Найти в Дзене
ИНОСМИ

Европа забыла свои колониальные грехи и надеется на Восток. И вот почему

   © РИА Новости Стрингер
© РИА Новости Стрингер

Европа проявляет все больший интерес к Азиатско-Тихоокеанскому региону, пишет Arab News. Среди стран Старого Света существует немало разногласий относительно восточной политики, но глобальные тенденции остаются неизменными: богатый и быстро развивающийся регион крайне необходим Европе как экономический партнер.

Европа вступает в год больших выборов. Внутриполитическая активность государств региона снижается в преддверии предстоящих голосований. Однако деятельность внешнеполитическая пока не претерпела изменений темпа — и она потенциально способна в ближайшие месяцы изменить всю глобальную политику.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

После начала специальной военной операции (СВО) на Украине и западного проекта по "снижению рисков" со стороны Китая, страны ЕС и страны, не входящие в ЕС, проводят фундаментальную переоценку своих глобальных отношений.

Запад пересматривает свои отношения с регионами, богатыми природными ресурсами, включая Латинскую Америку. ЕС надеется заключить торговое и инвестиционное соглашение в январе или феврале с такими странами-членами МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки), как Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай.

Ещё одна развивающаяся, богатая рынками часть мира, станет предметом пристального внимания ЕС в 2024 году. И это — Азиатско-Тихоокеанский регион. В этом году ожидается форум "ЕС — Азиатско-Тихоокеанский регион" и министерская встреча "ЕС — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии" (АСЕАН).

Азиатско-Тихоокеанский регион уже давно является предметом интереса ключевых европейских игроков: Франции, Германии, Нидерландов и Великобритании. Однако всё больше стран проявляют свой интерес к этому региону. Италия — одна из них.

Европа заинтересована в Азиатско-Тихоокеанском регионе по нескольким причинам. В 2021 году ЕС официально представил стратегию расширения своего влияния в этом регионе, что стало своего рода новой бюрократической вехой. Эта стратегия направлена на укрепление региональной стабильности, безопасности, процветания и устойчивого развития в период растущих проблем и напряженности. ЕС также пытается защитить демократию, права человека, верховенство закона и уважение международного права.

В то же время в Европе растет понимание того, что Азиатско-Тихоокеанский регион будет оставаться одним из самых динамичным регионом мира — если не самым динамичным. В этом регионе [включающем страны, простирающиеся от восточного побережья Африки до островных государств Тихого океана] проживает около 3/5 населения мира. На его долю приходится около 60% мирового ВВП и 40% общего импорта стран ЕС. Он [вместе с ЕС] также обеспечивает примерно 70% объема мировой торговли.

Европа остро нуждается в диверсификации цепочек поставок, это еще один повод для ее интереса к АТР. Она стремится снизить зависимость не только от России, но и от Китая. В этом смысле Азиатско-Тихоокеанский регион является ключевым.

И, наконец, Европа стремится более активно брать на себя глобальную ответственность. Азиатско-Тихоокеанский регион — не исключение. Политическая судьба этого региона все теснее переплетается с судьбой самой Европы и вызывает у неё желание вмешаться в его дела.

То, что Европа осознала актуальность этой проблемы, уже является важным этапом в процессе достижения стратегической ясности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако между 27-ю странами-членами ЕС имеются разногласия, которые могут существенно затруднить разработку и реализацию четкого, последовательного подхода.

Одной из этих стратегических "линий разлома" являются внутриевропейские разногласия в отношении более глубокого взаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для таких держав, как Германия, дело уже давно в коммерческой мотивации. Однако есть и другие страны, в том числе Франция, для которых актуальны более широкие стратегические расчеты.

Раскол в ЕС был упомянут в исследовании Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations, ECFR), аналитического центра, опросившего влиятельных политиков в 27 странах-членах ЕС по этому вопросу. Почти половина из них заявила, что политику ЕС в Азиатско-Тихоокеанском регионе следует определять как "поле возможностей для реализации экономических интересов".

Другие назвали иную причину взаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом — помимо "реализации новых экономических возможностей". В частности, они отметили важность сохранения бдительности в отношениях с Китаем.

Хотя этот раскол может повлечь за собой серьезные последствия, вполне вероятно, что со временем большая часть Европы перейдет к более целостной, стратегической оптике, через которую будет рассматривать свои отношения с Азиатско-Тихоокеанским регионом, особенно если отношения с Китаем продолжат ухудшаться.

Франция с её заморскими территориями (Новая Каледония и Французская Полинезия, а также острова Майотта и Реюньон недалеко от Мадагаскара) является единственной страной ЕС, которая имеет постоянное военное присутствие в этом регионе.

Другие страны ЕС тоже проявляют к этому региону большой стратегический интерес. Речь идет о развитии свободного морского судоходства, как того требует международное право. Например, в 2021 году немецкий военный корабль впервые с начала тысячелетия зашёл в Южно-Китайское море.

В прошлом году итальянский патрульный корабль завершил почти полугодовое пребывание в этом регионе. Он заходил в порты 14 стран, включая Сингапур, Индонезию и Южную Корею.

Европейская дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе традиционно была сосредоточена на странах, которые сейчас входят в "Большую двадцатку" (G20), то есть на Китае, Индии, Японии и Австралии.

АСЕАН является очень важным партнером для стран ЕС, действующих в регионе, говорится в исследовании Европейского совета по международным отношениям. Исследователи обнаружили, что эта группа получила поддержку 21 из 27 членов ЕС. Причин тому несколько: например, то, что Европа предпочитает многосторонний, основанный на сотрудничестве подход к внешней политике, учитывая её собственную послевоенную историю.

Другими словами, ЕС активно развивает свою Азиатско-Тихоокеанскую стратегию. Проблемы никуда не делись, но эта развивающаяся, богатая рынками часть мира, потенциально позволяет Европе достичь своих целей, обеспечив экономические и политические конкурентные преимущества в 2030-е годы.

Автор: Эндрю Хаммонд (Andrew Hammond), сотрудник исследовательского центра LSE IDEAS Лондонской школы экономики.

Оригинал статьи