В Москве простились с Юрием Соломиным. Он впервые вышел на сцену Малого театра в 1953 году, будучи восемнадцатилетним студентом училища им. Щепкина, и служил в этом театре верой и правдой 70 лет до последнего дня.
Всенародную любовь и признание ему принес кинематограф, главные роли в картинах: «Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «ТАСС уполномочен заявить», «Блокада», «Мелодия белой ночи»…
Сам же он, по его признанию, больше всего любил две свои кинороли: Генриха Айзенштайна из «Летучей мыши» и трактирщика Эмиля из «Обыкновенного чуда».
Он не раз сокрушался, что режиссёры не хотели видеть в нем комедийного артиста. Часто ему предлагали роли благородных военных, чекистов.
Скончался народный артист СССР, Герой труда РФ, бывший министр культуры.
Открываем Википедию и узнаём, что его дед по матери – Рябцев Ананий Моисеевич, член партии эсеров. Позднее - начальник финчасти тюрьмы НКВД. Бабка по матери – Сарра Савельевна.
Получается, что мать Юрия Мефодьевича – стопроцентная еврейка.
Стало быть, Юрий Соломин – галахический еврей.
Честно говоря, не ожидал...
P.S. Но главное - чтобы никакого антисемитизма тут! (Александр Аратов)
«Почему мы проигрываем в спорте, в кинематографе? Этот вопрос я сам себе задавал неоднократно. И пришел к выводу: когда играли за Родину, то выигрывали, а теперь за деньги и, увы, без побед.
Для русского человека это большая разница: когда за Родину — отдаешь все, что у тебя внутри — всего себя… А когда за деньги — себя не тратишь. Надо играть за Родину, а не за деньги. Русский человек так глупо создан. Может быть, в этом и есть наша загадка?» Юрий Соломин
На днях ушел из жизни Юрий Соломин. Его Фамусов некогда перевернул мое понимание и этой пьесы, и драматургии этой жизни. Большой человек. Горжусь тем, что выпало и наблюдать его близко, и сделать о нем фильм.
Фильм почти уже 10-летней давности – к 80летию его показывала «Культура», к 85-летию Первый канал. Сейчас, может, тоже покажут.
Фильм о человеке, который в юности попал в Малый театр и служил ему всю свою жизнь. Юрий Соломин служил театру в том самом высоком смысле, в котором Юрий Завельский служил школе. (Сергей Павловский)
«Я не представляю свою жизнь без театра и без моих любимых домашних питомцев. Мой дом всегда населяет ватага приблудных кошек и собак. Они дают мне и утешение, и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас… И, более того, я учусь у них мастерству артиста! И студентам своим, и молодым артистам я советую самым внимательным образом наблюдать за повадками кошек и собак — это очень помогает в нашем ремесле. Никто из актеров Малого театра никогда не пройдет мимо брошенного котенка или щенка, я глубоко убежден, что милосердие и умение сострадать - это не только свойство души, но и неотъемлемая часть актерской профессии». Юрий Соломин
Он вместе с друзьями построил для семьи дом, и приютил двенадцать дворовых кошек и собак, и к ним Юрий Мефодьевич относился, как к полноценным членам семьи.
Некому теперь актёров защищать... Последний кремень ушёл... 2013 год, Госдума, чиновники во главе с Апфельбаум пытались продавить "Иудин закон", он не дал... Они всё-таки продавили срочные договоры... (Игорь Манько)
Он очень точно и остроумно назвал книгу о себе: «От адъютанта до Его Превосходительства». Ролей им было сыграно много, но навсегда в памяти (по крайней мере, у меня) останется только одна – Павла Андреевича Кольцова, чекиста, засланного в Добровольческую армию Май-Маевского. С бессмертным диалогом с мальчиком, разоблачившим «голого короля»: «Пал Андреич, вы шпион? – Видите ли, Юра…» Самое интересное, что никакого «видите ли» Юрий Соломин в фильме не произносит, но в памяти почему-то остается именно такой ответ – причина, думается, в невозможной еще совсем недавно интеллигентности, разящем благородстве, очевидной «голубой крови» этого белого капитана (прототип Кольцова – адъютант Май-Маевского капитан Павел Макаров), явленной на советском экране. Приписанное, изысканное, салонно-благородное «видите ли» – это «знак качества» от усомнившегося в однозначной мерзости «беляков» народа. «Враг» был принят в советский интеллигентский круг, поставлен рядом с Лихачевым и Сахаровым. Сила художественного образа подтянутого офицера-аристократа, вместе с выдающейся игрой Стржельчика, Старыгина и других, в одночасье поменяло отношение к белогвардейцам (эффект, который еще раз взорвется в 1973-м с выходом «17 мгновений»), они все тут же превратились в поручиков Ржевских и корнетов Оболенских.
И поразительно, как одномоментно закрылась сейчас последняя страница истории этого легендарного фильма: Константин Желдин (капитан Виктор Осипов, сотрудник контрразведки Добровольческой армии, помощник Щукина) умер 4 января, Игорь Болгарин (ведущий автор сценария) – 9 января… (Леонид Соколов)
Юрий Мефодьевич был человеком с активной гражданской позицией. Артисты Малого театра одними из первых отправились с гастролями в освобождённые в ходе СВО районы. Кроме того, театр стал участником проекта «Открытый занавес» — когда средства от продажи билетов на спектакли шли на помощь беженцам из ЛНР и ДНР. Юрий Мефодьевич был человеком с активной гражданской позицией. Артисты Малого театра одними из первых отправились с гастролями в освобождённые в ходе СВО районы. Кроме того, театр стал участником проекта «Открытый занавес» — когда средства от продажи билетов на спектакли шли на помощь беженцам из ЛНР и ДНР.
Очень жаль, он всегда выглядел благородным и утонченным, а роли его всегда были примером для подражания. Светлая память великому актеру. (Лариса Казарян)