Найти тему
Лабиринт знаний

Искусство Древней Греции и Рима. Культура, живущая в веках

Оглавление

Искусство древнегреческой цивилизации отличается тем, что оно прославляло человечество, в отличие от предшествующих культур. Римская культура, хотя и менее самобытная, впитала в себя наследие греков, создавая совместную греко-римскую культурную традицию, которая сохраняет свою значимость и в современном мире.

Древнегреческая скульптура из мрамора
Древнегреческая скульптура из мрамора

До того, как греки обосновались на островах Киклады в Эгейском море, там уже создавались фигурки из мрамора, отличающиеся пропорциональностью, но лишенные индивидуальных черт. Эти творения демонстрировали поразительное сходство с полуабстрактными скульптурами XX века.

Минойская цивилизация Крита оказала значительное влияние на более поздние культуры. Её яркие фрески, разнообразная керамика и изысканные металлические изделия были переняты более развитыми народами, поселившимися на территории нынешней материковой Греции примерно в XX веке до н.э. и говорившими на древнегреческом языке. Представители этого народа сегодня известны как микенцы, названные так в честь города Микены на юге Греции, где были обнаружены знаменитые золотые маски, укрывавшие лица погребенных царей и вождей.

Микенский кинжал, украшен золотой инкрустацией изображающей сцену охоты
Микенский кинжал, украшен золотой инкрустацией изображающей сцену охоты

Микенцы отличались большей воинственностью по сравнению с жителями Крита, что нашло отражение в их уникальном стиле искусства. Они изготавливали золотые кубки, украшенные изображениями битв и охоты, и оформляли бронзовые мечи с помощью сложной инкрустации. В Микенах и Тиринсе можно найти древние мавзолеи и огромные цитадели, сложенные из массивных, неровных каменных блоков, тщательно соединенных между собой.

Гуманизация искусства

С наступлением XII века до н.э., микенская цивилизация начала угасать. Наступил период, известный как «Темные века», характеризующийся упадом культуры и масштабными миграциями населения. Этот период сменился эпохой полисов - городов-государств с новой формой социального устройства и искусством, проникнутым глубоким гуманизмом, которое стало символом Древней Греции для многих. Это искусство, в значительной мере формировавшееся под влиянием греческой религии, изображало богов и богинь как могущественных существ с человеческими чертами.

Характерные для периода архаики в древнегреческой скульптуре стоящие фигуры юношей (куросы) и девушек (коры)
Характерные для периода архаики в древнегреческой скульптуре стоящие фигуры юношей (куросы) и девушек (коры)

Скульптура является самым узнаваемым проявлением классического греческого искусства, особенно учитывая, что большая часть живописи не дошла до наших дней. Скульптурные работы большого размера или с амбициозным концептом (то есть монументальные скульптуры) начали появляться в конце VII века до н.э., вероятно, под влиянием контактов с Египтом. Архаический период, начальная фаза развития греческой культуры, длился до 480 года до н.э. и характеризовался скульптурами прямостоящих обнаженных юношей и одетых девушек, смотрящих на мир с необычной, «архаичной» улыбкой, которая, по всей видимости, была распространенным художественным приемом того времени.

Живо и жизненно

В течение короткого времени, ранее неподвижные скульптуры вдруг ожили, перестав быть простыми колоннами. Обычный стиль изображения фигур трансформировался в более детальное изображение мускулов и складок одежды.

"Копьеносец" Поликлет
"Копьеносец" Поликлет

Классическая эпоха, охватывающая период примерно с 480 до 323 гг. до н.э., сейчас признаётся как пик греческого искусства. Этот период отметился значительным прорывом в искусстве: творения представлены всем разнообразием естественных поз - как, например, «Копьеносец» Поликлета или фигура Аполлона с вытянутой рукой в храме Зевса в Олимпии, чьи формы, казались, не ограниченными габаритами мраморных блоков.

Новый рубеж

Одновременно происходило развитие рельефа - техники скульптуры, где изображение выступает или углубляется относительно основной поверхности, но остается с ней единым, и литья бронзовых статуй.

Мраморная копия статуи Зевса ("Эрмитаж")
Мраморная копия статуи Зевса ("Эрмитаж")

Большинство скульптурных творений классики не дошли до нас и известны только по названию. Сюда входят две величественные храмовые статуи Зевса и Афины, созданные афинским скульптором Фидием. Многие мраморные работы, которые сохранились до наших дней, были частью декоративного убранства храмов. В основном это рельефные композиции и отдельные фигуры, установленные внутри фронтона - треугольного завершения фасада здания.

Римская копия статуи Афины, стоявшей внутри Парфенона. Оригинал был вырезан Фидием из дерева и покрыт слоновой костью и золотом
Римская копия статуи Афины, стоявшей внутри Парфенона. Оригинал был вырезан Фидием из дерева и покрыт слоновой костью и золотом

Скульптура, живопись и архитектура в древней Греции были тесно переплетены, придавая храмам великолепие и яркость, которые гораздо превосходят наши обычные представления. Греческие скульптуры, воспринимаемые нами в бледных тонах, на деле были ярко раскрашены, а такие детали, как мозаичные цветные глаза, придавали им экзотический вид.

Парфенон

Наиболее известные рельефы и скульптуры фронтона были расположены в храме Афины Парфенос, известном также как Парфенон.

-7

В настоящее время большая часть этих произведений является частью коллекции "Элгиновские мраморы", которая находится в экспозиции Британского музея в Лондоне.

"Элгиновские мраморы"

Коллекция "Элгиновские мраморы" в Британском музее в Лондоне представляет собой ценные рельефы и статуи, которые изначально украшали Парфенон в Афинах. Подвергшийся упадку и значительным разрушениям в период турецкого господства, особенно после взрыва в 1687 году, Парфенон нуждался в спасении. Лорд Элгин, занимавший пост британского посла в Турции в 1799-1802 гг., приобрел скульптуры у султана и впоследствии продал их Британскому музею. В последнее время Греция активно требует возвращения этих мраморов обратно в страну.

-8

Парфенон являлся самым большим храмом в комплексе афинского Акрополя (цитадели). Все эти сооружения были построены во второй половине V века до н.э. на месте разрушенных во время персидских войн. Кроме Парфенона, в комплекс включались храм Ники Аптерос, Эрехтейон с известными кариатидами (колоннами в виде женских фигур) и величественная колоннада Пропилей.

Запуск строительства этого величественного комплекса был инициирован афинским политическим деятелем Периклом, а Фидий возглавил процесс строительства. Считается, что архитекторами Парфенона были Иктин и Калликрат. Иктин также занимался строительством великолепного храма Аполлона, который сохранился в Бассах.

-9

Простота стиля

Элементы греческого храма отличались удивительной простотой. Сооружения, такие как Парфенон, представляли собой прямоугольные строения, окруженные колоннами, с наклонными крышами. Детали на колоннах и над ними указывали на принадлежность здания к определенному стилю архитектуры (ордеру): массивные и без украшений – к дорическому, с похожими на свитки верхушками колонн – к ионическому, с лиственными украшениями – к коринфскому.

Значительные успехи в греческой архитектуре были результатом прекрасного чувства пропорций и точности визуального оформления. Например, внимательно подобранное расширение в средней части помогало нейтрализовать эффект вогнутости, который создавали идеально прямые колонны, рассматриваемые с определенного расстояния.

Греческая живопись

Греческая живопись сохранилась до наших дней в основном благодаря росписям на гончарных изделиях, широко распространенных и используемых в качестве сосудов для вина и масла. Изображения на этих сосудах служат важным источником информации о жизни древних греков. Возникшие около 600 г. до н.э., эти керамические изделия часто украшались изображениями людей с черными силуэтами на красном фоне глины; для выделения мелких деталей, таких как глаза, черная краска удалялась до цвета глины. Примерно в 530 году до н.э. чернофигурный стиль сменился краснофигурным: теперь художники оставляли фигуры в цвете глины, окрашивая фон в черный и добавляя детали на фигурах. Каждый из этих стилей обладал своими достоинствами, однако ни один из них не мог сравниться с изображениями, созданными на белом фоне лекифа - элегантного и довольно редкого вида погребального сосуда.

-10

Время перемен

В IV в. до н.э. Пракситель и другие скульпторы начали создавать изображения обнаженной женской фигуры. В то время как статуи Парфенона были весьма реалистичны, они всё же сохраняли некоторую идеализацию и избегали передачи сильных эмоций. Художники того же века, включая Скопаса и Лисиппа, первые придавали своим творениям уникальные черты и эмоциональную насыщенность.

Еще одним новшеством того времени стала массивная усыпальница, возведенная для Мавсола, греческого правителя Малой Азии (на территории нынешней Турции), которая получила название Мавзолей. Этот термин впоследствии стал использоваться для обозначения всех подобных сооружений.

Распространение культуры

С началом военных походов Александра Македонского в 334 г. до н.э. греческая культура начала свое распространение по всему Ближнему Востоку, охватывая территории от Египта до Западной Индии. После смерти Александра в 323 г. до н.э., что считается окончанием классического периода и началом эпохи эллинизма, его империя разделилась на части. Основными центрами этого стиля стали Египет и царство Селевкидов, простиравшееся от Фракии до Гиндукуша.

В этих государствах греческая культура играла более ключевую роль, нежели в увядающих греческих полисах. В свою очередь, эллинистическое искусство значительно отличалось от классического, охватывая многие элементы реальности, которые классика не затрагивала: уродство, абсурд, эмоциональность, а также глубокие чувства, такие как боль и ужас. Эллинистическое искусство стремилось к эффектности: меценаты заказывали огромные работы, а художники стремились продемонстрировать мастерство, например, в изображении драпировок (как в скульптуре "Ника Самофракийская") или в сложности композиций (например, в скульптурной группе "Лаокоон", где изображены три фигуры в борьбе со змеями).

Копия скульптурной группы "Лаокоон". Экспонируется в Октогональном дворе ватиканского музея Пио-Клементино
Копия скульптурной группы "Лаокоон". Экспонируется в Октогональном дворе ватиканского музея Пио-Клементино

Римляне, пораженные красотой греческого искусства, активно заимствовали его элементы, тем самым распространяя его влияние на запад и север Европы. Многие известные нам сегодня греческие произведения искусства дошли благодаря римлянам, которые заказывали копии этих работ, которые, в конечном итоге, пережили свои оригиналы.

Хотя римские скульпторы не могли соперничать с греками в искусстве, они развили свою уникальную, выразительно реалистичную скульптурную традицию. Вероятно, она произошла от традиции создания портретных бюстов предков, которые римляне хранили у себя дома не как художественные произведения, а как информацию о том, как они выглядели. Отличительная простота и характерная индивидуальность римского портретного искусства придают ему особую привлекательность. Большая часть других римских скульптур, в том числе идеализированные изображения богов и императоров, по своему стилю являются эллинистическими. Но типично римскими являются триумфальные арки и колонны, изобилующие скульптурными изображениями, посвященные имперским победам и завоеваниям.

Инженерное мастерство

В архитектуре римляне, хотя и уступали грекам в эстетическом восприятии и изяществе, превосходили их в технических аспектах, особенно в строительстве арок, сводов и куполов. Их строительные проекты были масштабными, чтобы удовлетворить потребности обширной империи в величественных общественных постройках, как, например, Пантеон и Колизей в Риме или Мезон Карре возле Нима во Франции. Ещё более впечатляющими были достижения римлян в инженерии, включая строительство дорог, мостов, акведуков, аркад, канализационных систем и оборонительных сооружений. Некоторые из этих функциональных зданий, такие как мост Пон-дю-Гар в Ниме, поражают своей красотой.

Колезей в Риме (наши дни)
Колезей в Риме (наши дни)

Живопись Помпей

Множество римских картин сохранилось до наших дней, хотя ни одна из них не была отмечена римлянами как выдающееся произведение искусства. Наиболее впечатляющие образцы были обнаружены на стенах домов в Помпеях. Эти фрески демонстрируют мастерское владение искусством перспективы, использование огромной палитры и эффекта "обмана зрения" (как, например видимые сквозь колонны пейзажи, причем и пейзажи и колонны написаны на стене). Римляне также добились успеха в мозаике, создавая сложные изображения из множества мелких цветных камушков, утопленных в известковый раствор.

-13

Исчезнув в тени упадка Западной Римской империи, греко-римская традиция неоднократно возрождалось в разные периоды истории Запада. Эта традиция послужила фундаментом для множества архитектурных и художественных стилей, от романского до неоклассицизма XVIII-XIX веков, и продолжает оказывать значительное влияние до наших дней.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет еще больше интересной и полезной информации))🐭