ГАНДИЗМ — влиятельное идейное течение в индийском национально-освободительном движении, связанное с именем Мохандаса Карамчанда (Махатмы) Ганди (1869—1948). Важнейшей частью идеологии Гандизма является пропаганда гандистского социализма — мелкобуржуазной утопии идеального «общежития свободных крестьян», противопоставляемой «сатанинскому» колониальному владычеству, западной цивилизации и машинному произ-ву. Гандизм идеализирует архаичные формы произ-ва, видит спасение в возрождении ручного ремесленного произ-ва. Принципы самостоятельности и физического труда, заключенные в Гандизме, ведут к отрицанию частной собственности. «Сарводайя» («всеобщее благоденствие») представляется в Гандизме как обво без эксплуатации, без классов и гос-ва. Сложность и противоречивость Гандизма отражали классовую неоднородность сил, принимавших участие в антиколониальной борьбе. Научному социализму Г. противопоставлял «ненасильственный социализм», достигаемый средствами «сатьяграхи» (дословно — «упорство в истине») — методом ненасильственного сопротивления. Конкретный путь к «сарводайе» — реализация «теории опеки», согласно к-рой богатые являются «опекунами» общественного богатства. Гандизм отрицает классовую борьбу, ратует за «революцию в сердцах», абсолютизирует принцип ненасилия. Признавая опыт большевизма «бесценным», Гандизм настаивает на необходимости выработки социализма «с учетом восточных установлений», т. е. принципов индуизма. В совр. Индии осн. идеи Гандизма развертываются в движении «сарводайя», начатом сподвижником Ганди Виноба Бхаве (1895—1982). Достижение «всеобщего благоденствия» происходит поэтапно: 1) «бхудан» —пожертвование земли; 2) «грамдан» —добровольная передача землевладельцами земли в общественный фонд; 3) «сампатидан» — обобществление всего имущества, совместное произ-во и потребление. «Сарводайя» предусматривает ликвидацию кастовой системы и института неприкасаемости, создание атмосферы доверия и мирного сосуществования различных конфессиональных общин Индии. Несмотря на утопичность движения «сарводайя» и практическую неспособность «бхудана» решить аграрный вопрос, в Гандизме содержится критика эксплуатации и социальной несправедливости, отрицание религиозного фанатизма, призыв к проведению принципов миролюбия во внешней политике. Гандизм имеет влияние за пределами Индии. Его воздействие испытали многие афро-азиатские идеологические течения, антирасистское движение (Мартин Лютер Кинг и др.), движение сторонников мира в Северной Америке и Западной Европе.