Хороший портрет – как зеркало человеческой натуры, может многое рассказать об изображенном на нем человеке. За каждой такой картиной стоит личная история, человеческая жизнь: размеренная и тихая, или яркая и бурная, как в случае «Мадам де Помпадур» французского живописца Франсуа Буше.
В центре огромного (более 2 метров в высоту!) полотна мы видим молодую женщину в бирюзовом вечернем платье, декорированном розами, с пышным кружевом рукавов. На ней коралловые туфли с высоким каблуком, возле которых сидит ее домашний спаниель. Белые руки обвивают нити жемчуга. Она в задумчивости отвела взгляд, опираясь на узорчатые подушки и придерживая на коленях раскрытую книгу. Рядом столик с подсвечником. В зеркале за ее спиной отражается книжный шкаф с часами. Перед нами будуар светской дамы и его хозяйка – маркиза де Помпадур.
Ее портрет – воплощение канонов красоты и утонченности. Все на этой картине говорит об изысканности и благородстве. Присутствие собаки на женском портрете – символ супружеской верности, виднеющаяся в зеркале скульптура «Амур, утешающий Дружбу» олицетворяет дружелюбие. Книги, ноты и письменные принадлежности говорят об образованности мадам де Помпадур.
Женщина, вошедшая в историю под этим именем, родилась 29 декабря 1721 года. При рождении ее нарекли Жанной-Антуанеттой Пуассон. Ее отцом был неудачливый спекулянт Франсуа Пуассон, который разорился и бежал из Франции. Опекуном девочки стал финансист де Турнем. Благодаря ему Жанна-Антуанетта получила образование достойное благородной дамы, обучившись музыке, рисованию, пению и танцам.
Когда девочка была еще маленькой, как-то раз мать отвела ее к гадалке. Та предсказала, что настанет день и Жанна-Антуанетта будет царствовать над сердцем короля. С тех пор ее стали называть «маленькой королевой».
В 19 лет приемный отец выдал девушку замуж за своего племянника и наследника Шарля. Впрочем, муж мало интересовал юную красавицу, со временем она с ним разведется, а пока девушка предпочитала веселиться с другой знатной молодежью. Очень скоро все столичное общество заговорило об ее красоте и остроумии. Встречи с ней искал даже великий философ-просветитель Вольтер.
Однажды в Версале устроили бал по случаю бракосочетания старшего сына короля Людовика XV. Торжество проходило зимней ночью в одном из самых роскошных помещений дворца – Зеркальной галерее. Придворные были в костюмах, король прибыл в маске, Жанна-Антуанетта нарядилась Дианой – древнеримской богиней охоты. Король был очарован прекрасной незнакомкой и не замечал больше никого вокруг.
Зеркальная галерея – грандиозный зал, в одной из стен которого 17 высоких арочных окон, а на противоположной стороне установлены огромные зеркала такой же формы. Когда заходило солнце, богато украшенный интерьер освещался 20 люстрами с хрустальными подвесками.
Очень скоро Жанна-Антуанетта стала официальной фавориткой короля – статус, придавший ей большое влияние при дворе. В Версале для нее были подготовлены великолепные апартаменты, расположенные прямо над королевскими покоями и соединенные с ними потайной лестницей. В ее распоряжении оказался штат фрейлин. За этим последовал целый дождь подарков, которыми король осыпал свою любимицу. Кроме банальных драгоценностей и платьев, она стала обладательницей участка королевского парка с павильоном и усадьбы Помпадур, с прилагающимся титулом маркизы.
Людовика XV часто описывают как ленивого и вялого правителя, вместо которого государственными делами руководила проницательная и энергичная маркиза де Помпадур. Ее комнаты становились все более шикарными, пока, в конце концов, она не переехала в фешенебельный столичный особняк – нынешний Елисейский дворец. Мадам Помпадур принадлежало свыше 300 украшений, она обожала шампанское и суп из трюфелей. Вся Европа восхищалась ее умением выглядеть одновременно роскошно и непринужденно.
Маркиза коллекционировала книги и покровительствовала деятелям искусства, в том числе Франсуа Буше. Для укрепления своего общественного положения она заказала ему и другим художникам целый ряд своих портретов. Тот, который мы рассмотрели сегодня – самый известный. И он до сих пор, не без лукавства, рассказывает нам историю мадам де Помпадур.
|Справка| Полное название картины – «Мадам де Помпадур» (Madame de Pompadour). Автор – Франсуа Буше (François Boucher). Жанр – портрет. Дата создания – 1756 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 205 x 161 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!