Надо как-то выбираться из скорлупы, в которую неизбежно запечатывают нас грустные события. Думаю, что поднимать канал из той бездны, куда его опускает отсутствие публикаций в течение нескольких дней - это весьма терапевтично. Поможет выбраться из бездны эмоциональной.
В последний день зимних каникул мы до самого вечера не могли решить, чем же зафиналить новогодние семейные просмотры. Пересматривать в сотый раз проверенное временем и любимое не хотелось, а смотреть новое - это всегда риск нарваться на неоднозначное. Вспомнила про фильм «О Леле и Миньке», которому, наверное, года два-три уже. Посмотрели и не пожалели!
Почему так долго не смотрели? Очень уж эмоционально я относилась к книге в детстве. Мне ужасно жаль было Лелю, которую любили очевидно меньше, чем брата. Особенно усердствовала в деле неравного отношения к детям бабушка, ух, ее я просто ненавидела в свои лет пять (а эти рассказы Зощенко я читала именно в этом возрасте). И меня всегда удивляло несоответствие суровых наказаний (если уж лишать мороженого, то сразу на два года) и того, как продолжали вести себя дети (явно никаких уроков из наказаний они не извлекали).
На самом деле, Зощенко - гений. Он так заставлял своих юных читателей сопереживать одним героям, а других - горячо не любить, что это достойно восхищения! Но я годам к семи просто переключилась на социальную сатиру Зощенко, адресованную взрослым, сохранив на всю жизнь свои бурные детские эмоции по отношению к историям про Лелю и Миньку. Даже с детьми не читала эти рассказы. Витя читал в начальной школе в рамках летнего чтения, думала, что и с Петей будет аналогично. Но фильм все изменил!
Начнём с того, что мальчишки сразу же задали вопрос, который и для меня в детстве был главным. Почему такие суровые наказания очевидно ничему детей не учат?! А потому, что наказания никогда никого и ничему не учат! Во взрослом мире наказаний нет. Понятно, что существуют законы, их нарушение карается в зависимости от тяжести нарушения. Но обычно люди все же не нарушают законы не потому, что боятся тюрьмы, а потому, что нарушения эти не вписываются в их картину мира.
Во взрослом мире всем управляют естественные последствия. За невыполненный на работе проект (или за выполненный с ошибками) будет лишение премии, штраф, увольнение, если все совсем плохо. Не научился соблюдать правила дорожного движения? Рискуешь заплатить здоровьем и жизнью. Отвратительно себя ведёшь, не умеешь общаться? Не будет друзей, семьи. И так далее…
Именно это я пытаюсь донести до детей с их раннего возраста. Что у всего есть последствия и неплохо бы учиться их просчитывать. Да, бывает непросто. Взрослые-то не всегда это понимают. Но с наказаниями совсем ничего не выйдет. Наказание не формирует понимания. Дети всеми силами стараются его избежать. Поэтому начинают скрывать поступки, за которые могут быть наказаны. Так в семье появляется недоверие.
Ситуации с Лелей и Минькой очень показательны. Дети ведь совершают ошибки из-за отсутствия опыта (впервые оказались в ситуации, не знали, как поступить). И первое, что надо было сделать взрослым - объяснить, в чем ошибка, почему так поступать не надо, и рассказать, как надо. Что мы видим на примере с Лелей и Минькой? Детей называют плохими, гадкими, несносными, ругают, сурово наказывают - продают все игрушки старьёвщику, лишают мороженого на два года, но оказавшись в новой ситуации, дети снова поступают неправильно, потому что им никто не объясняет, как правильно.
Самый показательный в этом плане рассказ - «Золотые слова», в котором дети за ужином постоянно перебивают папиного начальника, ужасно его этим обижают, за что и лишаются права ужинать со взрослыми на два месяца. Потом папа разрешает детям вернуться к таким ужинам, но с условием, что они не проронят ни единого слова, иначе больше никогда не сядут за стол с гостями. И как же всех удивляет, что дети ничего не сказали о том, что Минька уронил кусок масла в чай папиного начальника. Да дети вас впервые послушались! Это ли не то, чего вы добивались? Но именно здесь от детей ждут гибкости, сами должны были догадаться, что правила можно нарушать. Нет, дети такой ромашки (тут - нельзя, тут - можно) не понимают. Они уверены, что предупредив об упавшем масле, не увидят ужинов со взрослыми навеки. Папа же - мастер по длинным и суровым наказаниям! Гибкости и пониманию, когда правила можно нарушить, детей тоже надо учить. Причём, на практике. Этот случай с маслом в чае начальника - просто опыт. И думающие родители просто не сажали бы детей за стол именно с этим дяденькой, с которым очевидно скучно, который совершенно не настроен понимать и принимать детей. Все бы от этого только выиграли.
Единственную попытку что-то объяснить детям, почему они были не правы, предпринимает мама в рассказе «Находка». Вернее, она попросит об этом папу. Но он не знает, что сказать детям и говорит, что вырастут и сами поймут. Не очень взрослая позиция, на самом деле.
В общем, фильм породил такие хорошие дискуссии. Петя тут же достал с полки книгу рассказов про Лёлю и Миньку, теперь читаем на ночь. Обязательно вместе, потому что потом есть, что обсудить.
Что ещё нам всем понравилось в фильме? Тонко переданная атмосфера размеренной дореволюционной жизни среднего класса с елками для соседских детей, выездами на дачу, чаепитиями на веранде. Не случайно, куски, когда Лёля и Минька - взрослые, показаны в черно-белом цвете, а детские воспоминания - цветные. Потому что детство - яркий и безработный период, окрашенный всеми цветами радуги (нормальной радуги, товарищи, природной, а то сейчас радугу не безопасно всуе упоминать). Во взрослой жизни краски сразу тускнеют…
Ещё понравился тонкий намёк на эпоху во время путешествия уже взрослого Миньки по железной дороге. Он проезжает свою станцию Царев, потому что не может же в советском государстве станция так называться! Ее уже переименовали в честь какого-то революционного деятеля. Но пока Минька едет до следующей станции и пересаживается на поезд, идущий в другом направлении, деятель, в честь которого названа станция, впал в немилость, оказался под следствием, станцию снова переименовали. Теперь в Цеткинск. В честь Клары Цеткин. Ну прямо таки очередная зарисовка на тему «В России за пять лет меняется все, за сто - ничего». Пока мы переключали каналы, Киркоров уже сходил в Мутабор и был вырезан из новогодней программы. Аннушка разлила масло…
Хорошее семейное кино. Зрителям восьми, четырнадцати и двум особям чуть за сорок понравилось.
Напомню, что у меня есть подборка про семейные кинопросмотры: