Самооценка и самоценность... Если присмотреться к этим двум понятиям, можно увидеть, что они несут в себе два противоположных значения: оценку и ценность. И давайте разберёмся, что же такое самоценность, и как она соотносится с самооценкой.
Можно заметить, что в каждом из нас есть определённые отношения внутри себя: "я доволен собой", "я не уверен в себе", "я злюсь на себя". Откуда внутри нас двое?
Рождается ребёнок в мир изначальным Я - своей уникальной Индивидуальностью, тем, что в нём от природы. С программой саморазвития, в которой заложены его способности, задатки, таланты – внутренние возможности для дальнейшего развёртывания.
После рождения в отношениях со своей мамой в ребёнке формируется его второе "я" - Личность для адаптации к социуму, неся в себе социальную функцию общения с другими и с Собой. Она начинает складываться в ребёнке с раннего возраста при запечатлевании маминого образа как первоначального контакта с миром, который «вселяется» в его сознание, постепенно образуя второе «я», похожее на маму.
Как и где нарушается Самоценность в человеке? Происходит это при формировании Личности в ребёнке раннего возраста в условиях неценностного отношения к нему со стороны матери (или замещающей родительской фигуры). Отчего ребёнок сам (его Личность) также неценностно начинает относиться к Себе (своей Индивидуальности), чем отменяется его природная Самоценность и заменяется самооценкой.
Когда воспитание опирается на родительскую критику и оценки ребёнка, часто в виде готовых ярлыков (трус, глупый, лентяйка и т.п.), они становятся регуляторами детского поведения. Фиксирующие внимание ребёнка на «плохих» своих качествах, родительские оценки формируют в его сознании образ «себя‑Плохого».
Отвергая «Плохой образ» ребёнка, каким быть нельзя, родителями взамен предлагается «Идеальный образ», каким ему быть следует (смелым, умным, трудолюбивым), чтобы им нравиться. И ребёнок оказывается между двумя образами себя как «меж двух огней».
Когда ребёнку удаётся приблизиться к образу «я‑Идеальный» – он нравится маме, и она награждает его принятием и любовью. А когда он не справляется с этой задачей быть «хорошим», он теряет право на мамину любовь. И внутренне попадает в состояние образа «я-Плохой» с чувством угнетённости, недовольства собой и переживанием невозможности соответствовать ожиданию.
При таком воспитании ребёнок эмоционально проживает в конфликтующих между собой образах себя, как на качелях, от подъёма в восторженном ожидании достичь «Идеала» до эмоционального падения в переживание образа «я-Плохой». Ведь «Идеальный образ» себя – всегда недостижимая вершина, приводящая в отчаяние от невозможности её достичь.
Таким образом, родительские оценки «расщепляют» восприятие ребёнка на себя-Плохого и себя-Хорошего. Навязанными образами себя ребёнок «отчуждается» от своего «Реального Я», что отменяет его Самоценность.
Родительская негативная оценка переживается ребёнком как признание его плохим и ожидание-требование быть другим, непринятие его таким, какой он есть, и запрет быть Собой, отверженность и разочарование в себе от невозможности стать лучше. Веря маминым оценкам, ребёнок соглашается с ними, оценивая себя плохо, и постепенно сам начинает критиковать и не любить себя в названных качествах.
Так появляется самооценка. Она олицетворяет собой переход ребёнка на внутренний автоматический режим оценивания Себя, вместо родителей контролируя своё поведение, запрещая, подавляя в себе детские чувства, желания, намерения, проявления, волю.
То есть то, что мы называем самооценкой и привыкли воспринимать её как собственное мнение о себе, на самом деле является прямым продолжением родительской оценки, когда «ты-оценка» перестраивается в «я‑оценку», на самом деле оставаясь всё той же родительской оценкой, но уже внутри себя. Внешние родительские запреты на то или иное своё проявление становятся внутренними, и уже изнутри себя самооценка напоминает, какой я «не такой».
Поэтому вполне справедливо называть Самооценку Самообесценкой – обесцениванием Себя. На её основе в человеке формируется комплекс неполноценности. Под влиянием самооценки чувства, которыми ребёнок реагировал на родительскую оценку, возвращаются вновь и вновь, когда он уже взрослый. Теперь самооценка вместо родительской оценки запугивает себя собственным плохим отношением к себе с тем же финалом: страхом отвержения себя, с одной стороны, и отчаянием от невозможности стать идеальным, с другой.
Всё, чем влияли на поведение ребёнка родители, уже «из собственной головы» транслирует самооценка. Конфликт между навязанными образами «себя-Плохого» и «я‑Идеального» мы и называем Внутренним конфликтом. Когда человек самооценкой обесценивает сам себя, указывая на свои «недостатки» и предъявляя себе требование быть Идеальным.
Внутренний конфликт в себе затрудняет удовлетворение внутренних потребностей, вследствие чего и появляются всевозможные проблемы, с которыми человек обращается к психологу.
Поскольку в отношениях человека с другими повторяются его отношения с Собой, в работе с клиентом его внимание должно быть переведено с других на себя. Для того чтобы человек смог разобраться со своей Личностью и изменить её отношение к своей Индивидуальности с оценочно-критикующего на принимающее, самоценностное.
Разоблачение самооценки позволяет человеку вернуться в своё Реальное Я для своей гармоничной жизни, чтобы выстраивать такие отношения с Собой, которые мы называем Самоценностью.