Найти в Дзене

🔥 О собаке с лицом мужа и о том, почему молодиться надо в меру.

В поисках интересных портретов для своей группы во ВК, встретила вот этот дивный портрет дамы с собачкой.

Дама была указана как "Неизвестная". А художником, написавшим ее портрет, был Лоренцо Коста (1460-1535 гг.)

Коста был довольно известным и талантливым художником, и на определенном жизненном этапе был приглашен в качестве придворного живописца в Мантую.

Предложение ему сделала супруга правителя Мантуи Изабелла д’Эсте (1474-1539 гг.)

Изабелла была женщиной высокообразованной, ценительницей прекрасного, она так же была известным коллекционером произведений искусства.

Пару слов скажу о ее жизни и характере.

Дама была выдана замуж в 16 лет за кондотьера Франческо II Гонзага (1466-1519 гг). Она была помолвлена с ним за 10 лет до этого и выросла восхищаясь будущим супругом. Они встречались, переписывались, и Изабелла была влюблена в будущего супруга по уши.

Однако, когда они поженились - их союз получился не особенно счастливым. Образ жизни супруга предполагал постоянное отсутствие дома и пребывание в военных походах. Жена управляла Мантуей во многом самостоятельно, пока супруг воевал. Он уважал ее за ум и деловые качества, за привязанность к нему - но любви дать не мог.

В военных походах Франческо сопровождали дамы пониженной социальной ответственности, от которых он заразился сифилисом. Именно эта болезнь, в итоге, и свела его в могилу.

Кроме того, он влюбился в жену брата Изабеллы - Лукрецию Борждиа, и это стало ударом для его влюбленной жены. Связь между Франческо и Лукрецией продолжалась до его болезни.

У супругов долго не было детей, а потом родилась дочь. Изабелла была этим страшно разочарована, она мечтала подарить мужу наследника. Хотя потом ситуация наладилась - в браке у супругов родились 8 детей. 4 мальчика и 4 девочки.

Изабелла с восторгом встречала мальчиков, а девочки ее по прежнему раздражали. В их рождении она почему то считала виноватым своего супруга.

Заметной особенностью Изабеллы стало то, что сыновей она просто боготворила, а к дочерям относилась холодно. Знающие ее поближе люди даже утверждали, что на первом месте у нее идут сыновья, на втором собаки, и только потом дочери.

А вот ее муж, видимо, в компенсацию, очень любил дочерей.

Пока муж воевал - Изабелла находилась в Мантуе с его родней, и не сказать, что им было без него плохо. У них были прекрасные отношения. Кроме того, она имела возможность заниматься тем, что ей нравилось - благодаря чему Мантуя превратилась в культурный центр.

Вот портреты Изабеллы:

Кисти Леонардо да Винчи, самый известный, на котором точно изображена она:

-2

И еще два весьма интересных изображения.

Они считаются как бы парными, и называются Изабелла в Красном и Изабелла в Черном.

История их создания такова.

Тициан написал портрет Изабеллы в 1529 году. Что видел - то и написал. Естественно, в меру приукрасив. Изабелле было 55 лет.

Но даме портрет не понравился.

Куда он в итоге делся - история умалчивает, но с него написал копию Рубенс. Считается, что в случае с Рубенсом речь идет о портрете с условным названием "Изабелла в Красном". Ну то есть точно мы не знаем - это ли упоминавшийся у Рубенса портрет Изабеллы, но принято думать, что это он - та самая копия:

Изабелла в Красном
Изабелла в Красном
Вообще Изабеллу описывали по-разному, имея ввиду ее внешность. Многие, естественно, находили ее красавицей. Другие, в частности, один из друзей Тициана, называл ее "нечестно накрашенной", то есть, видимо, дама злоупотребляла косметикой. По крайней мере с возрастом.
То, что мы точно знаем - она всю жизнь боролась с лишним весом. Но - с переменным успехом.
И второе - ее лицо было сильно испорчено свинцовыми белилами, поэтому кожа рано состарилась.

Прошло несколько лет. Опять был призван Тициан к Изабелле писать портрет.

Изабелле было уже 62 года, но на портрете она заказала изобразить себя такой, какой она была 40 лет назад. То есть 20-летней красоткой.

Что подумал Тициан - он никому не озвучил, но заказ выполнил. Выполняя его он использовал портрет Изабеллы, написанный другим художником в ее молодые годы. Тот портрет не сохранился.

Принято считать, что в итоге у Тициана вышло вот это. Портрет, условно называемый "Изабелла в черном":

-4

Дело в том, что портреты не висели столетиями подписанные создателями, и в одном месте. Этот портрет вообще был подписан через несколько поколений как портрет другой женщины. Но вы же понимаете, ученые подумали, и пришли к выводу, что это тот самый портрет Изабеллы - с омолаживающим эффектом.

Известно, что второй портрет Тициана заказчица одобрила. Она сказала:

...Портрет кисти Тициана такого приятного типа, что мы сомневаемся, что когда-либо в том возрасте, который он представляет, мы обладали такой красотой, которая содержится в нем...

Это я вас постепенно подвожу к тому, что как выглядела Изабелла мы как бы знаем - но это не точно.

А подвожу я вас к этому в связи с тем, что тот портрет, с которого началась наша статья, оказывается, считается некоторыми портретом Изабеллы.

То есть в мире атрибуции произведений искусства все сложно. Одни ученые думают так. Другие иначе. Какая-то версия становится основной - не факт, что на это влияют исключительно результаты научных изысканий. Потом все может измениться...
Мы с вами кухни процессов не знаем - и каких-то данных, навыков и знаний для того, чтобы делать собственные выводы у нас нет. Поэтому мы - "киваем и улыбаемся". Каждой новой версии. Нуачтоделать?)

Портрет, с которого мы начали эту тему, находится в английской Королевской коллекции, куда мы с вами регулярно заглядываем, в поисках интересного.

И там он обозначен как "Портрет дамы с комнатной собачкой".

-5

Когда я выложила его во ВК, нашлась любознательная подписчица, художница из Екатеринбурга, Елена Подкорытова, которая перерыла вообще весь интернет, и нашла описание портрета на итальянском языке, которое мне не было доступно:

...На портрете изображена Изабелла д'Эсте.
Герцогиня обожала домашних животных, в первую очередь собак и кошек, причем некоторые из последних были привезены из Венеции и Сирии.
В частности, она была связана с собакой по кличке Аура, смерть которой в 1511 году повергла ее в изнеможение: соболезнования текли рекой со всех уголков Италии. Собачка погибла, упав с балкона, спасаясь от любовных ловушек четвероногого поклонника. Были проведены похороны и приготовлено надгробие, как и для других придворных животных .
На портрете Изабеллы собака очеловечена и похожа на ее мужа Франческо Гонзаги .Это особенно видно , глядя на скульптуру Джана Кристофоро Романо в Палаццо Дукале в Мантуе...

Портрет мужа прилагается:

-6

То есть в Италии имеет место быть вот такая атрибуция портрета.

В Англии эта версия упоминается. То есть упоминается, что этот портрет считался портретом Изабеллы.

Почему?

У нас есть данные, что Изабелла заказала художнику Лоренцо Коста 2 портрета в 1508 году.

На одном была она сама, на другом - ее дочь Элеонора. Та самая старшая дочь, которая родилась вместо так сильно ожидаемого сына, и сразу разочаровала мать. Зато она стала любимицей отца.
Портреты предназначались для отправки Франческо, который в это время находился в плену в Венеции. Собака с лицом мужа сюда очень вписывается, с учетом того, что Элеонора любила собак, с одной стороны, и собака на женском портрете в те времена вообще была символом верности - с другой стороны.

Что смущает противников этой версии?

Возраст Элеоноры на портрете. Даме было 34 года, а на портрете - юная дева.

Казалось бы - что мешает предположить, что это портрет не Изабеллы - а ее дочери?

Отвечаю - еще один сохранившийся портрет Лоренцо Коста, явно написанный в пару к этому.

Вот он:

-7

По идее - все логично.

Портреты явно парные, мать - явно та из женщин, которая с собакой, ну а что молода - мы знаем, что Изабелла была не против выглядеть на портрете моложе, чем в жизни.

Этот портрет хранится в музее в США. Он тоже обозначен как Портрет неизвестной. Хотя есть предположение, что это мог быть портрет Элеоноры (будущей Элеоноры Гонзага, герцогини Урбино (1493-1550 гг.)). Элеоноре на момент написания портрета было 15 лет.

На парных портретах дамы выглядят как ровесницы.

На всякий случай - вот вам более поздний портрет Элеоноры, кисти Тициана:

-8

В общем - подвожу итог.

  • Есть два портрета, очень похожих между собой.
  • Хранятся в разных музеях.
  • Написаны в одно время и одним, точно установленным художником.
  • Они были опознаны как портрет конкретных матери и дочери, но потом ученых одолели сомнения на том основании, что женщины выглядят как ровесницы.
  • Хотя известно, что та, которая постарше - была не против того, чтобы выглядеть на своих портретах вечно молодой.
  • Но если одна не мать - то тогда и вторая - не дочь.
  • Так и значатся портреты в итоге - как портреты неизвестных молодых дев, принадлежащих к мантуанской аристократии.

Дорогие читательницы, молодитесь аккуратнее - а то однажды и вас не узнают!)

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.