Часто встречается, что человек живее не по средствам. К этому его подбивают гордыня в союзе с возможностью тянуть ресурсы «со стороны», за чужой счет. Этот порок хорошо известен и он мало интересен кому-либо, кроме пострадавших. Гораздо удивительнее, когда человек, имеющих богатство, известность и власть живет намного скромнее предоставленных ему возможностей.
Примеры удивительной бытовой скромности остались в истории, и Монтень приводит несколько из них. Так, Катон Старший, возвращаясь из Испании, продал принадлежавшую ему лошадь, лишь бы не тратиться на ее перевозку в Италию морем. Конники вряд ли назовут это особенно правильным поступком, поскольку у хорошего всадника отношение к лошади – как к привилегированному члену семьи. В оправдание Катону можно сказать, что морские перевозки в те времена были настоящей игрой со смертью. Да и впоследствии, будучи владетелем Сардинии, Катон пользовался всего одним слугой, а то и сам носил свою поклажу самостоятельно. При всем своём богатстве, он не носил дорогой одежды, скромно питался и спартанцы, наверняка отозвались бы одобрительно об его образе жизни. Впрочем, примеров совершенно безумной и даже смешной роскоши у древних найдется намного больше, чем примеров удивительной умеренности.
Личное отношение к жизни существенно тяготит к скромности, нежели роскоши. Тем более, что доходы всегда были средние и ниже, а от славы и власти я откровенно шарахаюсь. Но, что важнее, даже когда меня попрекали, что весь мир, кроме тебя живет в кредит, я, без всякой гордыни отвечал – что глупости всего мира меня не интересует. Нет, пользы кредита я не отрицаю – если он берется на нечто, перекрывающее прибыльностью все текущие издержки. Или, когда просто нет другого выхода, например, при покупке жилья. Рост цен сожрет любые попытки накопления, а для особо упертых, раз в 10-15 лет устраиваются дефолты, революции, или, для разнообразия, специальные военные операции.
В последнее время очень заметен общий тренд на увеличение скромности проживания. Землян практически принуждают копаться в мусоре, реже менять гардероб, переходить в питании на странное, меньше путешествовать и экономить с утроенной силой. Часть «пожеланий» властей не вызывает возражений. Я не люблю автотранспорт и использую его только в безальтернативных случаях Мне совсем не сложно отделить от бытового мусора макулатуру и даже раз в год сдать ее «куда следует». Точно также, возможно, не пользоваться личным авто для поездок на работу. Правда, есть замечания к качеству работы общественного транспорта. Оно – в диапазоне от плохого до ужасного.
А вот есть сверчков, увольте, что-то не хочется. Рано как ограничивать себя в и так нечастых путешествиях.
Любопытно, если население обязывают стремиться к чудесам экономности, касается ли подобные требования «уважаемых» олигархов. Что-то не очень заметно, чтобы в мире сокращались количество бизнес-джетов и длина яхт.
И. еще одно соображение. На фоне всепланетной, хотя и не для всех, экономии, идея межзвездных полетов становится еще более блеклой. Вместе с том, что мировая экономика все более съеживается до обслуживания ультрамиллиардеров и постепенной утратой планетой невозобновимых ресурсов, за судьбу человечества испытываешь все больший скепсис.
И, последний камень в идею бережливости хочется кинуть из-за современных финансистов, наплодивших фальшивых денег. Бережливость очень сильно утратила смысл именно из-за этого – все вокруг неоправданно дорого, а сбережения тают из-за того, что заработанным деньгам никогда не выдержать конкуренцию с надутыми из воздуха.