Найти тему
Целлулоид

"Дозор"- не позор: самый русский блокбастер от Бекмамбетова

Оглавление

Нулевые принесли на постсоветское пространство, недавно оправившееся от то ли лихих, то ли святых лет, несколько весьма знаменательных явлений. Это мода на джинсы с заниженной талией, пользительные напитки "Ягуар" и "Блейзер", расцвет неформальных движений и слегка сомнительное явление, именуемое "русский блокбастер", они же наш ответ Голливуду. В Голливуде вопросов никто особо не задавал, так что отечественные киноделы пошли на опережение. "Девятая рота", "Параграф 78", "Волкодав", и даже какие нибудь, прости господи, "Стритрейсеры" - все эти фильмы зачастую были яркими глянцевыми пустышками с сомнительными сюжетными поворотами, нередко позаимствованными у более успешных западных коллег, обилием компьютерной графики и, естественно, кастом из самых популярных на тот момент актеров.

Ну давай, расскажи мне про хороший русский фильм
Ну давай, расскажи мне про хороший русский фильм

Но сейчас хочется сказать о фильме, который одновременно стал законодателем моды и одновременно стоит особняком - более того, это, пожалуй, самый удачный представитель условного жанра. Как нетрудно догадаться из заголовка, речь о "Ночном Дозоре".

Писатель Сергей Лукьяненко в тот момент был на пике популярности, так что вариант для экранизации вполне подходящий. Напомню вкратце сюжет для тех, кто не читал: условно хорошие Светлые и условно плохие Темные Иные-по сути, маги, веками воевали друг с другом, пока не надоело вконец. Тогда был заключен Договор - своего рода худой мир. Иные перестали воевать, а для контроля друг друга создали Ночной и Дневной Дозоры и Инквизицию. По сути, теперь организации не сражаются открыто, но не преминут вставить друг другу палки в колёса. Такая вот холодная война. Впрочем, в случае серьезных угроз они объединяют силы.

-2

У Иных есть разные уровни силы-начиная с совсем слабого седьмого и до бесконечности у Великих, которые живут веками и со скуки плетут многоступенчатые интриги. Один из "светлых", программист и любитель рока Антон Городецкий, отправлен начальством поработать "в поле" и выследить парочку вампиров-нелегалов (да, вампиры и оборотни тут тоже есть, и им выдают лицензии на охоту). Тут то все и заверте... , и конца книжному сериалу не видно, но речь сейчас не о нем. Разберем же фильм на составляющие, и я попробую объяснить, почему столь громко о нем заявляю.

Сюжет

Собственно, при создании фильма, сохранив сюжетную завязку, этот самый сюжет неплохо перелопатили, обильно удобрили актуальной на тот момент рекламой... И это, как ни странно, только пошло на пользу. Бекмамбетов набил руку на рекламных роликах и клипах, и в фильме это очень заметно. Начинается все с эпичного вступления с массовым средневековым побоищем и заключением Договора, пока стороны не поубивали друг друга к чертовой матери, а заодно создается и первый член Инквизиции из подвернувшегося пейзанина. Выглядит все стильно, мрачно и готично и сразу задает тон некоего "темного фэнтези", но сразу же переходит в фэнтези вполне городское, хотя все еще темное во всех смыслах.

-3

Здесь же дается и история вербовки Городецкого, которого играет Хабенский с дурацкой прической, которая взята из линии эпизодического персонажа аж второй книги (которая "Дневной Дозор") - он прибегает к услугам ведьмы, дабы вернуть ушедшую подругу жизни. У колдовства будет неприятная побочка в виде потери ребенка (якобы чужого), но Антон вполне согласен. В процессе магунства ведьме выпиливается дверь и эпидермис рук, а Антон внезапно оказывается Иным, потому что может видеть других Иных в Сумраке (местная изнанка мира, медленно выкачивающая силы, которую используют Иные для быстрого перемещения и других нужд) и вербуется на службу в Дозор.

На самом деле это не сова, а весьма симпатичная дамочка
На самом деле это не сова, а весьма симпатичная дамочка

На новой работе ему удается завести дружбу с вампирами, получить слабо совместимые с жизнью травмы, помахать люминесцентной лампой (не стоит повторять в реальности), узнать об отцовстве и спасти Москву от чудовищной катастрофы. Но не стоит углубляться в сюжетные дебри, лучше поговорим о сеттинге.

Сеттинг

А в этом плане все крайне аутентично. Сюжет стартует в начале 90х, и все атрибуты на месте - одежда, прически, обшарпанная квартирка ведьмы с вырезками из журналов на стенах, "На теплоходе музыка играет" и сам теплоход, плывущий на фоне ободранных панелек...Отворотное зелье же и вовсе частично состоит из знаменитого спирта "Рояль" и газировки "Дюшес". Оперативники Ночного Дозора здесь несут Свет во всех смыслах и маскируются под сотрудников Горсвета, щеголяя в робах и используя в качестве средства передвижения характерные ЗИЛы с магическим тюнингом. Вроде бы в лоб, но какая же отличная находка! Городецкий-Хабенский на своем оперативном задании шастает по раздолбанным подъездам, метро с напирающей и орущей толпой, заходит на задворки мясного рынка, где "дружественный" вампир - Золотухин выделяет необходимый для выслеживания вампира-браконьера ресурс.

Похмелиться мне дай
Похмелиться мне дай

Вообще местная Москва глубоко провинциальна, интерьеры подчеркнуто устаревшие морально и физически, что добавляет доверия. Ближайшая аналогия, внезапно, это "Осторожно, Модерн" - ультрабюджетная постановка в жилищах реальных людей, со всеми этими календарями за 1998 год в туалете и советскими сервантами. Даже кабинет древнего мага Гесера, главы Ночного Дозора, не отличается роскошью, и больше походит на кабинеты где-нибудь в советском заводоуправлении. Реклама тоже работает на реализм - Антон звонит по Нокии - ну а у кого в то время не было Нокии-орехокола? Графонистый болтик от самолета падает прямо в кружку Нескафе-а кто не пил Нескафе? (падает он, кстати, именно в кружку этого персонажа отнюдь неслучайно). Рука Городецкого попадает на плакат с полузабытым тарифом "Джинс"...Ну, принцип вы поняли.

-6

Фильм наполнен атрибутами повседневности россиянина того времени, от кофе и телефонов до "оборотней в погонах" в метро, и даже пара в самолете, летящая с отдыха, прямо указывает на время действия - это люди в возрасте, достаточно просто одетые, и это то время, когда условная Турция стала доступна практически всем, а не только бизнесменам, которых то и дело взрывали в их иномарках. Сделали даже привязку к шоу-бизнесу-одна из ведьм и подруга мага Завулона это Жанна Фриске, которая уходит на службу прямо с концерта.

Каст

Банально прозвучит, конечно, но актерский каст здесь просто шикарный. Помимо очевидного Хабенского, здесь играет Владимир Меньшов, из которого получился идеальный Гесер, ему одинаково идет и кольчужный доспех, и костюм начальника "Горсвета", где, по виду, условные восьмидесятые и не заканчивались. Его заклятый друг Завулон - вечный кинозлодей нулевых Виктор Вержбицкий. Завулон здесь напоминает то ли сутенера, то ли завсегдатая опиумного притона, а во всех его словах и действиях чувствуется спокойная угроза. Эх, не стоило Антону при нем косплеить Глеба Жеглова... Римма Маркова в короткой, но яркой роли ведьмы-"домушницы", Валерий Золотухин и Алексей Чадов - вампиры-соседи Городецкого, Николай Олялин - Инквизитор из пролога (впрочем, роль микроскопическая), Мария Порошина - жертва проклятия Светлана, и многие другие, включая Жанну Фриске и Илью Лагутенко с его рептильной харизмой. Снять плохой фильм запросто можно и с хорошими актерами, но это не тот случай.

Утекай...пока можешь
Утекай...пока можешь

Спецэффекты

Для 2004 года - отличные. Для российского фильма - тем более. Да круто они смотрятся и сейчас. А самое главное - стильно и находчиво. "Воронка проклятия" закручивает волосы сквозняком в метро, а по мере усиления превращается в огромный смерч из ворон. Вместо жезлов, посохов и книг магическое оружие здесь выполнено в виде фонарей с поджаривающим нечисть лучом (имеется как ручной вариант, так и в фарах для грузовика), побоище на гигантском мосту из начала зеркалится на крыше многоэтажки, Городецкий отбивается от Темных лампой дневного света - вестимо, тоже не простой, а негодяйский Завулон просчитывает будущее, рубясь в файтинги, вышибает крышу лифтом и использует вместо меча собственный стальной позвоночник.

Потерял? (с) Завулон
Потерял? (с) Завулон

Да, и конечно же, тот эпичный момент с переворачиванием ЗИЛа. А среди вырезанных сцен есть момент, когда крутой водила и светлый маг Семен поправляет кремлевские звезды. Слегка лубочно, но до чего прикольно.

С Сумраком шутки плохи
С Сумраком шутки плохи

Конечно, кому-то может показаться неуместным обилие рекламы, кого-то не устроит уход от первоисточника - но фильм определенно стоит просмотра, и получился он, пожалуй, в чем-то даже удачнее сиквела, и заслуживает своего места в не самом обширном пантеоне действительно качественной российской кинофантастики.