Найти тему

Как писать статьи

Статьи бывают на самые разнообразные темы, самого разнообразного содержания. Под статьей мы здесь будем подразумевать деловое изложение какого-нибудь факта, данное с целью познакомить с ним читателя или с целью убедить читателя в чем-нибудь. Этот отдел в наших газетах очень неблагополучен. Статей мы пишем много, но они скучны, похожи друг на друга, написаны непонятным языком, длинными фразами; сведения, которые в них сообщаются, часто устарели или повторяют друг друга.

Мы не умеем в газетных статьях разнообразить темы; например, в нашей печати очень хорошо освещен Волховстрой и очень слабо освещены другие стороны электрификации СССР, почти не описаны станции, работающие на торфе.
Это объясняется тем, что возникает инерция темы: начинают писать на одну и ту же тему. Отчасти это объясняется и неумением редакции выдумать тему. Задать тему газетному работнику — большое искусство. Проще, конечно, идти по линии наименьшего сопротивления—давать темы или юбилейные или тесно связанные с задачей сегодняшнего дня; например, всю газету посвятить вопросу режима экономии или хулиганству.
Для читателя это невыгодно, он утомляется, перестает воспринимать тему, перестает читать статью. Поэтому самое важное в статье — правильно найденная тема, при чем нужно заранее обдумать цель статьи и место, где она будет напечатана. В „Экономической Жизни- можно писать по экономическому вопросу, например, по льну, с расчетом, что будет читать спец— человек, которому нужна сама статья и который нуждается в сообщении фактов.
Такие статьи пишутся как научные.
Но если вы пишете для широкого читателя, для крестьянина или для рабочего, то задача осложняется, при чем, если вы пишете в „Крестьянской газете" по вопросу, который непосредственно крестьянина затрагивает, то вы должны, конечно, прежде всего писать понятно, рассчитывая, что закоь о земле или известия о наборе будут им всегда прочитаны внимательно.
Но нужно учитывать, что у крестьянина может быть совершенно иной учет значения газетных приемов, чем у городского читателя. Я знаю случаи, когда маленькая уездная газета напечатала статью о каком-то третьестепенном, неважном политическом столкновении на первом листе с крупным заголовком.
Сообщение было невинного характера, но крупный заголовок вызвал буквально панику в деревне и даже изменил на несколько дней хлебные цены: начали ждать войны.
Здесь мы видим, что заголовок дошел больше, чем сообщение, и что газетный кусок часто действует не своим смысловым содержанием, а просто первым ударом.

-2


Мы должны учитывать всегда психологию читателя, а не рассчитывать просто на свою психологию.

Когда вы пишете в газете, например, заметку о своем заводе, то вам интересно все, что вы пишете. Читателю же на вашем заводе интересно само обнародование факта.
Но ведь эту газетную заметку будут читать все.
Нужно поэтому писать заметку так, чтобы рабочему другого завода интересно было ее прочесть, чтобы она имела не только местное, но и общее значение.
Для этого заметка должна давать что-то новое.
Важно писать не только о том, что у нас на заводе тоже течет крыша, а найти точное определение, почему именно на нашем заводе течет и какие особенности именно нашей крыши. В статье для широкой газеты нужно писать так, чтобы заметка содержала материал непосредственно относящийся к читателю. Например, если пишешь статью о мировой политике для крестьян, то хорошо довести дело до хлебных цен на рынке.
Суметь увязать вопрос о прогулах с вопросом о ситце для деревни.

Пока что деревня резче всего ощущает связь свою с мировым вопросом в толках о войне.
Если вам нужно писать статью агитационного характера, например, по повышению производительности, то лучше всего ее начинать с с этого вопроса, не бросаться прямо на читателя в атаку.


На читателя нужно действовать фактами, фактами новыми, и тему сегодняшнего дня давать не как задание, а как вывод.