18 января, в последний день предпразднства Богоявления Господня (Крещения) Церковь отмечает Навечерие этого двунадесятого праздника. В народе этот день традиционно называют Крещенским Сочельником, по названию сочива – особого сладкого блюда, наподобие каши, приготовленного из пшеницы, риса или других злаков и заправленное сахаром или мёдом, приправленное сухофруктами.
С давних пор существовала благочестивая традиция принимать Святое Крещение в дни предпразднства Богоявления Господня, чтобы сам праздник встретить полноценным чадом Церкви.
В храмах 18 января утром читаются Часы, затем служится вечерня с чтением отрывков из Священного Писания и Литургия святителя Василия Великого. Это одна из самых продолжительных служб церковного календаря. Сразу после Божественной Литургии совершается чин водоосвящения и раздача воды верующим. Это происходит в память об евангельском событии - Крещении Спасителя в водах Иордана и освящения воды через погружение в нее Бога в плоти человека. Вода после проведения особого чина освящения становится святыней - Великой Агиасмой. Еще одна особенность службы Навечерия - в центре храма устанавливается свеча, перед ней поются тропарь и кондак праздника. Пламя свечи символизирует свет истинного учения Спасителя. Затем верующие подходят к Кресту, и батюшка окропляет каждого святой водой.
Также есть благочестивый обычай в Навечерие кропить свое жилище крещенской водой с молитвами и пением праздничного тропаря. Кроме того, в Сочельник трапезу принято начинать с принятия с молитвой крещенской воды, уже освященной в храме. Допускается употребить крещенскую воду, оставшуюся с прошлого года. Напоминаю, мои дорогие, что в Навечерие Богоявления установлен строгий пост, не допускается никакая животная пища, включая рыбу.
Обычай совершать водосвятие в этот праздник восходит к древней иерусалимской традиции, когда верующие собирались на берегу Иордана в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в современной Церкви чин освящения воды в Сочельник происходит внутри храмов, а на следующий день, в Богоявление Господне, обычно совершается на водоемах, куда верующие направляются с крестным ходом. Этим подчеркивается, что Христос крестился в реке, вне стен храма.
При этом, мои дорогие, хочу напомнить, что окунание в прорубь – крещенскую «иордань» не предусмотрено церковным Уставом, это – народная традиция, не более. Очень важно, чтобы этот обряд вы не наделяли волшебными свойствами отпущения грехов и исцеления, а само погружение в прорубь должно происходить в специально оборудованных местах с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Кроме того, не стоит его превращать в экстремальный вид спорта или модную «тусовку», да еще под «парами» спиртного. Не стоит этого делать и больным, а также очень пожилым людям, беременным женщинам, маленьким детям. Куда важнее в праздник Богоявления Господня проникнуться духом праздника и принять участие в богослужении.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий подчеркнул: Как же правильно отметить праздник Крещения Господня? Конечно, в первую очередь посетить храм, возжечь свечи, подать записки и попросить молитв у Церкви о своих родных и близких, помолиться на праздничных богослужениях вместе с Церковью, исповедаться и причаститься Тела и Крови Христовых. Вместе с церковной общиной вознести молитвы о схождении Духа Святого на воду во время Великого чина освящения, затем с благоговением набрать освященной крещенской воды (агиасмы, то есть святыни) и отнести ее в свой дом, передать родным, знакомым, особенно — в больницы, людям страждущим. Эту воду благоговейно, с молитвой и крестным знамением испить, окропить ею всё свое жилище (квартиру, дом, хозяйство, двор; рабочее место на работе). Крещенской водой можно умываться, протирать руки, больные места на теле. Затем в течение года ежедневно пить ее натощак после утренних молитв или когда на душе неспокойно, в дни посещения болезнью, испрашивая Божией помощи, очищения от страстей, здоровья и радости духовной…
Глубочайшим заблуждением является мнение некоторых людей, что крещенские погружения в ледяную воду смывают грехи человека. Это самообман. Есть только одно погружение, когда действительно омываются все грехи человека, то, которое происходит раз в жизни, — в Таинстве Крещения. Затем мы освобождаемся от грехов в Таинстве Покаяния, если искренне каемся и изменяем себя по отношению к прежде совершенному греху, напоминая себе призыв святого Иоанна Крестителя к покаянию, к перемене себя, к трансформации своей жизни, ее преображению в нечто новое. Это призыв прийти к Богу».
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь