Найти тему
TacticMedia

Олег Киселев. Первые «Мессершмитты» в Финляндии. «Блеск и нищета» элитной эскадрильи

В начале декабря 1942 года Финляндии, наконец, удалось уговорить своих немецких «товарищей по оружию» продать им современные истребители «Мессершмитт»-109. Предлагаемая читателю работа на основе большого массива финских документов повествует о том, как финские ВВС принимали на вооружение один из лучших истребителей второй мировой войны, с какими проблемами им пришлось столкнуться в процессе и как они с этими проблемами боролись.

ПЕРВЫЕ «МЕССЕРШМИТТЫ» В ФИНЛЯНДИИ.

Часть 1. «Блеск и нищета» элитной эскадрильи

Охотники или добыча?

К началу 1943 года ВВС Финляндии (Ilmavoimat) оказались в двойственном положении. С одной стороны, за прошедшие полтора года войны они добились весьма впечатляющих результатов: летчики записали на свои счета в общей сложности 715 воздушных побед при собственных безвозвратных потерях на фронте от всех причин (включая небоевые) в 157 машин и 111 членов экипажей. По состоянию на 1 января в составе ВВС на фронте насчитывалось 187 боевых самолетов, распределенных по пяти авиаполкам (Lentorykmentti – LeR). LeR-2 руководил действиями авиации на петрозаводском направлении, LeR-1 – на свирском, LeR-3 отвечал за прикрытие Карельского перешейка, а зоной ответственности сформированного в начале ноября 42-го «морского» LeR-5 был Финский залив. На ругозерском направлении действовала отдельная 14-я эскадрилья (Lentolaivue – LeLv). Большинство полков имело в своем составе по одной истребительной и одной ударно-разведывательной эскадрилье, за исключением LeR-3, состоявшего только из истребителей. Кроме того, в непосредственном распоряжении командования ВВС находился бомбардировочный LeR-4.

С другой стороны, было очевидно, что материальная часть «Ильмавоймат» оставляет желать много лучшего, а достигнутые успехи во многом объяснялись тем, что у советской стороны ситуация с матчастью в 1941-м и особенно 42-м годах зачастую была еще хуже. Например, у одного из основных противников финской авиации – ВВС Краснознаменного Балтийского флота, даже на 1 января 1943 года устаревшие машины И-16, И-15бис и И-153 составляли около ¾ парка истребителей (74 из 110). Их финские одноклассники либо не уступали им по совокупности летных данных, либо превосходили. С учетом довольно высокого уровня базовой подготовки и солидного боевого опыта многих из финских пилотов, неудивительно, что в 1941–42 годах их счета росли в основном за счет побед над самолетами старых типов. Так, в числе тринадцати побед, засчитанных к концу 42-го воевавшему на «Моране» фельдфебелю Лехтоваара, было четыре бомбардировщика СБ и пять И-16, а из трех десятков самолетов, за тот же период подтвержденных штабом Ильмари Ютилайнену - десять И-15бис/И-153, шесть И-16 и два СБ. Впрочем, известны случаи, когда большинство побед составляли современные машины. Например, лучший ас LeLv 32 лейтенант Терво считался настоящим специалистом по истребителям МиГ-3, к концу 1942 года среди его побед числилось восемь сбитых и поврежденных «МиГов», а лейтенант Пекури в числе прочих получил подтверждения на семь сбитых британских «Харрикейнов», полученных Советским Союзом по «ленд-лизу».

Истребитель Brewster B-239 из состава наиболее результативной в финских ВВС LeLv 24 готовится к взлету с аэродрома Суулаярви на Карельском перешейке, ноябрь 1942 года.
Истребитель Brewster B-239 из состава наиболее результативной в финских ВВС LeLv 24 готовится к взлету с аэродрома Суулаярви на Карельском перешейке, ноябрь 1942 года.

Финское командование прекрасно осознавало, что такая ситуация не будет длиться вечно, а существенный количественно-качественный рост советских ВВС произойдет уже в обозримой перспективе. Собственно, процесс уже шел. 7-я Воздушная армия Карельского фронта к началу 1943 года была почти полностью перевооружена на иностранные истребители Р-39, Р-40 и «Харрикейн» II, которых в своём составе имела 120 штук. Самолетов старых типов оставалось всего 35, из которых 20 использовались в качестве штурмовиков. В 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта и 7-м истребительном авиакорпусе ПВО устаревших машин осталось всего 16, тогда как только ленд-лизовских имелось 53 штуки. К счастью для финнов, значительная часть этих сил была задействована против немцев. А вскоре на советско-финляндском участке фронта ожидалось появление и современных советских истребителей – Як-7/9 и Ла-5. Уже к концу марта 43-го 4-й Гвардейский ИАП ВВС КБФ полностью перевооружился с И-16 сразу на Ла-5, а к 1 июля И-16 и И-153 составляли уже менее трети в ВВС КБФ, основными машинами стали «Яки» разных типов и Ла-5. Бороться на равных с новой матчастью советских ВВС даже лучшим из имевшихся у финнов истребителям было довольно тяжело.

Истребители в ВВС Финляндии играли в этот период особую роль. На 1 января 1943 года они составляли 63,6% от численности фронтовой авиации, или 119 штук. Из них 85 были на вооружении пяти истребительных эскадрилий, а остальные (в основном устаревшие, типа D.XXI или «Гладиатор») широко использовались в качестве легких штурмовиков и разведчиков в составе других частей. Например, формально считавшаяся разведывательной LeLv 14, к началу 1943-го имела в своем составе 12 D.XXI, 9 «Моранов» и только два разведчика «Фоккер» С.V.

Состав истребительных эскадрилий ВВС Финляндии на 1.01.1943

-3

Помимо постепенно нарастающего количественно-качественного отставания материальной части, у финских ВВС имелась и вторая серьезная проблема, тесно связанная с первой: все относительно современные истребители были иностранного производства. Как следствие - хронические проблемы с запчастями как для полевого, так и для заводского ремонта, а также постоянная неукомплектованность эскадрилий. Например, LeLv 28 на протяжении 1942 года имела в своем составе в среднем 18–20 «Моранов» из тридцати положенных по штату, причем исправны из них были 10-15 машин, LeLv 26 – 22-23. Собственная авиапромышленность в лице Государственного авиазавода до сих пор ничего лучше копий откровенно устаревшего D.XXI выдать не смогла. Продолжавшаяся с 1939 года разработка истребителя собственной конструкции VL Myrsky дальше опытной машины пока так и не продвинулась, но на конец 1942 года и его лётные данные впечатления уже не производили – он летал лишь немногим быстрее «Брюстера» и с трудом перевалил отметку в 500 км/ч. Финны как могли пытались «удерживать на плаву» свои машины. Например, в 1942 году все «Хоки» получили по паре крупнокалиберных синхронных пулеметов, в том числе бывшие советские УБ. Государственный авиазавод с лета 1942-го ввиду отсутствия доступа к «родным» американским моторам экспериментировал с установкой на «Брюстеры» трофейных советских М-62 и М-63, а также работал над созданием «клонированной» версии В-239 под названием Humu с советским мотором и деревянными элементами конструкции. Но вся эта бурная деятельность в итоге окончилась провалом: был построен единственный прототип Humu, полетевший в августе 1944-го, а уже в сентябре программу закрыли. Наиболее успешной «конверсией» стал Mörkö-Morane (буквально «Моран-призрак»), представлявший собой планер M.S.406 с советским двигателем М-105П. Летные данные самолета заметно подросли, но отсутствие моторов и ряд других обстоятельств привели к тому, что массовое изготовление (точнее переделка) «Призраков» началось только в апреле 44-го.

Пара Mörkö-Morane ВВС Финляндии уже после окончания войны, лето 1945 года.
Пара Mörkö-Morane ВВС Финляндии уже после окончания войны, лето 1945 года.

Таким образом, к концу 1942 года единственным вариантом быстро пополнить свой авиапарк по-прежнему был экспорт. Однако Германия поставлять современную матчасть «товарищам по оружию» не спешила, ограничившись передачей в начале 42-го полутора десятков не самых передовых на тот момент бомбардировщиков Do17Z 1938–39 годов выпуска. Зато немцы охотно продавали трофеи, от моторов до самолетов, в том числе истребители. В 1942 году финнам поставили очередную партию из тридцати бывших французских «Моранов», а также одиннадцать И-153. Кроме того, было заключено соглашение о покупке двух десятков МиГ-3, впрочем, в итоге так и не реализованное. Но все это были полумеры. Ни «Мораны» и их призраки, ни «МиГи» ни тем более И-153 не могли обеспечить главного – качественного превосходства над советскими ВВС. А в условиях усугубляющегося численного отставания только оно могло обеспечить относительный паритет в воздухе.

Осенью 1942-го финская сторона в очередной раз решила обратиться к Германии с просьбой поставить им современные истребители. Задуманное финским Генеральным Штабом соглашение предусматривало покупку шестнадцати новых «Мессершмиттов» Bf.109G-2, еще четырнадцати таких же машин, прошедших капремонт, а также запчастей к ним и, что наиболее интересно, возможность компенсировать поставками понесенные в ходе эксплуатации потери. Параллельно финская сторона запрашивала у Германии 24 современных бомбардировщика Ju.88A-4. Предложение было направлено в Берлин 20 ноября. Видимо не сильно рассчитывая на успех, 26 ноября командование параллельно заказало Государственному заводу разработать истребитель под немецкий мотор DB605A, которым оснащался Bf.109G-2. Работы начались по двум направлениям – небольшой деревянный Puuska и более крупный Pyörremyrsky смешанной конструкции (в переводе «Порыв ветра» и «Ураган» соответственно). Обе машины разрабатывались с оглядкой на «Мессершмитт», но Puuska в итоге забросили еще на стадии проектирования, а «Ураган» полетел только в конце 1945 года, так и оставшись в виде опытного экземпляра.

Прототип VL Pyörremyrsky на испытаниях, сентябрь 1945 года.
Прототип VL Pyörremyrsky на испытаниях, сентябрь 1945 года.

А тем временем, уже 7 декабря 1942-го от Главкома Люфтваффе Г. Геринга пришел положительный ответ. Все детали соглашения были урегулированы к 1 февраля 1943 года. Шестнадцать новых истребителей обошлись казне в 4 миллиона финских марок каждый, подержанные покупали за 3,6 миллиона за штуку. Продажа «Юнкерсов» также была одобрена, они начали поступать в Финляндию в апреле 1943-го. Внезапный приступ щедрости немцев объяснялся резким изменением ситуации на фронтах второй мировой. Буквально в течение октября – ноября 1942 года советские войска замкнули кольцо окружения вокруг 6-й немецкой армии в Сталинграде, в Африке итало-германский корпус понес тяжелое поражение в сражении при Эль-Аламейне, а американцы высадились в Алжире и Марокко. Теперь Германия просто не могла закрывать глаза на нужды своих союзников и сателлитов, если, конечно, не хотела быстрого развала «оси»...

Читать на сайте >>>

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц