Эта статья посвящена известному тэп-стандарту, а точнее сказать тэп-рутине Шим Шэм Шимми (Shim Sham Shimmy). А если быть совсем точным, то эта маленькая статья посвящена большому конфликту из-за небольшой (всего 32 такта) танцевальной рутины «шим шэм».
Давайте ещё раз уточним и вспомним, что Шим Шэм Шимми была придумана танцором Леонардом Ридом (Leonard Reed) именно как тэп-рутина, т.е. это был танец чечёточника и для чечёточников. То, что в эпоху тотального господства джаза и свинга, исполнители «смежных» танцевальных направлений присоединялись и делали свои вариации Шим Шэм Шимми, говорит лишь о популярности рутины, а не о «правильности».
Но вот когда в начале 2000-х «шим шэм рутин» стала практически эмблемой мирового сообщества любителей танцев в стиле свинг (линди-хоп, бальбоа, буги, блюз и т.п.), то именно тогда и началось это «великое» противостояние двух направлений за правильность и «отцовство». Казалось бы, какая-то рутина стала «эмблемой» чего-то. Ну, стала и стала. В чём проблема, скажите вы? А проблема в том, что теперь исполнители «линди-хоп» не просто считают «шим шэм» своим танцем, но и постоянно упрекают чечёточников в том, что они исполняют «шим шэм» совершенно неправильно. А если попытаешься спорить, то у них на всё всего лишь один аргумент – АМАЧ (Авторитетное Мнением Авторитетного Человека). А теперь давайте разберёмся, что произошло!
В далёкие 80-е годы прошлого столетия, мода на музыкальное наследие 20-30-х годов переживала очередной «ренессанс». Например, по мотивам культового музыкального фильма 1933 года «42-я улица» (“42nd street”) на Бродвее поставили одноименный мюзикл. На мировые экраны вышло множество фильмов о 20-30- годах, среди которых был фильм режиссера Фрэнсиса Форда Копполы «Коттон клуб» (“The Cotton Club” 1984), где актёр Грегори Хайнс (Gregory Hines) смог полностью себя раскрыть не только как драматический актёр, но и как выдающийся исполнитель «тэпа». После этого фильма широкой публике стало понятно, что жанр «тэп дэнс» жив, а старые мастера чечётки не просто живы, а ещё на многое способны. Сам фильм «Коттон клуб», конечно же, был не о чечётке, а лишь о тех временах, когда этот жанр был на пике успеха.
Буквально в это же время, а точнее в 1985 году на подмостки мировой сцены выпускают мюзикл «Black and Blue», где публику знакомят не просто с музыкальным наследием 20-30-х годов, а с музыкальным наследием чёрной части населения США, что, собственно, и отображено в самом названии шоу. Вот именно, после фильма «Коттон клуб» и мюзикла «Black and Blue» и произошло то, что произошло. Дальше читаем внимательней!
Итак, создатели фильма «Коттон клуб», ради аутентичности, приглашают работать над фильмом многих мастеров тэпа, которые не просто были хороши в своём деле, но и жили в то время, о котором идёт повествование в фильме. А некоторые из приглашенных даже работали в том самом клубе «Коттон», который находился в нью-йоркском Гарлеме. Но в силу того, что к моменту съёмок фильма они были уже, мягко говоря, пенсионного возраста, они играли в фильме не себя, а неких пожилых чечёточников, которые уже не выступают на большой сцене. Среди этих «почтенных хуфферов» был и один из хореографов фильма Генри ЛэТэнг (Henry LeTang), не просто известный музыкант и хореограф, а легендарная личность в «тэпе», имя которого занесено в 2015 году в Международный зал славы танцев в стиле «тэп» (International Tap Dance Hall of Fame). Фильм вышел в прокат и успешно… провалился в финансовом смысле, но стал культовым во многих других смыслах, а для чечёточников всего мира он стал не просто культовым, а одним из «самых-самых», уступая, пожалуй, лишь самому легендарному фильму «Stormy Weather» 1943 года.
Когда работали над мюзиклом «Black and Blue», то в группу хореографов также пригласили Генри ЛэТэнга, а вместе с ним ещё троих: одного из участников легендарного тэп-дуэта «Братья Николас» (The Nicholas Brothers) Фаярда Николас (Fayard Nicholas), известного тэп-исполнителя и постановщика номеров Чолли Аткинса (Cholly Atkins) и, ВНИМАНИЕ, успешного исполнителя танцев в стиле «линди-хоп» в 20-30-х годах Фрэнки Мэннинга (Frankie Manning). Все четыре хореографа отлично дополняли друг друга и на отлично справились с задачей – показать, так сказать, «культурный срез» уже ушедшей эпохи. Мюзикл успешно шёл много лет на Бродвее, положительно отмечался критикой, а в 1989 году получил престижный приз премии «Тони» (Tony Awards) в номинации лучшая хореография. Для понимания, напомню, что в «золотом» составе исполнителями в этом мюзикле были Банни Бриггс (Bunny Briggs) и Сэвион Гловер (Savion Glover).
Вот и вся предыстория! Вышел фильм. Мюзикл долгие годы успешно шёл в театре. И, казалось бы, что плохого – все хорошо сделали своё дело, получили за свой труд вознаграждение в виде гонораров и любви зрителей. В чём подвох?
А подвох, точнее можно сказать «великая фальсификация», произошла позднее, когда популяризаторы танцев в стиле свинг (допускаю что не плохие люди!) пригласили того самого, известного в прошлом, исполнителя «линди-хоп" Фрэнки Мэннинга как представителя танцевальной культуры 20-30-х годов для продвижения своего направления среди поклонников «сошуал дэнс» культуры. Доброжелательный пожилой Фрэнки так был рад неожиданно свалившемуся широкому вниманию молодой аудитории, что не скупился и старался «отдать» своим новым поклонникам всё, что знал, а иногда даже то, что знал, но «не очень точно». Именно Фрэнки Мэннинг показал молодым любителям танцев в стиле свинг как исполнять тэп-рутину Шим Шэм Шимми. При жизни никто не хотел обижать старика-добряка Фрэнки, указывая ему на неточности, а когда он умер, то исправить ошибки оказалось практически невозможно – появилась целая «секта» почитателей «шим шэм от Фрэнки». Их аргумент, что Фрэнки Меннинг - обладатель премии «Тони» перебивал любой аргумент оппонента. Тот факт, что вместе с Фрэнки были награждены ещё три хореографа и они были истинные доки в «тэп дэнсе», а Фрэнки лишь отвечал в мюзикле за «линди-хоп» никто не хотел слушать. Не убеждал и тот факт, что у того же Генри ЛэТэнга можно было ещё в 80-е годы посмотреть видео курс, где он учит правильно исполнять тэп-рутину Шим Шэм Шимми. Нельзя переубедить фанатов «шим шэм от Фрэнки» и тем аргументом, что уже в наши дни внучка одного из братьев Николас – учит правильно исполнять Шим Шэм Шимми в Лос-анджелесской танцевальной студии имени своих известных родственников.
И вот любители танцев в стиле свинг уже многие-многие годы продолжают с упорством, достойного лучшего применения, исполнять рутину «шим шэм» с небольшими, но ОЧЕНЬ принципиальными ошибками. Все видеохостинги интернета просто кишат «челленджами» и «финальными общими танцами» в стиле Шим Шэм Шимми. Смотреть на это смешно и грустно одновременно.
Вы не верите мне на слово? Готовы обвинить в том, что я так же, как и фанаты «шим шэм от Фрэнки», просто прикрываюсь авторитетными именами? Вы хотите доказательств? Хорошо. Давайте проверим теорию практикой, приведу два, на мой взгляд, веских аргумента, а вы постарайтесь парировать.
Почему фанаты «шим шэм от Фрэнка» не могут исполнить Шим Шэм Шимми в быстром темпе?
Почему даже выдающиеся лидеры в сообществе танцев в стиле свинг не могут даже на уровне дуэта синхронно исполнить такую, на первый взгляд, простую рутину?
Доказательства и аргументы, как говорится, в студию!!!
P.S. Если интересно почему фильм «Коттон клуб», который провалился в прокате, великий и во всех смыслах культовый, то подпишитесь на мой канал и поставьте лайк! А я, вдохновленный вашим интересом, в следующей статье подробно расскажу об этом много интересного.