Найти в Дзене
ЖУТЬ

Феномен Герберта Уэста - о Брюшном тифе, Некромантии и Алистере Кроули

Оглавление

«Я обнаружил, что идентифицирую себя с одним из персонажей, пожилым ученым, который сражается с некой угрозой ближе к финалу» (с) Говард Лавкрафт в письме к Джеймсу Ф. Мортону

Произведение "Реаниматор" было впервые опубликовано в середине 1922 года в журнале Home Brew. Журнал, который специализировался на фантастике и третьесортном юморе, платил крайне скудные гонорары за публикации. Соотвественно, тексты редактировались в угоду простоте, наличию постоянных событий и вкусу обывателя. Впоследствии короткий роман о жизни и опытах Герберта Уэста стал называться одним из самых слабых в творчестве писателя, а сам Лавкрафт предпочитал в целом отрицать существование романа. Так или иначе, вобрав в себя большое количество культурных вдохновений и событий, на свет появился безумный ученый Герберт Уэст. Роман неоднократно сравнивали с "Франкенштейном" Мэри Шелли. Более того, само название делает реверанс в сторону одного из любимых творцов Лавкрафта - Герберта Уэллса.

С одним маленьким "но" именно "Реаниматор" Говарда Лавкрафта имеет маленькое, но интересное преимущество перед своими отцами-вдохновителями. В рассказе описаны исторические и псевдоисторические события, приоткрывающие завесу в мир спиритуалической увлеченности обществом в начале 20 века.

О Брюшном тифе и Кладбище Бедняков

"Мне никогда не забыть то ужасное лето, в которое по Аркхему, точно злобный ифрит из чертогов Эблиса, стал распространяться, ищу добычу, злобный тиф"

Конная повозка с Тифными Больными во время Гражданской войны в Польше
Конная повозка с Тифными Больными во время Гражданской войны в Польше

История брюшного тифа берет свое начало еще в далекой античности. Правда, на европейских просторах самая страшная и смертносная эпидемия прошла в начале двадцатого века. На территориях бывшей Чехословакии и Польши вспышки брюшного тифа датируются от 1890-х годов до самого конца Второй Мировой. В одной Праге заболевание скосило более одной трети населения, заставляя устраивать похоронные процессии не по расписанию, но по скорейшей нужде. Большинство больных помещали в зоны ожидания - т.е вынужденные хосписы. Таким образом, в 1921 году в Праге закрывают Кладбище Блаженных для общественности и работников психиатрической больницы с целью перевезения туда всех заболевших пациентов. Местную часовню за пару месяцев перестраивают в импровизированное больничное крыло. Персонал насчитывает ровно одного человека: 15-летнюю медсестру, принимающую возы с тифными больными через кладбещенские ворота.

Пациентов психиатрической больницы с малейшими подозрениями на тиф вывозят через задние ворота. Старое кладбище становится последним пристанищем для множества невинных душ. Как только вы выздоровете - вы сможете выйти отсюда собственными ногами. Никто не выходил. "Мертвые" списки Богниц насчитывают более трех тысяч умерших пациентов за пять лет эпидемии, и это только официальные списки. Сколько людей умерло на самом деле - никто не знает и не сможет сказать.

Разрушенная часовня Кладбища Блаженных в Праге, фотографии из личного архива, 2020 г.
Разрушенная часовня Кладбища Блаженных в Праге, фотографии из личного архива, 2020 г.

"Уэст был невысоким, стройным, светловолосым юношей с тихим голосом, тонкими чертами лица и голубыми глазами, которые скрывали стекла очков, - и странное возникало чувство, когда он пускался в пространные сравнения кладбища при церкви Христа с кладбищем для бедняков. В конце концов выбор был сделан в пользу второго, поскольку едва ли не каждый, кого хоронили на церковном кладбище, перед погребением подвергался бальзамированию."

В романе Лавкрафта довольно четкое описывается разница между двумя видами кладбещенской системы. Именно эта разница покрывается туманной эзотерической дымкой для многих христологов и исследователей каббалистики и в наше время. Кладбище бедняков - условное собирательное название для светских или деревенских кладбищ. В Европе, к слову, традиция показательных названий сохранилась и по сей день. То же Кладбище Блаженных в Праге, Кладбище Дураков в Париже, Безродное Кладбище в Даугвапилсе. Место на кладбище при церкви обычно стоило много денег, соответственно - все похоронные процессии исполнялись в соответствии с традициями, независимо от эпидемий. Кладбище для бедняков - место, где нет ни Бога, ни традиций, ни классических медицинских обрядов. Умерших могли предавать земле в тканевых мешках, обозначая место захоронения произвольным и крайне условным крестом - и то не всегда. Соответственно, такие экспонаты становились наиболее лакомым куском для самопровозглашенных некромантов, алхимиков и магов. Их тела все еще содержали в себе все органы, не предавались бальзамированию и - что самое главное с точки черной магии - отпеванию.

В своем романе Лавкрафт прибегает к обозначению дьявольщины и Низкого мира в самом конце, пытаясь показать важность исключительно состояния тела после смерти. Однако же, в самом начале между строк выделяет, что любое тело, отданное Христу, не поддается некромантии. Таким образом, отпетый и похороненный по всем заветам мертвец, не сможет восстать. Живых мертвецов из английского фольклора также нередко называют некрещенными или сбежавшими от Бога.

Некромантия как практика в начале 20-го века

"Вскоре после того, как власти факультета наложили запрет на его работу, Уэст поведал мне, что намерен доставать тем или иным способом свежие трупы и втайне продолжать эксперименты."

Спиритический сеанс, фотография начала 20-го века
Спиритический сеанс, фотография начала 20-го века

История некромантии и оживления мертвых восходит еще к Библии. Аэндорская колдунья взывает к духу пророка Самуила перед битвой с филистимлянами. Долгое время некромантия как практика не представляла из себя ничего более, чем обычную сказку. В эпоху становления средневековой алхимии данную практику решают вспомнить. Более того, главная суть создания главного magnum opus любого алхимика эпохи Рудольфа 2, т.е философского камня, является своего рода вариацией некромантии. Оживление мертвой матери, вселение души. Церковь примерно в то же время отождествляет некромантию как черную магию и демонологию - таким образом, объясняя, что практика взывает не к ушедшему духу, но к астральному телу. Что это за астральное тело - никто не скажет.

Внутри мертвого тела не поселится ушедшая душа, но что-то, что обитает рядом с ней. Демоны, витающие безвольные души или черти. Мертвый не возвращается, однако его тело все еще остается в Земле.

В "Реаниматоре" Лавкрафт придерживается церковной традиции объяснения некромантии. Попытка разорвать цикл жизни и смерти может оказаться удачной, однако удачная в самом физическом смысле. Если тело всего лишь проводник, то душа к нему не привязана. В языческих поверьях душа и тело являются неразрывным целым, из-за чего некромантсткие практики в их мировоззрении редко связывают с демонологией или черными силами. В конце девятнадцатого века спиритизм приобретает моду среди аристократических слоев общества. О практиках и философии данного увлечения пишет Аллан Кардек, до него - Артур Конан-Дойль. Более поздние виды спиритических наук приобретают и практические значения. Спиритические сеансы на круглом столе, Доска Уиджи и даже чистая некромантия с преступлением порога закона.

Одним из самых популярных некромантов в мировой культуре становится британец Алистер Кроули, чей образ позднее станет именем нарицательных во многих фэнтезийных книгах.

Алистер Кроули во время экспедиции на Чогори
Алистер Кроули во время экспедиции на Чогори

"Твори своею волею, таков и будет весь закон" - синопсис оккультного течения Телемы, основанное Кроули в начале 20-го века. Благодаря полученному Гримуару, Кроули пытается распространить некромантию как практику по Индии, Египту и Дальнему Востоку. В своей книге "Основные законы Телемы" он подробно описывает процесс эксгумирования трупа из земли и привлечение нужной души в его оболочку. В 20-е годы прошлого века его труды и наставления вызывают широкий резонанс общественности, причем как позитивный, так и негативный. В отличии от средневековых алхимиков, на чьи труды Кроули смотрит свысока, он в первую очередь взывает к языческим богам и демонам. Насколько бы жутко ни звучало, у него появляются свои последователи. Европа двадцатого века пронизывается мистицизмом и эзотерикой, перенимая традиции и ритуалы из языческих культур и средневековых рукописей.

Самый весомый вклад в учение Телеми Кроули описывает в своих дневниках после путешествия в Египет. Пребывая там вместе со своей женой Роуз Лилит Келли, тот взывает к духам египетских богов. Как позднее будет вспоминать его супруга, во время спиритических сеансов, Алистер нередко подвергался приступам бреда. Именно во время своего путешествия оккультист начинает слышать голос духа Айвасса, посланника бога Гора, по его словам. Так и появляется книга, в последствии ставшая Библией сатанизма и спиритических наук - Liber AL vel Legis. В ней подробно описаны ритуалы и практики, заставляющие умершее тело вновь двигаться.

Учение Телемы и "Книга Закона" врываются в историю эпидемии двадцатого века с первых уст: дочь Алистера Кроули умирает от брюшного тифа. На фоне депрессии и стресса его эмоциональное и психическое здоровье ухудшаются. А что, если умершие невинной болезнью, не подвержены проклятию некромантии? На рассвете 20-х лет Кладбища Бедняков в маленьких европейских провинциях редеют. Резкий толчок от английского оккультизма, череда тяжелых событий и процветание тифа превращают аристократическое общество в большой ком из событий, легенд и случайностей, которые лягут не только в основу романа "Реаниматор", но и в поздние книги, посвященные теме оккультизма и некромантии.