При рассказывании мы можем идти двумя путями: или мы будем рассказывать все под ряд, таким образом каждый новый момент будет объяснен предыдущим, или же мы можем сделать временные перестановки, т. е. рассказывать следствие раньше причины. Например, мы можем показать случай яростной вражды людей и только в конце рассказывать о ее причинах. Так сделан, например, „Выстрел" Пушкина. Новелла же или рассказ тайн основана на загадке, которая разгадывается только в конце вещи. Чаще всего этот прием употребляется легче всего его проследить в рассказах о сыщиках: там дается преступление обычно в начале рассказа, затем—ложная разгадка этого преступления, потом начинают подкапливаться факты и улики, и кто-нибудь дает наконец настоящую разгадку вещи. В русской литературе последнего времени прием новеллы тайн применяется довольно редко, но он применяется в западно-европейской литературе, где на нем основаны целые ряды романов. Многие из этих романов принадлежат к числу так называемых классически