Найти тему
Memento mori

Мемориальная архитектура: Щусев

Сегодня поговорим о жизни и творчестве одного из самых плодовитых российских и советских архитекторов. В Москве на днях закончилась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). Я там побывала, так что проиллюстрирую рассказ фотоснимками эскизов и проектов архитектора.

Вообще, в контексте темы моего канала, Щусев прежде всего знаменит созданием самого известного мемориального сооружения в нашей стране — мавзолея Владимира Ильича Ленина. Но этот мемориальный проект не был единственным в его творческой биографии, и об этом мы тоже поговорим.

Алексей Викторович Щусев родился 8 октября 1873 года в Кишиневе, в семье отставного чиновника. Родители умерли, когда будущему архитектору исполнилось 15. Два старших брата и сестра по отцу от его предыдущего брака к этому времени уже были достаточно самостоятельными, а вот Алексею и его младшему брату Павлу помощь родственников и земства позволила доучиться в гимназии.

В 18 лет Щусев переехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, так как с раннего детства любил рисовать и уже тогда хотел стать архитектором. Жить приходилось буквально на хлебе и воде, впроголодь.

"Портрет А.В. Щусева", М.В. Нестеров, 1941г.
"Портрет А.В. Щусева", М.В. Нестеров, 1941г.

Алексей тогда брался за любую возможность подработать, и его первым осуществленным проектом в 1895 году стала часовня на могиле генерала Дмитрия Шубина-Поздеева, в Александро-Невской лавре. Интересная получилась история. Тогда отчаянно нуждавшийся в деньгах и никому неизвестный студент, узнав о смерти генерала из газет, пришел к его вдове и принес эскиз часовни. И она согласилась неожиданно для всех, и прежде всего неожиданно для самого Щусева.

До наших дней эта постройка, к сожалению, не сохранилась.

Тот самый проект часовни-надгробия над могилой Дмитрия Шубина-Поздеева, 1895г.
Тот самый проект часовни-надгробия над могилой Дмитрия Шубина-Поздеева, 1895г.

Золотая медаль, полученная в 1897 году при завершении Академии, позволила получить право на заграничную поездку за счет государства. За пределами страны он провел около двух лет: побывал с экспедицией в Узбекистане, а еще посетил несколько европейских стран, и, в том числе, полгода проучился в парижской академии, совершенствуя свое мастерство рисования.

Возвратившись на родину, Щусев поначалу был вынужден работать помощником более именитых архитекторов, ибо имя вчерашнего студента никого не интересовало. Денег снова катастрофически не хватало. В итоге вновь вмешался счастливый случай (и его бывший преподаватель в Академии, архитектор Григорий Иванович Котов): так Щусев получил маленький заказ на реставрацию алтарной части Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Эскиз реставрации иконостаса в Успенском соборе, 1901г.
Эскиз реставрации иконостаса в Успенском соборе, 1901г.

Благодаря этой работе Щусев тогда сдружился с Михаилом Нестеровым. Уже признанный на тот момент художник, Нестеров взял начинающего архитектора под свое крыло, и они в дальнейшем немало общались и работали вместе.

Нестеров сыграл не последнюю роль в дальнейшей "раскрутке" Щусева, подкидывая ему заказы до тех пор, пока Алексей Викторович и сам крепко не встал на ноги. И хотя в 1917 году сотрудничество пришлось прекратить по вполне понятным причинам (тогда же завершился и "церковный" период построек Щусева), но дружили эти два талантливых человека до самой смерти Нестерова в 1942 году.

Невозможно перечислить все до исключения реализованные и нереализованные проекты Щусева, но я и не задаюсь такой целью, просто иду по основным этапам развития его таланта. Следующим знаковым проектом стал заказ графа Алексея Олсуфьева на возведение церкви Сергея Радонежского на Куликовом поле. А реставрация практически разрушенной древней церкви XII века в Овруче вместе с Петром Покрышкиным принесла поистине всенародную славу. Эта работа стала одной из стартовых вех для появления в нашей стране школы научной реставрации.

А Щусев в 1910 году стал академиком за свою методику реставрации зданий.

Церковь до восстановления
Церковь до восстановления

Из мемориальных проектов начала XX века стоит отметить удивительно изящную часовню, которую Алексей Викторович спроектировал в 1905 году для размещения на кладбище Кокад в Ницце.

Часовня была возведена над могилой Натальи Леонидовны Щабельской (1841-1904), женщины безусловно примечательной. Беспрестанно мотаясь по всей стране, она собрала богатейшую коллекцию русского национального костюма, образцов вышивок, кружев, прялок, головных уборов и т.д. К моменту ее смерти в коллекции было около 20 000 экспонатов. Большая часть коллекции ныне распределена по крупнейшим российским музеям, частично предметы из этого богатейшего собрания осели у коллекционеров, включая заграничных.

Часовня сохранилась на кладбище в Ницце до наших дней.

Проект часовни Н.Л. Шабельской, 1905г.
Проект часовни Н.Л. Шабельской, 1905г.

Из следующих церковных проектов стоит отметить Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, Свято-Троицкий собор Почаевской лавры, церкви в итальянских городах Сан-Ремо и Бари и т.д.

Последний церковным проектом Щусева стал храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве, посвященном героям Первой Мировой войны. Выстроен он был в 1916-1918гг., а к концу 1940х уже снесен. И кладбище уничтожено. Теперь на этом месте неподалеку от метро Сокол находится обычный парк. В ближайших планах рассказать об этом месте подробнее.

Завершу рассказ о дореволюционной деятельности Щусева еще двумя значимыми мемориальными проектами. Прежде всего, это памятник на могилу замечательного художника Архипа Ивановича Куинджи, который скончался в Санкт-Петербурге в 1910г.

Поначалу он был захоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1952 году захоронение вместе с надгробием было перенесено в один из некрополей Александро-Невской лавры.

Над этим уникальным надгробием потрудилась целая плеяда талантливейших мастеров своего дела:
— Алексей Викторович Щусев создал проект надгробия
— скульптор Владимир Александрович Беклемишев изваял бюст
— Николай Константинович Рерих сочинил эскиз панно, на котором изобразил Древо Жизни
— мозаичист Владимир Александрович Фролов собрал панно

...А многие люди еще удивляются — что может быть интересного на кладбищах. Да много чего интересного!.. Ну да продолжим.

В 1913 году Щусев начал работу над еще одним надгробием — для министра внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, реформы которого настолько всех достали, что 11-го покушения на свою жизнь этот государственный деятель не пережил.

В то время император Николай II с семьей и свитой (включая Столыпина) находился в Киеве. Говорят, когда Петр Аркадьевич умер от полученной раны 5 сентября 1911 года, то в его завещании было найдено пожелание "Я хочу быть погребённым там, где меня убьют".

И потому похоронили его в Киеве, в Киево-Печерской лавре.

Над могилой Столыпина был установлен черный "временный" крест, а Щусев и Нестеров проектировали открытую сень, которая должна была стать постоянным памятником. Проект так и не был завершен, и на надгробии остался первоначальный крест.

Интересно, что в послереволюционные годы сам крест не пострадал, с него только убрали религиозные предметы (икону, лампаду), да развешивали вокруг антирелигиозные плакаты. Пережил крест и Вторую Мировую войну, хотя немцы взорвали Успенский собор рядом. Не пережил только бурной деятельности Хрущева: тот приказал сровнять захоронение с землей и закатать под асфальт, что и было исполнено в 1962 году.

В 1989 году, при активном участии художника Ильи Глазунова, крест был найден в куче хлама на территории лавры и возвращен на законное место.

В 1911 году Щусев победил на конкурсе проектов будущего московского Казанского вокзала. В 1913 году началось строительство, которое в итоге растянулось на долгие 27 лет. Он тогда в целом увлекся вокзалами, мотался по стране и мельком настроил разных вокзалов в разных городах, к сожалению до наших дней сохранилось не всё.

Революцию и приход новой власти Алексей Викторович Щусев поддержал безоговорочно, так как никогда не был ярым сторонником монархизма. А может, ему просто было интересно жить в постоянно меняющихся условиях, которые предполагали постоянные изменения и в требованиях к его работе?

Запрет на уплотнение и обыски в отношении жилища Щусева, 1918г.
Запрет на уплотнение и обыски в отношении жилища Щусева, 1918г.

В 1922 году Щусев стал председателем Московского архитектурного общества, что открыло перед ним если и не все двери, но многие. И потому, когда через 2 года скончался Владимир Ильич Ленин, именно к Щусеву пришли с требованием создать мавзолей за 3 дня, чтобы успеть до официальной церемонии захоронения.
Щусев успел, хотя морозы тогда стояли за 30 градусов.
В 1937 году он вспоминал об этой истории так:

"21 января 1924 года не стало Владимира Ильича Ленина...
На следующий день, около 12 час. ночи, я был срочно вызван в Колонный зал Дома Союзов...
От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного мавзолея для гроба Ленина на Красной площади. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа мавзолея".

Уже в марте 1924 года Щусеву поручили выстроить более внушительное здание, что и было осуществлено в течение апреля.

Второй мавзолей, как и первый, также был создан из дерева.

В 1925 году было решено строить постоянный, каменный мавзолей. Рассмотрев различные проекты, среди которых было немало каких-то эпичных футуристических идей, правительство решило оставить первоначальную форму, которая "выдержала испытание временем". Так что и третий мавзолей вновь поручили Щусеву.
В октябре 1930 года строительство здания было завершено.

Алексей Викторович Щусев в те годы стал общепризнанным главным советским архитектором, звания и награды сыпались на него как из рога изобилия, да и новые проекты тоже. Он продолжал мотаться по стране, успевая буквально везде и всюду. Фантастическая работоспособность.

Однако идей разрушить старое, чтобы создать новое, Щусев никогда не поддерживал. Так, сразу после революции на пару с Жолтовским они разрабатывали проект Новой Москвы, и тогда Щусев отверг все варианты радикальных перестроек, предлагал сохранить исторический центр и сосредоточиться на застройке окраин. После многочисленных конфликтов, во время которых Щусев защищал старинные церкви и особняки, проект был передан более сговорчивым архитекторам.

Да и потом, пользуясь тем влиянием, которое приобрел благодаря строительству мавзолеев, Щусев то защищал от сноса Симонов монастырь, то подписывал письма с просьбой об освобождении, например, архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В 1924 году он вытащил из тюрьмы Нестерова, а позже и его дочь, а вот зятю помочь не сумел.

Подобное поведение рано или поздно должно было привести к опале, что и случилось в 1937 году, когда Шусев на съезде архитекторов осмелился публично возразить Молотову. Он отстаивал мнение, что начинающим архитекторам следует давать несложные простые заказы, а мастистым профессионалам — доверять уже дорогостоящие проекты. Не удивительно, что вскоре, 30 августа, появилась разгромная статья (первая из многих): и в чем только Алексея Викторовича не обвиняли! И в антисоветских настроениях, и в монополии на крупные проекты, и в плагиате, и припомнили дореволюционное строительство церквей.

Тогда архитектора уволили и лишили всех госзаказов, но забвение продлилось всего год: профессионалы подобного уровня были нужны стране. Тихо вернули Щусева к работе, вернули к проектам, разве что главным архитектором страны больше не называли. Зато поручили строить здание для НКВД.

Нахождение в опале привело к резкому снижению возможностей помогать. Так, на пике славы Щусев ходатайствовал за искусствоведа Олсуфьева и иконописца Комаровского, но после они все равно погибли, в 1937-1938гг., — на тот момент Алексей Викторович и для себя-то особо ничего не мог сделать...

Портрет А.В. Щусева, Б.М. Кустодиев, 1917г.
Портрет А.В. Щусева, Б.М. Кустодиев, 1917г.

В военные и послевоенные годы Алексей Викторович вновь мотался по стране, работая над восстановлением разрушенного. Так, в 1942 году он составлял проекты восстановления Иерусалимского храма в Истре. Потом работал над планами воссоздания Сталинграда, Кишинева, Новгорода, Туапсе...

В 1945 году Щусев как-то умудрился в таком плотном графике найти место для организации кампании по созданию Музея архитектуры в Москве, целью которого должно было стать сохранение исторического наследия. Музей был организован, и Алексей Викторович стал его первым директором. Этот музей в наши дни носит имя Щусева.

Последним проектом великого архитектора стала станция метро Комсомольская-кольцевая в Москве. За нее Щусев получил четвертую Сталинскую премию, но, увы, уже посмертно.

...24 мая 1949 года Алексей Викторович Щусев скончался через несколько дней после сердечного приступа, который застал его традиционно в дороге. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

За свою жизнь Щусев создал более 200 проектов, из них 80 было реализовано.

А.В. Щусев с проектами Казанского вокзала, 1914г.
А.В. Щусев с проектами Казанского вокзала, 1914г.

Благодарю за внимание.
И заходите в моей
Телеграм-канал.