Найти тему
kin0guru

Про лучшую серию "Слова пацана" и анахронизмы (куда ж без них)

К прогремевшему в ноябре-декабре ушедшего года телесериалу "Слово пацана: Кровь на асфальте" у меня в итоге сложилось смешанное чувство: при общей зрелищности и достойной актёрской игре авторы выдержать дистанцию не то, чтобы не сумели, а скорей такая задача и не ставилась. Смутил и явный перекос в романтизацию гопоты, и планомерная карикатуризация их идейных противников: как "ментов" (иначе не поймет "братва"?), так и местной комсомолии. А слезливо-трагическая история любви Адидаса и медсестры в финальной части и вовсе за версту блатным фольклором отдаёт.

По-настоящему же сильной серией, на мой взгляд, оказалась шестая, где Айгуль сталкивается с травлей ровесников, но именно унижение со стороны родной матери заставляет её совершить роковой шаг. Понятно, что в основу сериала легла реальная историческая подоплёка с казанскими молодёжными группировками, но, если вдуматься, могла ли сюжетообразующая линия с погибшей школьницей, в результате чего Марат в дальнейшем пошёл на предательство "своих" (лично им воспринимаемое как месть), произойти в каком-то другом регионе РСФСР? С менее архаичными отношениеми в семье и особенно к дочерям, чьим главным предназначением зачастую оставалась по возможности выгодная их родителям выдача замуж. И не дай боже потерять невинность до брака - считай, товар забракован (хорошо, коль батя из дома не выгонит или что похуже). И не важно, жертва ли то была насилия, как в ситуации с Айгуль, или сексуальная революция всему виной.

Я-то вырос на Дальнем Востоке и подобные случаи, о которых ходили разговоры в школе в те самые 80-е, ничем чрезвычайным на моей памяти не заканчивались. А тут даже кинотерзания Марата вызывают сомнения - в реальности, будучи продуктом сложившейся среды, он, как и всё прочие, отвернулся бы от поруганной девчонки. Увы и ах!

-2

Но хватит о грустном. Перейдём теперь к некоторым анахронизмах, которые особенно резанули мой глаз как свидетеля той эпохи. Пусть в Казани я впервые побывал много позже (в 2011 году).

Во-первых, хоть действие заявлено как зима 1989 года (упомянут вывод войск из Афганистана), но видеосалоны показаны как ещё что-то крайне редкое и полуподпольное Хотя их открытие в качестве кооперативов было официально разрешено еще в мае 1988 года и они стали плодится как грибы. Не знаю конечно как в милионной Казани, но у нас в портовом райцентре населением в 40 тысяч через полгода видео крутили по рублю с носа не только в Доме культуры, но и в каждом клубе (а их было штук пять).

-3

Во-вторых, смущает использованный музон: местная любительская группа исполняет "Островок" из репертуара "Форума", когда там ещё пел Виктор Салтыков, но ко времени действия фильма песни с первого альбома (1984-85) давно вышли из моды. Тогда многие скорей в хэви-метале себя пробовали, но вектор быстро смещался на евро-диско. Что касается "Ласкового мая", его всесоюзная популярность нахлынула к 1989-му и то впервые я про них прознал от одной знакомой девчонки, с которой встречался летом того года. Но "Седую ночь", под которую в сериале постоянно все подряд вытанцовывают (хотя от голоса Шатунова тогда "балдели" в основном школьницы да птушницы), я услышал лишь к середине 90-х, что-то отмечая в ресторане, а в мою бытность на дискотеках в 1989 году в топе был "Мираж" и даже "Кино". Но и зарубежки никто не чурался, как пытаются выставить в фильме. По крайней мере у нас Сандра, Сабрина, Блю Систем и пр. никого не смущали, включая "пацанчиков" - у них вроде больше идейные претензии к металистам возникали (и то меня конфликты обошли).

Безусловно, всё вышеперечисленное можно объяснить и местными особенностями в Казани, но напоследок у меня есть главный перл от Жоры Крыжовникова (при всём к нему уважении), доказывающий, что он о времени действия имеет представление в лучшем случае на уровне 3 класса младшей школы (в котором он в 1989 году и учился).

В сериале, когда то и дело заходят в присутственные места, на стене обязательно висит лик тогдашнего генсека Горбачева, причём черно-белый, отретушированный, то есть без родимого пятна на челе. На самом же деле эту практику - вешать над рабочим столом портреты ныне здравствующих вождей (Ленина или Дзержинского - можно) упразднили ещё при Хрущёве, вернув её только в начале 2000-х (ясно при ком). В оставшееся же советское время сохранялись исключительно групповые "наборы" с членами Политбюро ЦК КПСС и главным образом они устанавливались в красных уголках:

-4

Ну и как без на траспарантов с портретами партийных руководителей во время массовых демонстраций 1 мая и 7 ноября,! Однако потом, в ходе перестройки всё это постепенно сошло на нет. Казалось бы навсегда...

(c) Albert Magnus специально для kin0guru