Найти тему
Версия

Фактор X

В швейцарском Давосе проходит Всемирный экономический форум, и одной из тем, которые обсудят его участники, стала новая «болезнь Х». По прогнозам, она может оказаться в двадцать раз опаснее, чем унесший сотни тысяч жизни COVID-19. Но дело в том, что до сих пор непонятно, о какой болезни идет речь. Появились слухи о ее искусственном происхождении и скором запуске нового вируса.

   Фактор X
Фактор X

Участники Всемирного экономического форума в Давосе планируют обсудить подготовку к «болезни Х»: это следует из программы мероприятий ВЭФ. Данный пункт привлек повышенное внимание прессы и общественности, поскольку непонятно, о какой именно болезни идет речь. В ходе сессии участники обсудят устойчивость всех систем, в том числе, системы здравоохранения, а также меры, которые нужно принять для преодоления подобного рода кризисов. Специалисты оценят риски, с которыми столкнется мир, если человечество атакует неизвестный опасный патоген.

17 февраля о «болезни Х» будут говорить глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейесус, бразильский министр здравоохранения Низия Тринидади, председатель правления фармкомпании Astrazeneca Мишель Демаре и другие спикеры.

Интересно, что обсуждение состоится на фоне недавних сообщений о вспышках микоплазменной пневмонии, которая массово поражает детей в Китае, а также росте в США числа госпитализаций и смертей от коронавируса, наблюдающемся после праздников.

Реальная или несуществующая?

Понятие «болезнь X» возникло в 2018 году. Этот термин появился в перечне потенциальных заболеваний и патогенов, который составила ВОЗ. В число болезней, оказавшихся в этом списке ввиду высокой угрозы для людей оказались пресловутый неизвестный недуг, а наряду с ним – COVID-19, Конго-крымская геморрагическая лихорадка, болезни, вызванные вирусами Эбола и Марбург, лихорадка Ласса, ближневосточный респираторный синдром (БВРС) и тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), болезни Нипах и генипавирусные заболевания, лихорадка Рифт-Валли и вирус Зика.

Таким образом, «болезнь X» представляет собой не конкретное заболевание, а любые угрожающие человечеству патогены, еще не известные людям – это собирательное название болезни, способной вызвать новую пандемию, более опасную, чем коронавирус. Буква «X» в названии означает неизвестную природу такого заболевания.

Несмотря на то, что патоген, который в теории может привести к масштабной эпидемии, еще не открыт, в 2022 году ВОЗ создала группу специалистов, задача которых заключается в его изучении. Ученые должны разработать профилактические меры, позволяющие противостоять возможной инфекции, в том числе, вакцины и тесты.

Разумеется, вакцины против «болезни Х» пока не существует – ведь патоген неизвестен. Однако в августе 2023 года появилась информация о том, что в лаборатории на военной базе Портон-Даун тестируются опасные живые вирусы, и против них готовят прототипы вакцин. Их можно адаптировать к «болезни X» в течение 100 дней после ее обнаружения, встроив туда тот или иной генетический код и добавив в препарат дополнительные составляющие.

Однажды в Африке

Многие эпидемиологи и микробиологи склоняются к тому, что новый опасный вирус может прийти из тропиков. По их оценке, вырубка тропических лесов повышает вероятность встречи человека с возбудителями разных болезней, до последнего времени остающихся неизвестными. Кроме того, не последнюю роль эксперты отводят глобальному потеплению и урбанизации – на фоне изменения климата появляются новые бактерии и вирусы. А высокая концентрация людей в городах усиливает риски распространения инфекционного заболевания. Сейчас на Земле живет около 8 миллиардов человек, а в ближайшие десятилетия эта цифра может перевалить за 10 миллиардов человек. Это значит, что вероятность новых пандемий еще увеличится.

В 2021 году некоторые эксперты высказывали мнение о возможном проявлении «болезни X». Речь идет о случае, когда жительница Конго заболела, и ей не смогли поставить точный диагноз. Анализы не выявили никакую известную болезнь, а симптомы в основном совпадали с теми, что характерны для лихорадки Эбола. Западные журналисты предположили, что эта женщина – нулевой пациент с «болезнью X». Она вскоре выздоровела, но появились и другие люди, у которых заподозрили новое заболевание. О «болезни X», в частности, тогда высказывался микробиолог Жан-Жак Муембе-Тамфум, который в 1976 году занимался выявлением вируса Эбола. Он предположил, что инфекция может распространяться по Земле подобно коронавирусу, но окажется такой же летальной, как лихорадка Эбола: 50-90%.

Но не исключено, что здесь имела место лишь неправильная постановка диагноза. К тому же, человека, у которого не удалось диагностировать болезнь, едва ли можно назвать нулевым пациентом.

Катастрофа в пробирке

Газета «Известия» приводит комментарий бывшего сенатора Валерия Рязанского, возглавляющего Союз пенсионеров России. По его мнению, заинтересованные лица могут целенаправленно раздувать обсуждение будто бы угрожающей человечеству «болезни Х». Как полагает экс-член Совфеда, происходящее похоже на информационную кампанию по подготовке населения к новой пандемии, причем последняя будет запущена намеренно. Рязанский заявил, что распространение нового вируса поможет кому-то обогатиться на вакцинации и новых лекарствах, поэтому не исключено, что сначала может быть запущен вирус, а потом – предложен антивирус. Экс-сенатор назвал подобную деятельность международным преступлением.

С одной стороны, подобные умозаключения кажутся надуманными, но в нынешней реальности они, кажется, вполне оправданы. Современное лабораторное оборудование позволяет модифицировать вирус, изменив его структуру и увеличив его патогенность.

В Роспотребнадзоре, в свою очередь, заявили, что экономические форумы часто становятся площадками для обсуждения вопросов готовности к пандемии, однако в данном случае эпидемиологи к дискуссии не привлечены – в ней будут участвовать только фармкомпании и конгломераты. Вероятно, такой состав участников говорит о том, что в ходе сессии будет подниматься вопрос об увеличении инвестиций для разработок в направлении противодействия будущему неизвестному вирусу, и ВОЗ просто раздувает ситуацию, чтобы получить больший объем финансирования для исследований.

Главный научный сотрудник Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, член-корреспондент РАН Петр Чумаков напомнил о мероприятии «Событие 201», которое состоялось за полгода до начала пандемии коронавируса. На нем обсуждали возможность начала пандемии. Эксперт допускает, что дискуссия в Давосе тоже может быть подготовкой к объявлению новой пандемии искусственно созданного заболевания. Речь может идти, например, о птичьем гриппе – он довольно заразен и отличается высокой летальностью.