Найти в Дзене
VK Гид

Через призму ретрофутуризма: как представляли Москву будущего в 1914 году?

Андрей Аксёнов, автор популярного подкаста «Закат империи» объяснил, почему людям всегда было интересно узнать, что их ждёт в будущем.

– Жюль Верн писал о космическом полёте на Луну, Циолковский тоже мечтал о полёте на единственный спутник Земли. И сейчас многие представляют, что будет через сто лет: искусственный интеллект, игры, киберпанк, – рассказывает он.

XX век – век технического прогресса. На улицах появляются автомобили, инженеры создают первые самолеты, а люди могут слушать радио. На фоне научно-технической революции художники и писатели начинают с удвоенной силой фантазировать о далеком будущем. 

– В XIX веке мечты о будущем были популярны. Печатать подобные сюжеты в открытках начали в том же веке. В Германии, США и Великобритании рисовали роботов, стиральные машинки и летающие автомобили. Нельзя сказать, что идея изобразить будущее стала для российских художников неожиданностью – они её просто повторили у зарубежных коллег.

По словам Аксёнова, в России почтовые открытки использовались в маркетинговых целях.

– Фабрика кондитерских изделий «Эйнем» рекламировала себя. На дирижабле, который изображен на третьей картинке, можно увидеть логотип фабрики – это очевидный маркетинговый ход. Такая реклама была довольно прогрессивной по тем временам, – говорит автор подкаста. – Большая часть объектов, изображенных на картинках, уже существовали в зачаточном виде или постепенно входили в обиход. Художники просто додумали, как могли бы эволюционировать уже знакомые объекты. Они также добавили машинам новые применения. На картинках нет чего-то фантастического. Даже аэросани были изобретены к тому моменту.

Вместе с автором подкаста «Закат империи» Андреем Аксёновым мы на дирижабле перенесемся в начало XX века, чтобы узнать, что из прогнозов к сегодняшнему дню уже сбылось, что — нет, а что сбылось и оказалось напрочь забыто.

110 лет назад в Москве были выпущены почтовые карточки «Москва в XXIII веке»

Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, всё идёт чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.

Сбылось: автобус 
Не сбылось:
центрального вокзала воздушных линий

-2

Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…

Сбылось: воздушная железная дорога, где поезд едет по рельсам (монорельс) можно найти на ВДНХ
Не сбылось:
набережную Москвы-реки используют как взлетно-посадочную полосу

Сбылось, но утрачено: троллейбусы

-3

Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят чёткие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времён. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.

Сбылось: метро
Сбылось, но утрачено:
дирижабли

-4

Оживлённые, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднён после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.

Сбылось: пассажирский транспорт перевозит людей по Москве-реке
Не сбылось:
реки мало используются для грузового транспорта

-5

Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишённый микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.

Сбылось:В отреставрированном Петровском дворце – филиал Музея Москвы
Не сбылось:
воздух так же насыщен микробами и пылью

-6

Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.

Не сбылось: машины и велосипеды ездят по Красной площади, полицейские с саблями регулируют транспорт

-7

Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.

Сбылось: ресторан «Яр» существует по сей день
Не сбылось:
аэросалазки и ледовое

-8

Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колёсных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом «Мюр и Мерлиз» в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.

Сбылось:Торговый дом «Мюр и Мерлиз» (сегодня – ЦУМ) стал больше
Не сбылось:
Торговый дом ЦУМ соединен с воздушными железными дорогами

-9