В Сталинградской битве Красная армия заставила противника увязнуть в городских боях и обломала зубы "фашистскому зверю". Очень скоро немцы поняли, что блистательное наступление провалилось, а великолепные планы фюрера пошли прахом. Именно в Сталинграде многие немецкие солдаты поняли, что великая армия Германии не такая уж великая. Достаточно сравнить записи в дневниках простых немецких солдат в начале операции:
...фюрер обещал, что мы закончим войну осенью 1941 года, но он немного ошибся. Завтра, именно завтра, 6 октября 1942 года, мы будем на том берегу реки, и война будет закончена, попомните мое слово! Этот дневник войдет в историю Новой Германии! Его будут читать нашим школьникам и нашим студентам учителя нашей истории! Хотя, если быть точным, то до Волги еще метров 600 (Источник: «Летят лебеди» Том 1 «Другая война». Геннадий Веретельников. Дневник немецкого солдата)
По-видимому, немца вдохновили легкие победы немецкого оружия во Франции. Но очень скоро он понял, что ошибся. Батальон этого солдата участвует в боевых действиях. Эти 600 метров стали непреодолимым препятствием для врага. Уже 31 декабря 1942 года этот же немец напишет в своем дневнике:
Количество потерь уже не укладывается в моей голове... после тысячи я перестал их считать... Чертов Сталинград! Чертова война! Чертов Гитлер! (Там же)
Немецкий ефрейтор у таблички "До Сталинграда 13 км". Август 1942 года
Что вызвало такую резкую перемену настроения (помимо потерь) у солдата, который три месяца назад кричал: "помяните мое слово, завтра война закончится!". Дело в том, что на пути его батальона встретилось здание школы, которое защищали пятнадцать русских солдат. И эти пятнадцать солдат сражались до последнего патрона и до последнего вздоха. "Чертовы русские", "чертова школа", "откуда они взялись" - сетует немец в своем дневнике на тяжелую долю захватчика.
Здание школы было практически разрушено артиллерийским огнем. И все же стоило фашистам приблизиться к ней, как откуда-то открылся рубящий удар "воскресших из мертвых русских". Этот огонь уничтожил неосторожных захватчиков, которые уже поверили в свою победу и осмелились приблизиться к русской школе.
В результате, как пишет сам немец, автор дневника, от его батальона осталось в живых всего около ста человек при первоначальной численности в триста двадцать восемь солдат и офицеров. "...328 солдат и офицеров Великой Германии", - завершает описание за день, проведенный захватчиком.
Немецкие солдаты у развалин здания в Сталинграде
Но самое интересное, что среди этих пятнадцати русских не было ни одного офицера:
...Оказалось, что чертову школу обороняли 15 русских. Мы нашли 15 трупов, среди них не было ни одного офицера. Всего 15 трупов! И их штурмовал целый батальон! (Источник: Аргументы и факты. «Нас есть за что расстрелять». Что писали немцы в дневниках в Сталинграде. 01.02.2023)
Немец продолжает запись:
"Всего 15 чертовых трупов. И их штурмовал целый батальон, лучший штурмовой батальон Великой Германии!" (Источник: «Летят лебеди» Том 1 «Другая война». Геннадий Веретельников. Дневник немецкого солдата)
Еще одна причина по которой немец усомнился в победе "великой Германии" была в том, как выглядели тела этих поверженных русских героев:
Они своим видом, даже у мертвых были сжаты кулаки! полностью деморализовали новобранцев, которых каждую неделю присылали в наш батальон. (Там же)
Красноармейцы держат оборону
После этой записи немец пишет, что он уже забыл, когда чувствовал себя потомком "великих арийцев". "Мы перестали быть непобедимыми, как только нас начали убивать русские в какой-то чертовой школе". другой пленный немец написал в своем дневнике, что видел, как русский кавалерист одним выстрелом разрубил немецкого офицера из винтовки. Ужас и страх поселились в сердцах многих немецких солдат. И это не было выгравировано оттуда.
Сталинградская битва стала одним из самых ожесточенных и кровопролитных сражений XX века. Но одержав победу, Красная армия сняла с себя угрозу захвата Кавказа и Нижней Волги, что впоследствии привело к переломному моменту в Великой Отечественной войне. Большая немецкая машина сломалась. Фашистский зверь ломал зубы над героизмом и самоотверженностью простых советских солдат. Таких солдат, которые охраняли здание школы, даже не имея в своем составе ни одного офицера. Такие умирающие солдаты сжимали кулаки, даже мертвые, готовые дать отпор ненавистному врагу.