Приветствую моих подписчиков-читателей и тех, всех кто зашёл на данную страницу, посвящённую реставрации памятников архитектуры. Продолжаю ряд публикаций (всего будет пять частей) из моей книги «Кижи. Преображение» (2020 г.) – часть третья, глава 7-я «Воспоминания участников реставрации».
Ниже Вашему вниманию предлагаю ознакомиться с «мемуарами» следующего участника реставрации Преображенской церкви на острове Кижи.
Баркун Александр Николаевич - начальник проектно-сметного отдела ОАО «НИИ Спецпроектреставрация».
Достоверное определение стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия является очень важной и очень непростой задачей. При составлении сметной документации на научно-проектные и производственные работы, стоимость реставрации (возрождения) церкви Преображения Господня Кижского погоста мы столкнулись с большими трудностями и неразрешимыми бюрократическими проблемами.
Давайте по порядку.
Федеральным законом Российской Федерации от 25.06.2002 года № 73-ФЗ установлено, что «Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из важнейших задач органов Государственной власти», а все функциональные обязанности в реализации государственной политики в деле сохранения объектов культурного наследия возложена на Министерство культуры РФ, в том числе и полномочия по нормативно-правовому регулированию, т.е. созданию государственной системы сметного нормирования и ценообразования в реставрации (сметно-нормативной базы) для определения стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия.
Что же такое государственная система сметного нормирования и ценообразования, для чего она нужна, каковы её функции и значение? Основным инвестором по реставрации объектов культурного наследия является государство. И как всякий рачительный инвестор, государство должно иметь критерии объективной и достоверной оценки стоимости.
Конечно, ценообразование - это экономическое понятие, но экономика и реставрация это взаимосвязанные вещи. Экономика через инвестиции приводит в действие механизм реставрации, а реставрация через сохраненные и отреставрированные исторические памятники делает страну более привлекательной для мирового сообщества, в т. ч. для иностранного инвестирования, что способствует развитию экономики. Экономика происходит от слова «экономить», но это не обозначает экономить за счёт сокращения статьи бюджета, а экономить за счёт рационального расходования инвестиций, и рабочим инструментом этого является Государственная система сметного нормирования и ценообразования - сметно-нормативные базы по определению стоимости научно-исследовательских, изыскательных, проектных и производственных работ при реставрации памятников. Таким образом, на государственную сметно-нормативную базу (СНБ) возложена большая и ответственная задача - достоверное определение при объявлении конкурсов или проведению аукционов на реставрационные работы. А для этого СНБ должна быть современной, построенной на новейших технологиях и материалах, отражать действующий уровень оплаты труда специалистов, быть конкурентно способной по отношению к новому строительству и капитальному ремонту.
Государственный контроль за достоверным определением начальной цены через систему ценообразования и сметного нормирования защищает бюджетные инвестиции государства от коррупционных проявлений, создаёт благоприятный климат для инвестиций в реставрацию и дальнейшее использование объектов культурного наследия. В тоже время в реставрации цена далеко не всегда является главным критерием оценки выбора той или иной методики, той или иной технологии ведения работ, того или иного применяемого материала, привлечения дешёвой рабочей силы. Ведь мы имеем дело с объектами культурного наследия нации, которые сохранили для нас предыдущие поколения реставраторов, поэтому при разработке новых норм и расценок необходимо закладывать в них такие методики, технологии, материалы и механизмы, затраты труда высококвалифицированных специалистов реставраторов, которые бы обеспечивали сохранение подлинности, долговечность и качество при проведении реставрационных работ.
В реставрации, как ни в каких других отраслях (капитальное строительство, капитальный ремонт), очень важно достоверно определять стоимость работ. Возможности бюджета ограничены, и завышение стоимости работ приводит к сокращению количества объектов культурного наследия, которые могут быть спасены от разрушения, а так же к коррупционным проявлениям. Необоснованное «занижение» стоимости реставрационных работ приводит к упрощению, применению некачественных материалов, ненадёжному профессиональному уровню проектирования и производства работ в связи с привлечением низко профессиональных специалистов, что приводит к резкому ухудшению качества.
И вот тут мы подошли к проблеме, с которой мы столкнулись при определении сметной стоимости реставрации церкви Преображения Господня на о. Кижи. В 2015 году, когда составлялась сметная документация и по настоящее время, при определении стоимости реставрации продолжает действовать сметно-нормативная база на реставрационные работы 1984 года (ССН-84), т.е. 35-летней давности, а на научно-проектные работы 1991 и 1993 годов (СЦНПР-91 и РНиП 4.05.01-93), построенные на основе тарифных ставок строительных рабочих 1980 г., устаревших технологиях, ограниченной номенклатуры материалов, выпускаемых в те годы отечественной промышленностью, в проектировании на основе ручного вычерчивания форматок, а при обмерах - рулеткой.
Даже в период плановой экономики, когда цены на материалы, механизмы и тарифы заработной платы были стабильными, сметно-нормативные базы пересматривались через 10-15 лет, а сметно-нормативная база реставрации (ССН-84) действует уже 35 лет и поэтому ни в коей мере, не может служить инструментом для достоверного определения стоимости работ. Вынужденно сметная документация в реставрации разрабатывается методом «применительного» использования норм и расценок сметно-нормативной базы 1984 года, что искажает достоверное определение стоимости, значительно занижает и затрудняет экспертную оценку.
Изучение сметно-нормативных баз на реставрационные работы других стран показало, что одновременно с внедрением новых технологий или материалов создаются новые сметные нормы, которые позволяют оценить эффективность и экономическую целесообразность применения той или иной технологии или материала. То есть, сметно-нормативная база должна постоянно обновляться, чутко реагировать на все изменения технологий, материалов, механизмов, организации производства, и в этом случае она будет инструментом созидания, так как будет способствовать внедрению подрядным организациям инновационных процессов в реставрационной отрасли.
Комплексным проектом реставрации церкви Преображения на о. Кижи, разработанным Государственным проектным научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация» (г. Санкт-Петербург), была разработана технология реставрационных работ, не имеющая аналогий в практике сохранения объектов деревянного зодчества в России для реставрации сложнейших, деформированных памятников деревянного зодчества, позволяющая значительно повысить процент сохранности исторических элементов, оптимизировать мероприятия по исправлению критических деформаций. А в действующих в настоящее время сборниках сметных норм и цен 1984 (ССН-84), такая технология отсутствует. Единственной нормой и расценкой ССН-84 параграф 5-7 «Замена отдельных поврежденных мест в бревенчатых стенах» предусмотрена реставрация венцов по месту, что применимо для жилых домов малой этажности и хозяйственных построек. Для наглядности привожу сравнительную таблицу состава работ по расценке ССН-84 (параграф 5-7) и состава реставрационных работ по разработанной уникальной технологии.
Состав работ по ССН-84 п.5-1
Состав работ по технологии реставрации срубов в рамках проекта:
1. Осмотр, обмер и разметка поврежденных участков.
2. Вырубка (выпиловка) сгнивших частей с зачисткой кромок и плоскостей скола.
3. Изготовление вставок (протезов) взамен удалённых мест с подбором леса по толщине и сорту.
4. Установка на новое место вставки-протеза на деревянных нагелях и пригонкой по профилю и кромкам.
Технология реставрации наружных и внутренних несущих стен предусматривает следующие работы:
• Детальная маркировка элементов.
• Вывешивание элементов сруба по поясам.
• Последовательная поэлементная разборка сруба пояса с использованием простейших механизмов и спуск их вниз на площадку эстакады, возведённой над кладбищем вокруг церкви. Транспортировка элементов на тележке до зоны погрузки на автотранспорт.
• Доставка элементов от погоста до реставрационного комплекса (РК) - 2,5 км.
• Разгрузка элементов на территории реставрационного комплекса на специальную площадку на подмости для быстрой мойки специальным аппаратом (водой под давлением).
• Естественная сушка элементов после мойки на открытом воздухе.
• Температурное обеззараживание элемента в сушильной камере (при tº до 60º).
• Раскладка элементов после сушки и обеззараживания на складе реставрационного комплекса.
• Предварительная сборка элементов в сборочном цехе (без их реставрации) на базовую опорную основу имитирующую верх собранного отреставрированного сруба на погосте.
• Изучение положения собранного сруба и выравнивание его неразрушающими методами до получения допустимого варианта с устранением критических опасных деформаций.
• Разборка и перевозка элементов на склад.
• Детальная расчистка и реставрация элементов сруба по рабочим чертежам (РЧ) проекта реставрации и рекомендациям с учётом результатов обследования при предварительной сборке без их реставрации.
• Предварительная (вторичная) сборка элементов сруба пояса в сборочном цехе РК после их реставрации и устранения выявленных недостатков.
• Стяжка сруба пояса в РК специальными металлическими тяжами с домкратами под нагрузкой вышерасположенной части и выдерживание его до недели. В случае выявления недостатков по результатам недельной стяжки они устраняются после разборки. В процессе стяжки сруба он предъявляется рабочей комиссии для промежуточной приёмки.
• Разборка и перевозка отреставрированного пояса на погост для завершающей реставрационной сборки на собранную ранее отреставрированную часть сруба. В процессе сборки производится дополнительная реставрационная доводка элементов сруба.
• После реставрационной сборки сруба он стягивается при помощи металлических тяжей и выдерживается под нагрузкой до сборки последующего пояса.
• При выявлении в процессе сборки сруба конструкций металлических силовых лесов, мешающих беспрепятственной сборки исторических элементов церкви, они после разработки необходимой документации и расчётов перемещаются.
• Перед реставрационной сборкой верхней части каждого пояса сруба предварительно разбирается низ вышерасположенного неотреставрированного пояса церкви для обеспечения необходимых условий производства работ.
Открытое пространство церкви между нижней отреставрированной собранной частью церкви и верхнерасположенными частями церкви заполняется (закрывается) временной конструкцией и из деревянного облегчённого каркаса и армированной плёнки.
Возникает вопрос - каким образом, используя действующую сметно-нормативную базу 1984 года (ССН-84), можно достоверно определить сметную стоимость уникальных реставрационных работ? Такой случай предусмотрен «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004 п. 2.3 и «Методическими рекомендациями определения стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на территории Российской Федерации» (СРП-2007.8 п. 2.5). Он заключается в том, что для сложных и уникальных технологий ведения реставрационных работ разрабатываются индивидуальные сметные нормы и расценки. По этому пути мы и пошли.
Заказчик - ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» письмом от 20.05.2013 г. № 05-442.01-15 направил обращение в адрес Технического совета по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации при Министерстве культуры Российской Федерации о признании технологии реставрации Преображенской церкви Кижского погоста уникальной. Технический Совет протоколом № 2(31) от 23 мая 2013 г. открытого заседания признал технологию уникальной. Оставалось получить согласие Министерства культуры Российской Федерации как инвестора. Более года мы ждали ответа, но ни положительного, ни мотивированного отрицательного ответа так и не получили. Чиновники министерства были заняты другими важными государственными делами. Поэтому в 2015 году мы вынуждены были приступить к разработке сметной документации на основе сметно-нормативной базы 1984г. (ССН-84).
Не лучше обстояли дела при определении стоимости научно-проектных работ. Стоимость 1 чел. дня Министерством культуры установлен 540*4=2160 руб., что делает заработную плату проектировщика-реставратора в месяц 2160*0,4*22=20 тыс. руб. Для сравнения, по статистическим данным заработная плата работников в области архитектуры составляла в 2015 году 62,0 тыс. руб. При определении стоимости авторского надзора, который в деревянном зодчестве является решающим фактором положительного результата реставрации, Министерством культуры установлен минимальный из возможных размер командировочных расходов главного Архитектора - 100 руб. в сутки. Вот в такой непростой ситуации нам следовало «достоверно» определит стоимость реставрации.
К работе были привлечены ведущие специалисты-реставраторы сметного дела НИИиПи «Спецпроектреставрация»: Першин Владимир Вячеславович и Дёмин Александр Захарович, которые «выжали» максимально, всё, что возможно из сметно-нормативной базы 1984 года, за что я выражаю им свою искреннюю благодарность.
Так же необходимо отметить профессионализм и понимание сложной ситуации со сметно-нормативной базой сотрудников службы заказчика - ФГБУ «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»», Генеральной проектной организации - «Проектный институт Геореконструкция» и экспертов ФГУП «Государственного республиканского центра экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры «Росгосэкспертиза». И всё равно этого оказалось недостаточно, и окончательная стоимость научно-исследовательских и производственных работ по комплексной реставрации Преображенской церкви оказалась серьёзно заниженной, что и было прогнозировано.
Так почему же всё-таки всё получилось? На мой взгляд, за счёт того, что в очередной раз проявилась душа, характер и сущность русского народа. Специалисты всех функциональных звеньев, начиная от проектировщиков, службы Заказчика, подрядных организаций до высококлассных специалистов-реставраторов рабочих профессий в условиях сурового островного климата Карелии даже в тёплые периоды года, в условиях оторванности от дома, совершили Чудо! Возрождение храма Преображения Господня на о. Кижи стало возможным благодаря трудовому подвигу этих людей и организаций. Люди работали не за большую заработную плату, а по велению сердца. Подрядные и проектные реставрационные организации не ожидали прибыли, а знали заранее и работали «в убыток».
Особая роль во втором рождении церкви Преображения Господня неразрывно связана и именем главного архитектора проекта Владимира Степановича Рахманова. Убеждён в том, что это была его миссия прихода в этот мир, его предназначение. Высшее архитектурное образование, долгий путь в реставрации, воссоздании и строительстве объектов культового деревянного зодчества с «карандашом и топором». И только после этого, когда он был полностью подготовлен и приступил к проекту реставрации сложнейшего и значимого шедевра деревянного зодчества России - церкви Преображения Господня на о. Кижи. Свою миссию, своё предназначение Владимир Степанович выполнил блестяще - и ушёл.
Теперь наша задача максимально продлить жизнь Храма, а для этого вести методически обоснованную эксплуатацию, своевременно проводить, поддерживающие сохранность и подлинность, ремонтные и реставрационные работы. А лет через 200, когда в этом будет необходимость, Владимир Степанович снова вернётся, а вместе с ним и мы.
Я шёл по жизни с Владимиром Степановичем более 30 лет, и было много ярких, запоминающихся моментов, но расскажу об одном. У Владимира Степановича при виде топора и карандаша всегда «чесались» руки. Однажды я пригласил его к себе на дачу. А к тому времени на участке был выкопан колодец и из земли торчали бетонные кольца. Увидев это, Владимир Степанович наладил мои тупые топоры и за два дня вместо отдыха срубил удивительное надколодезное сооружение, которое и по сей день напоминает мне о Владимире Степановиче Рахманове.