Сразу оговорюсь, история моя еще не окончена, но я преисполнен решимости довести ее до логичного завершения.
При оформлении пенсии по старости я столкнулся с грубым нарушением закона, по моим подсчетам, пенсионный фонд обсчитал меня почти на 1000 рублей в месяц, это много. Поясню, на пенсию я вышел с 18.03.21, т. е. практически весь 1-й квартал я работал и взносы в ПФР уплачивались своевременно. По выписке с индивидуального лицевого счета (ИЛС) сумма взносов за 1-й квартал составила почти 230 тыс. руб. В соответствии с пунктами 9, 11 и 14 ст.15 400-ФЗ мне должны были начислить индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) за период равный неполному календарному году с 01.01 по 17.03.21, т.е. до даты выхода на пенсию. Первую выплату я получил только в июне и сразу заметил недостачу. Обратился в фонд с просьбой пересчитать размер пенсии в связи с ошибкой. Из первого же ответа стало ясно, что последний период до даты выхода на пенсию вообще не взят в расчет и ИПК по нему равен нулю.
Судя по ответу, расчет направлен на экономию средств фонда и подгон суммы выплаты пенсионеру к прожиточному минимуму. Поэтому заработанные баллы ИПК полностью не учитывали и в пояснениях к расчету моей пенсии от ПФР появилась такая таблица:
● 2015 по взносам 10,0, учтено в ИПК — 7,39;
● 2016 — 5,15, учтено 5,15;
● 2017 — 12,078, учтено — 8,26;
● 2018 — 13,572, учтено — 8,7;
● 2019 — 12,922, учтено — 9,13;
● 2020 — 13,679, учтено — 9,57;
● 2021 на 18.03.2021 учтено — 0.
Да, обсчитывали по закону четыре года с 2015 по 2020, но закон есть закон. А вот в 2021 году ИПК поставили НОЛЬ — с этим надо разбираться.
Мне показалось, что это очевидная ошибка и достаточно написать заявление на перерасчет размера пенсии чтобы учли ранее не учтенный период до даты выхода на пенсию. Знал бы я во что ввязываюсь и какие разочарования ожидают на этом тернистом пути! Наверное, все равно бы потребовал перерасчета, все-таки 4% от месячной пенсии умыкнули.
Похоже, я далеко не первый пенсионер, попавший в подобную ситуацию. Поисковик в Интернете мне нашел несколько попыток разобраться по такому же вопросу. Однако, положительного решения я не нашел, хотя некоторые знания почерпнул. Поэтому постараюсь изложить ход прений, возможно будущие пенсионеры, предпенсионеры или уже пенсионеры смогут что-то полезное найти для себя.
Итак, сфокусируемся на нарушении (не исполнении) статьи 15 Федерального Закона № 400-ФЗ, а именно: в расчет берется «величина ИПК за все периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на ДЕНЬ, с которого назначается страховая пенсия по старости». Как видно из таблицы ИПК за последний период равен НУЛЮ, хотя я продолжал работать и страховые взносы перечислялись ежемесячно.
Совет 1:
если Вы стали пенсионером и продолжаете работать, то после первой выплаты пишите обращение в СФР (ранее ПФР) с просьбой предоставить расчет или выполнить перерасчет в связи с ошибкой. Обращение подается в электронном виде через сайт СФР или портал Госуслуг. Ошибку не указывайте, в предоставленном описании сами найдете, и не одну. Обратите внимание, что портал Госуслуг по сути выполняет функцию почты, контроль подачи заявления не ведется. Услуга считается выполненной даже если фонд не приял в работу заявление. И еще замечание: согласно пункту 1 статьи 12 59-ФЗ «Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения». Кроме того, по ст.21 ч.7 ФЗ-400 ПФР не имеет право просить документы, имеющиеся в его распоряжении, поэтому отказ из-за непредоставления каких-либо документов неправомерен, все необходимые документы должны быть в ПФР. При необходимости могут приостановить рассмотрение обращения и сделать правомерный запрос. Вероятно Вы, как и я, на первое или второе обращение получите пояснения, как делали расчет. Скорее всего, если заявление на пенсию писали не 31 декабря, обнаружится, что ИПК=0 за последний период с 1 января (или с начала квартала) до даты выхода на пенсию.
Совет 2:
напишите еще одно обращение в СФР с просьбой предоставить копию пенсионного дела — узнаете много интересного. У меня, например, нашлись ошибки, неточности и откровенные подлоги. Если фонд откажет в предоставлении дела, как в моем случае, то можно написать жалобу в прокуратуру с просьбой содействовать в получении означенной копии, т.к. непредоставление копии по требованию — это нарушение Приказа Минтруда России от 08.09.2015 N 616н.
Этап 1: прения с ПФР.
Итак, получение копии дела — это только начало. Еще не поздно остановиться и махнуть рукой на некорректный расчет. Но я ввязался в прения, стал требовать исполнения Федерального Закона. Направил следующее заявление в ПФР с указанием, что ИПК за последний период не может быть равен нулю при уплаченных взносах. На удачу, у меня сохранилась выписка из ИЛС на 01.07.21 в которой были указаны суммы взносов за 1-й квартал по каждому работодателю (позже поквартальная информация пропадает из ИЛС), в общей сложности почти 230 тыс. руб. взносов. Исходя из формулы п.18 ст.15 400-ФЗ это около 9 баллов ИПК за последний период до даты выхода на пенсию. Я начал подозревать, что уплаченные за меня взносы безвозвратно пропали.
Однако в процессе переписки обоснование нулевого ИПК за последний период несколько раз изменялось. Сначала сотрудники фонда написали, что этот период не учитывается по закону, но не смогли указать по какому. Потом писали, что он будет учтен позже при ежегодном пересчете с 1 августа следующего года в соответствии с п.3 ст.18 400-ФЗ. Объяснил сотрудникам, что этот пункт предусматривает пересчет для работающих пенсионеров за полный год работы. Пересчитывать сумму в таком случае надо с даты назначения пенсии по п.2.2 или п.7 ст.18 400-ФЗ за неучтенный период до ДАТЫ выхода. Тогда мне написали, что я подал заявление в межрасчетный период, а он не может быть учтен. Пришлось указать, что в законе нет понятия «межрасчетный период», а есть только «период до даты выхода на пенсию». Потом написали, что этот период вошел в пересчет с 1 августа 2022 года и учтен как весь 2021 год. С 01.01 по 31.12.21 было заработано 20,093 баллов и мне с 01.08.22 добавили 3 в соответствии с п.3 ст.18 400-ФЗ. Пришлось объяснять, что это не законно, ведь пенсию с 01.01 до 18.03.21 мне не платили, а почему считают пенсионером?
Заодно напомнил работникам фонда, что у меня сохранилось их решение от 23.03.21 о приостановке на три месяца рассмотрения заявления на назначение пенсии для подгрузки данных. А само решение о назначении пенсии принималось только 17.05.21, когда данные за 1-й квартал уже были в ПФР, и ссылка на их отсутствие на момент принятия решения неправомерна.
Тогда, на третий год прений, сотрудники фонда объявили, что не могут вычленить сумму взносов за период с 01.01 по 17.03.21, из полного квартала, и предложили мне обратиться к работодателям с этим вопросом, но основания для такого обращения привести не смогли. Такое впечатление, что работники фонда не знают о существовании п.14 ст.15 400-ФЗ, где описано, как считать период в неполный год.
Совет 3:
все ответы ПФР надо записывать и обязательно проверять на соответствие закону. В некоторых ответах мне фонд в свое оправдание ссылался на пункты закона, которых в тексте закона нет. Или указывали пункт, в котором вообще не про это. С недавних пор фонду разрешено продавать баллы ИПК тем, кому не хватает для назначения пенсии. Один знакомый, который имел подобную проблему, рассказал, как стал свидетелем покупки в отделении ПФР недостающих баллов за наличные. Учитывая то, что работники фонда «встали на смерть» не желая приводить расчет в соответствие с законом, я заподозрил, что и мои баллы вот так были проданы «налево». Тут должна бы вступить в дело прокуратура, но...
Этап 2: прения с прокуратурой.
Согласно статье 21 главы 1 раздела III ФЗ-2202-1 «О прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов. И я опять написал заявление в прокуратуру на нарушение статьи 15 400-ФЗ, но оно попало в отдел не нашего района, а ответ был под копирку списан с ответа из ПФР, та же подтасовка фактов. Это странно, прокуратура вместо надзора путем выдачи предписания на устранение нарушения, объясняла мне, почему фонд не может исполнить требования закона, причем, довольно неуклюже. Такое возможно, на мой взгляд, либо при личной заинтересованности прокурора, либо при получении рекомендаций «сверху».
Вообще прокуратура — это отдельная вселенная с вертикальной структурой. При этом любое заявление должно попадать на нижний уровень. По рекламе прокуратура занимается пенсионными вопросами, а генпрокурор докладывал Президенту РФ по ТВ о помощи пенсионерам. В реальной жизни видимо все не так, при личном посещении пенсионера пошлют подальше: я лично пытался подать заявление в районную прокуратуру на нарушение УК РФ — не приняли. Надо подавать через сайт прокуратуры или через портал Госуслуг, есть вероятность через месяц хотя бы получить ответ.
Правда в моем случае районный прокурор не стал отвечать после того, как я ему указал на допущенные ошибки и попросил все-таки ознакомиться с пенсионным делом. Пришлось писать жалобу на бездействие, а в прокураторе заведено правило: жалобу на бездействие рассматривает бездействующий прокурор.
Ответ от районного прокурора удалось получить не с первого раза, правда в наше время это называли «очковтирательство». Прокурор писал, что выдал предписание, правда ни номера, ни даты, ни исполнителя не указал. По предписанию проведена проверка, которая выявила нарушения: три моих заявления на перерасчет, оставлены без рассмотрения (к тому времени их было более 10 и ни одно не рассмотрено), и нарушения устранены. Что означает «устранены» не понятно, все заявления так и остались не рассмотренными. Запрос районному прокурору на уточнения по предписанию и устранению нарушений остался без ответа.
Отправил запрос выше, но ответ меня шокировал. Там было написано, что прокуратура надзор за деятельностью фонда не осуществляет. Но ведь у меня речь шла не о надзоре за фондом, а о надзоре за исполнением статьи 15 федерального закона 400-ФЗ! А подписал ответ начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства. Вопрос к этому начальнику: «Как насчет надзора за исполнением федерального закона 400-ФЗ?» — остался без ответа.
Мое мнение об отсутствии какой-либо заинтересованности работников прокуратуры не осуществлять надзор за исполнением пенсионного законодательства укрепилось.
Этап 3: прения с другими госорганами.
Поскольку в суд идти надо хорошо подготовленным, я решил испробовать все досудебные возможности добиться исполнения статьи 15 400-ФЗ. В самом деле, вон сколько у нас в стране надзорных, контрольных и управляющих структур, а я почти 45 лет платил налоги на их содержание. Итак...
Замечу, нарушение закона в моем случае может считаться нарушением прав гражданина, и я обратился в Аппарат уполномоченного по правам человека при Президенте РФ. Обращение к УПЧ было переправлено в СФР, откуда пришел такой же, как всегда, ответ с подтасовкой фактов. На этом аппарат УПЧ счел свою миссию выполненной, разбираться с нарушением 400-ФЗ не стали. Попытку указать на подтасовки в ответе СФР во внимание не приняли.
Правительство РФ — согласно пункту 2 статьи 2 236-ФЗ функции и полномочия учредителя Фонда осуществляет Правительство РФ. Обращение в Правительство так же было переправлено в СФР без комментариев или контроля.
Министерство труда и социальной защиты — их ответом все сказано:
«Минтруд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Таким образом, Минтруд не осуществляет контроль за деятельностью Фонда и не выносит правоприменительных решений».
Надо понимать, что именно Минтруд выработал такую государственную политику и осуществил нормативно-правовое регулирование, и теперь координирует различные уровни фонда, правда, очень небрежно. Результат на лицо: меня обманули и неуклюже пытаются это скрыть.
Обращение к депутату Госдумы с просьбой помочь добиться исполнения федерального закона, так же было переправлено в СФР. Ответ свежестью мыслей не удивил.
Этап 4: судебные прения.
Неоднократно от разных уровней СФР, прокуратуры и др. госорганов получал напоминание, что для защиты своих прав я могу обратиться в суд. Но это решение не однозначное. Мне уже приходилось два раза подавать в суд для защиты своих прав, и, хотя оба суда я выиграл, удовлетворения это не принесло. И права ли я защищал?
Первый раз я судился с 1996 по 1999 год из-за медицинской операции, выполненной по системе ОМС. Несмотря на очевидность нарушения, дело тянулось три года. Страховая компания договорилась с судьей, и судья вывела компанию из ответчиков, а государственное медучреждение привлекло к своей защите все уровни минздрава, хотя, когда речь шла об исправлении их медицинской ошибки, не могли никого привлечь. По итогу была назначена компенсация морального вреда в 10 тыс. руб. (я на большую сумму подарков отнес врачам), виновные наказания не понесли, и право на безопасное лечение больше гарантий не приобрело.
Второй раз пришлось судиться из-за незаконного увольнения в 2020 году. Тут дело шло быстрее, ответчик — акционерное общество, затягивать дело не стал. Нарушение очевидное, и было понятно, что счетчик включен. На суде всплыли очень неприглядные факты, в т.ч. коррупционной направленности, вплоть до нарушения УК РФ, но прокурор, присутствовавшая на заседаниях, проявляла полное безразличие. Положенную по закону компенсацию я получил, и даже 5 тыс. руб. за моральный ущерб, но виновные наказание не понесли, а скорее наоборот, отстояли свое право нарушать закон.
Зато я теперь имею опыт участия в суде. Точно знаю, что придется вести дело самому и к этому надо хорошо подготовиться. Надеяться на помощь прокуратуры не приходится, нанимать хорошего адвоката у меня денег не хватит, а плохой не нужен. В последнем процессе я насмотрелся на отрицательные примеры адвокатской работы.
Надо еще определить вопрос, который поставить перед судом, ошибиться нельзя, второй раз одно и то же дело суд разбирать не будет. Пока не вырисовывается спорного вопроса для судебного разбирательства. Получается два варианта: просить суд обязать СФР исполнить статью 15 закона 400-ФЗ и произвести расчет пенсии за все периоды до даты выхода на пенсию, или просить суд обязать прокуратуру выполнять закон о Прокуратуре РФ в части надзора за исполнением Федерального закона и выдать предписание фонду на устранение нарушения ФЗ. Сдается мне, что это вопросы не в компетенции районного суда, все-таки надзор за исполнением закона должна осуществлять прокуратура.
Конечно, можно вывернуть вопрос к нарушению моих прав, но шанс выиграть уменьшится потому, что пенсионеры у нас бесправные. Я вот за 45 лет в IT-сфере не заслужил даже права на надбавку к пенсии за продолжительный и безупречный труд. Кроме того, наблюдая реакцию прокуратуры на нарушение пенсионного законодательства, можно ожидать такой же предвзятой реакции суда.
Заключительного этапа пока нет, еще побарахтаюсь.
Продолжение следует...