Нулевые принесли на постсоветское пространство, недавно оправившееся от то ли лихих, то ли святых лет, несколько весьма знаменательных явлений. Это мода на джинсы с заниженной талией, пользительные напитки "Ягуар" и "Блейзер", расцвет неформальных движений и слегка сомнительное явление, именуемое "русский блокбастер", они же наш ответ Голливуду. В Голливуде вопросов никто особо не задавал, так что отечественные киноделы пошли на опережение. "Девятая рота", "Параграф 78", "Волкодав", и даже какие нибудь, прости господи, "Стритрейсеры" - все эти фильмы зачастую были яркими глянцевыми пустышками с сомнительными сюжетными поворотами, нередко позаимствованными у более успешных западных коллег, обилием компьютерной графики и, естественно, кастом из самых популярных на тот момент актеров.
Но сейчас хочется сказать о фильме, который одновременно стал законодателем моды и одновременно стоит особняком - более того, это, пожалуй, самый удачный представитель условного жанра. Как нетрудно догадаться из заголовка, речь о "Ночном Дозоре".
Писатель Сергей Лукьяненко в тот момент был на пике популярности, так что вариант для экранизации вполне подходящий. Напомню вкратце сюжет для тех, кто не читал: условно хорошие Светлые и условно плохие Темные Иные-по сути, маги, веками воевали друг с другом, пока не надоело вконец. Тогда был заключен Договор - своего рода худой мир. Иные перестали воевать, а для контроля друг друга создали Ночной и Дневной Дозоры и Инквизицию. По сути, теперь организации не сражаются открыто, но не преминут вставить друг другу палки в колёса. Такая вот холодная война. Впрочем, в случае серьезных угроз они объединяют силы.
У Иных есть разные уровни силы-начиная с совсем слабого седьмого и до бесконечности у Великих, которые живут веками и со скуки плетут многоступенчатые интриги. Один из "светлых", программист и любитель рока Антон Городецкий, отправлен начальством поработать "в поле" и выследить парочку вампиров-нелегалов (да, вампиры и оборотни тут тоже есть, и им выдают лицензии на охоту). Тут то все и заверте... , и конца книжному сериалу не видно, но речь сейчас не о нем. Разберем же фильм на составляющие, и я попробую объяснить, почему столь громко о нем заявляю.
Сюжет
Собственно, при создании фильма, сохранив сюжетную завязку, этот самый сюжет неплохо перелопатили, обильно удобрили актуальной на тот момент рекламой... И это, как ни странно, только пошло на пользу. Бекмамбетов набил руку на рекламных роликах и клипах, и в фильме это очень заметно. Начинается все с эпичного вступления с массовым средневековым побоищем и заключением Договора, пока стороны не поубивали друг друга к чертовой матери, а заодно создается и первый член Инквизиции из подвернувшегося пейзанина. Выглядит все стильно, мрачно и готично и сразу задает тон некоего "темного фэнтези", но сразу же переходит в фэнтези вполне городское, хотя все еще темное во всех смыслах.
Здесь же дается и история вербовки Городецкого, которого играет Хабенский с дурацкой прической, которая взята из линии эпизодического персонажа аж второй книги (которая "Дневной Дозор") - он прибегает к услугам ведьмы, дабы вернуть ушедшую подругу жизни. У колдовства будет неприятная побочка в виде потери ребенка (якобы чужого), но Антон вполне согласен. В процессе магунства ведьме выпиливается дверь и эпидермис рук, а Антон внезапно оказывается Иным, потому что может видеть других Иных в Сумраке (местная изнанка мира, медленно выкачивающая силы, которую используют Иные для быстрого перемещения и других нужд) и вербуется на службу в Дозор.
На новой работе ему удается завести дружбу с вампирами, получить слабо совместимые с жизнью травмы, помахать люминесцентной лампой (не стоит повторять в реальности), узнать об отцовстве и спасти Москву от чудовищной катастрофы. Но не стоит углубляться в сюжетные дебри, лучше поговорим о сеттинге.
Сеттинг
А в этом плане все крайне аутентично. Сюжет стартует в начале 90х, и все атрибуты на месте - одежда, прически, обшарпанная квартирка ведьмы с вырезками из журналов на стенах, "На теплоходе музыка играет" и сам теплоход, плывущий на фоне ободранных панелек...Отворотное зелье же и вовсе частично состоит из знаменитого спирта "Рояль" и газировки "Дюшес". Оперативники Ночного Дозора здесь несут Свет во всех смыслах и маскируются под сотрудников Горсвета, щеголяя в робах и используя в качестве средства передвижения характерные ЗИЛы с магическим тюнингом. Вроде бы в лоб, но какая же отличная находка! Городецкий-Хабенский на своем оперативном задании шастает по раздолбанным подъездам, метро с напирающей и орущей толпой, заходит на задворки мясного рынка, где "дружественный" вампир - Золотухин выделяет необходимый для выслеживания вампира-браконьера ресурс.
Вообще местная Москва глубоко провинциальна, интерьеры подчеркнуто устаревшие морально и физически, что добавляет доверия. Ближайшая аналогия, внезапно, это "Осторожно, Модерн" - ультрабюджетная постановка в жилищах реальных людей, со всеми этими календарями за 1998 год в туалете и советскими сервантами. Даже кабинет древнего мага Гесера, главы Ночного Дозора, не отличается роскошью, и больше походит на кабинеты где-нибудь в советском заводоуправлении. Реклама тоже работает на реализм - Антон звонит по Нокии - ну а у кого в то время не было Нокии-орехокола? Графонистый болтик от самолета падает прямо в кружку Нескафе-а кто не пил Нескафе? (падает он, кстати, именно в кружку этого персонажа отнюдь неслучайно). Рука Городецкого попадает на плакат с полузабытым тарифом "Джинс"...Ну, принцип вы поняли.
Фильм наполнен атрибутами повседневности россиянина того времени, от кофе и телефонов до "оборотней в погонах" в метро, и даже пара в самолете, летящая с отдыха, прямо указывает на время действия - это люди в возрасте, достаточно просто одетые, и это то время, когда условная Турция стала доступна практически всем, а не только бизнесменам, которых то и дело взрывали в их иномарках. Сделали даже привязку к шоу-бизнесу-одна из ведьм и подруга мага Завулона это Жанна Фриске, которая уходит на службу прямо с концерта.
Каст
Банально прозвучит, конечно, но актерский каст здесь просто шикарный. Помимо очевидного Хабенского, здесь играет Владимир Меньшов, из которого получился идеальный Гесер, ему одинаково идет и кольчужный доспех, и костюм начальника "Горсвета", где, по виду, условные восьмидесятые и не заканчивались. Его заклятый друг Завулон - вечный кинозлодей нулевых Виктор Вержбицкий. Завулон здесь напоминает то ли сутенера, то ли завсегдатая опиумного притона, а во всех его словах и действиях чувствуется спокойная угроза. Эх, не стоило Антону при нем косплеить Глеба Жеглова... Римма Маркова в короткой, но яркой роли ведьмы-"домушницы", Валерий Золотухин и Алексей Чадов - вампиры-соседи Городецкого, Николай Олялин - Инквизитор из пролога (впрочем, роль микроскопическая), Мария Порошина - жертва проклятия Светлана, и многие другие, включая Жанну Фриске и Илью Лагутенко с его рептильной харизмой. Снять плохой фильм запросто можно и с хорошими актерами, но это не тот случай.
Спецэффекты
Для 2004 года - отличные. Для российского фильма - тем более. Да круто они смотрятся и сейчас. А самое главное - стильно и находчиво. "Воронка проклятия" закручивает волосы сквозняком в метро, а по мере усиления превращается в огромный смерч из ворон. Вместо жезлов, посохов и книг магическое оружие здесь выполнено в виде фонарей с поджаривающим нечисть лучом (имеется как ручной вариант, так и в фарах для грузовика), побоище на гигантском мосту из начала зеркалится на крыше многоэтажки, Городецкий отбивается от Темных лампой дневного света - вестимо, тоже не простой, а негодяйский Завулон просчитывает будущее, рубясь в файтинги, вышибает крышу лифтом и использует вместо меча собственный стальной позвоночник.
Да, и конечно же, тот эпичный момент с переворачиванием ЗИЛа. А среди вырезанных сцен есть момент, когда крутой водила и светлый маг Семен поправляет кремлевские звезды. Слегка лубочно, но до чего прикольно.
Конечно, кому-то может показаться неуместным обилие рекламы, кого-то не устроит уход от первоисточника - но фильм определенно стоит просмотра, и получился он, пожалуй, в чем-то даже удачнее сиквела, и заслуживает своего места в не самом обширном пантеоне действительно качественной российской кинофантастики.