуки». Закрепить представление о буквах как знаках для обозначения звуков.

Учить различать понятия «слово» - «звук», «звук» - «буква».

Закрепить знание букв «А», «У». Познакомить с буквой «О».

Продолжать ориентироваться на рабочей строке.

Материал:

демонстрационный: фишки для обозначения гласных звуков (красные квадраты), буквы «А», «У», «О»

раздаточный: Карточка

-2

тетради в крупную клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

1. – Ребята, на прошлом занятии по грамоте мы выучили эти буквы.

Воспитатель выставляет на доску буквы:

- Какая это буква? (А)

- Какая это буква? (У)

- Какой звук обозначает буква «А»? (Звук [А])

- Чтобы сказать [А], надо широко открыть рот и «включить» голос. Повторите: ААА.

- Мешают ли губы, зубы, язык (нет). Воздуху ничто не мешает свободно выходить изо рта.

- Можно ли пропеть звук [А]? Попробуйте.

- Какой звук обозначает буква «У»? (Звук [У])

- Чтобы сказать [У], надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повторите: УУУ.

- Мешают ли губы, зубы, язык воздуху свободно выходить изо рта (нет).

- Можно ли пропеть звук [У]? Попробуйте.

- Вспомните, как называются звуки, при произношении которых губы, зубы, язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта? (гласные звуки)

- Звуки [А] и [У] – гласные.

- Запомните: звуки мы слышим и произносим. Звуки можно записать на бумаге или на доске буквами. Буквы мы видим, пишем, читаем.

- Закройте глаза. Послушайте. ААА. Открывайте глаза. Что я сказала? (А) Вы услышали звук или букву? (звук). Звуки мы слышим.

- Сейчас я покажу вам что-то. Закройте уши.

Воспитатель указывает на букву А; затем жестом показывает, чтобы дети открыли уши.

- Что я показала? (А). Это буква или звук? (буква). Буквы мы пишем, видим, читаем. Буквы – это специальные знаки для обозначения звуков.

(Примечание: Умением различать понятия «звук» - «буква» ребёнок овладевает далеко не сразу, а постепенно, в результате постоянного повторения).

2. Перед детьми лежит карточка.

-3

- Назовите, что нарисовано на карточке (улитка, арбуз, ананас, удочка, утка, автобус, аквариум, утюг).

- Какие буквы написаны посредине? (А, У).

- Вот вам задание для настоящих умников и умниц. Вам надо найти, какие слова, начинаются со звука [А], а какие со звука [У]. Для этого надо произнести слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук: АААААрбуз. Назовите звук, который стоит в начале слова? (А). Значит надо соединить «арбуз» с буквой «А», вот так – от точки до точки.

Воспитатель на доске показывает, как соединить картинку с буквой.

- Давайте вместе ещё одно слово найдём. Что это? (удочка). Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук.

Дети хором, а потом индивидуально произносят «УУУУдочка».

- Назовите первый звук в слове «удочка» (У). С какой буквой надо соединить «удочку» (с буквой У).

Кто-то из детей или воспитатель соединяют картинку с буквой.

Далее дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Ребятам, которые раньше остальных закончат работу, можно предложить написать (или обвести написанные воспитателем) буквы А и У на обратной стороне карточки.

3. Физминутка.

4. – Сегодня мы с вами выучим ещё одну букву. А какой звук она обозначает, попробуйте отгадать: чтобы произнести этот звук, надо сделать губы овальчиком, приоткрыть рот и включить голос.

Дети с воспитателем пробуют повторить артикуляцию и произнести звук. Воспитатель подводит детей к чёткому произношению звука [О].

- Да, это звук [О]. Как вы думаете, звук [О] гласный?

- Почему ты так думаешь, ..(Ваня)?

- Вы согласны с …(Ваней)?

- Может быть, кто-то знает, как пишется буква, которая обозначает звук [О]. Напишите её в воздухе.

Воспитатель выставляет букву О.

- «О» - как обруч.

Захочу –

По дороге прокачу!

- Напишите букву О на столе пальчиком…. Напишите на столе целую строчку букв О…

- Сложите из пальцев букву О.

- Я буду называть разные слова. Если вы услышите в начале слова звук [О], то сделаете из пальцев и покажете букву О.

Воспитатель, не спеша, называет разные слова, в том числе с первым ударным (!) звуком [О], акцентируя произношение на первом звуке.

Примерный набор слов с первым ударным (!) звуком [О]: обруч, ослик, осы, облако, область, облик, образ, опыт.

5. Работа в тетради.

-4