Красный Лотос. Секты и тайные братства Китая

677 прочитали

 Что общего у триад, Компартии и запрещенной секты «Фалуньгун»*? Почему китайцы с самых древних времен так любят тайные общества? Существует ли китайский аналог масонов?..

Что общего у триад, Компартии и запрещенной секты «Фалуньгун»*? Почему китайцы с самых древних времен так любят тайные общества? Существует ли китайский аналог масонов?..

Последние пару лет я активно изучаю все, что связано с триадами и вообще китайской преступностью, для нового романа, который почти готов. И как всегда с Поднебесной Империей — потянешь за одну ниточку, вытащишь целый клубок поразительных фактов. Итак, сегодня: история тайного китайского сектантства.

Революция во имя Будды

Когда начинаешь изучать что-то из китайской культуры, часто сталкиваешься с одной проблемой. Едва ли не все явления, оказывается, уходят корнями в древность, причем не в Средневековье, а сразу в какой-нибудь V век до Рождества Христова.

Триады — не исключение. Нередко пишут, что подобные тайные братства существуют тысячи лет, чуть ли не со времен Хуан-ди, меняя лишь свои имена. У китайцев даже ОПГ — древние и освященные традицией.

Тут особенность исторической науки КНР и вообще китайского менталитета. «Пять тысяч лет непрерывной истории» — очень важная для жителей Поднебесной штука. Быть единственной нацией, чьи корни уходят прямо в Каменный век, а то и дальше, для них принципиально.

А потому любое современное явление стараются возвести к древним образцам, не жалея на это усилий. Все, чтобы подчеркнуть длительность и непрерывность пути своего народа.

Непрерывность эта довольно спорная… Скажем, Лев Гумилев считал, что разные империи в истории Китая были созданы по сути разными народами, сменявшими друг друга на территории китайской равнины. Исследователи из КНР с ним резко несогласны.

Не впадая ни в одну из крайностей, скажу, что в длинной китайской истории действительно много раз встречаются секретные организации. И современные триады, несомненно, в определенной степени оглядываются на своих предшественников. Уходить в подполье и вести незаконную деятельность — и правда славная китайская традиция.

Еще в IV веке н.э. возникло самое знаменитое тайное братство — «Байляньшэ», «Общество Белого Лотоса».  Эдакий гибрид буддийской секты и революционной партии, борющейся за справедливость.

«Общество Белого Лотоса», художник Пу Жу, Тайвань, XX век
«Общество Белого Лотоса», художник Пу Жу, Тайвань, XX век

«Лотос» стал прообразом тайных китайских сект на столетия вперед. Несколько раз в течение веков его адепты появлялась на исторической сцене, становясь идеологами и лидерами народных восстаний.

Конспирологи любят изображать братьев «Лотоса» эдакими китайскими масонами, могущественной организацией, непрерывно ведущей свои потайные дела в течение тысячелетий. Звучит очень интересно, но верится с трудом, если вспомнить, как непостоянны все человеческие объединения.

Скорее тут сыграла роль китайская любовь к традициям и подражанию древним. Каждая новая группа заговорщиков называла себя в честь славных предшественников, перенимала их символику и методы.

Дошло до того, что в XIV веке свершилась целая «Революция Белого Лотоса», покончившая с монгольской династией Юань. Китай восстал против власти монголов и сектанты оказались во главе революционной волны. Бывший нищенствующий монах Чжу Юаньчжан стал предводителем бунтовщиков и после их победы провозгласил себя императором, положив начало царству Мин.

Но «Лотос» лишь самая известная из тайных организаций, которых в китайской истории немало. Даже Компартия Китая признает за сектантами важную роль, называя некоторых из них чуть ли своими предшественниками.

Так «прото-коммунистами» считаются последователи Хун Сюцюаня, проповедника из южных провинций, начавшего свою деятельность в 1840-х годах. Хун создал чудно́е учение, смесь протестантизма с традиционной китайской духовностью. А заодно объявил себя… младшим братом Иисуса Христа. Он стал лидером тайного общества «Воины Бога», и вскоре набрал огромное число последователей среди бедноты. В ответ на преследования имперских властей его паства устроила мятеж, перешедший в настоящую гражданскую войну.

В истории это событие известно как восстание тайпинов. Название происходит от «Дапин Тяньго» — «Небесное Царство Великого Процветания». Именно так бунтовщики назвали государство, которое устроили на захваченных ими землях — одно время это был почти весь центральный Китай.

На желтых знаменах тайпинов их девиз — «Дапин тяньго» — «Небесное Царство Великого Процветания»
На желтых знаменах тайпинов их девиз — «Дапин тяньго» — «Небесное Царство Великого Процветания»

В «Небесном Царстве» тайпины объявили полное равенство (в том числе уравняли мужчин и женщин, что по тем временам неслыханно нигде в мире), хотели упразднить деньги и сделать всю собственность общественной.

Позднее это оценил Мао Цзэдун, с подачи которого марксистские историки считают тайпинов предтечами Революции.

Насколько сектанты были близки к марксизму — большой вопрос, но несомненно, что Мао и прочие товарищи подробно изучали их опыт и вдохновлялись их примером.

В провинции Гуанси создан музей, посвященный тайпинам. Скульптурная группа в стиле соцреализма увековечивает Хуна и его паству.

Любовь к подполью

В чем же причина страсти китайцев к тайным братствам? Тут сочетаются сразу несколько особенностей их истории.

Во-первых, она почти вся прошла под абсолютной, и довольно суровой властью императоров. При этом властители отнюдь не всегда справлялись со своей работой хорошо: голод и прочие бедствия происходили регулярно.

Недовольство народа было велико, но его сдерживал один мощный фактор, религиозный. Император — Сын Неба, потомок богов и олицетворение вселенского порядка. Бунтовать против него грешно и бессмысленно.

Это объяснение было сильным, но не очень устойчивым. Религиозная жизнь — штука сложная, и в ней часто возникают течения, отличные от ортодоксии. На протяжение всей истории в Китае появлялись учители и учения, ставившие под сомнение священность императора.

С древности в конфуцианстве существовало понятие «небесного мандата». Согласно ему, император священен, но лишь при условии, что он блюдет нравственную чистоту и делает подданных счастливыми. А если он этого не хочет или не может, то «царь не настоящий»…

Не раз предводители бунтов и крестьянских восстаний объявляли, что небесный мандат нарушен.

 Что общего у триад, Компартии и запрещенной секты «Фалуньгун»*? Почему китайцы с самых древних времен так любят тайные общества? Существует ли китайский аналог масонов?..-5

Ничего не напоминает? Да, это очень похоже на некоторые эпизоды в истории России, с нашим старообрядчеством и прочими русскими сектами, вроде хлыстов и духоборов. Православная Церковь освящала фигуру царя, но как только возникало сомнение в православном учении, тут же доставалось и фигуре монарха.

Вспомним, что в крестьянской войне Пугачева старообрядцы играли немалую роль. Сектанством интересовались, или даже были с ним связаны, многие деятели Русской Революции, например Горький.

И все же в России подобное происходило куда реже, чем в Китае. В Поднебесной чуть ли не каждые пару веков появлялся лидер, который объявлял, что сомневаться в императоре вовсе не грех, а иногда даже долг взыскующий правды.

Благодаря накипевшему среди низов недовольству, бунтовщики собирали немало последователей. А дальше было два пути.

Если движение разрасталось достаточно, начиналась крестьянская война. Китайский бунт, бессмыссленный, беспощадный и бесконечный. Нередко восстания набирали такие обороты, что остановить их не могла уже вся императорская рать. Толпы бунтующей черни годами носились по стране, разрушая все на своем пути.

Но нередко повстанцам приходилось вспомнить завет Ильича и «пойти другим путем». Не имея сил на открытое сопротивление, они отправлялись в подполье. И тут сказывалась еще одна китайская черта: культ верности старшим и любовь к строгой организации. Идеально для конспиративной деятельности.

Страсть к тайной борьбе среди крестьян, возможно, имеет еще одно, более простое объяснение. Известный китаист Сергей Дмитриев в своих лекциях заметил: ведь сельская жизнь на протяжении веков была невероятно однообразной, максимально скучной. Религиозные радения и тайная, опасная деятельность — для китайского земледельца это был один из немногих способов развлечься...

Красный лотос

Один из предполагаемых символов «Союза Трех»
Один из предполагаемых символов «Союза Трех»

Последний раз «Белый лотос» заявил о себе на рубеже XIX века, во времена Цин, последней империи Китая. К тому времени уже несколько столетий страна находилась под властью маньчжуров, кочевого народа, родственного аборигенам Сибири.

Адепты «Лотоса» в течение нескольких лет устраивали восстания в сельских районах страны. За бунтом, как правило, следовала карательная экспедиция властей, счет погибшим шел на десятки тысяч.

За это в народе секту прозвали «Красным Лотосом»…

Тираническая власть Цин, при которой этнические китайцы были поражены в правах перед маньчжурами, словно нарочно подталкивала коренное население к скрытному сопротивлению. К созданию структур, параллельных власти.

Тогда-то, как считается, и возникло новое тайное общество — «Союз Трех: Неба, Земли и Человека». По легенде, его основателями стали монахи из разоренного властями монастыря в Шаолине.

Постепенно члены «Союза» распространились по всему Китаю. Не в силах открыто противостоять маньчжурам, они старались создать систему взаимопомощи среди угнетенных китайцев, эдакую «вторую власть», помогающую народу.

Древняя империя Мин, основанная когда-то нищим монахом Чжу, стала для заговорщиков идеалом, золотым веком. Они сделали своим девизом «Фан Цин Фу Мин!» — «Сбросить Цин, восстановить Мин!».

Иностранцы стали называть ячейки «Союза Трех» кратким словом «триады».

Про это замечательное движение, существующие и в наши дни, я напишу отдельную статью.

Триады увидели крах ненавистной империи Цин, но благославенная эпоха Мин не вернулась. Вскоре к власти пришла суровая Компартия, которая тайные общества не жаловала.

Мао, отлично помнивший историю тайпинов, понимал, какую огромную силу могут иметь тайные братства. А потому, придя к власти, объявил настоящую охоту на членов триад. Силы полиции и госбезопасности практически уничтожили тайные общества на всей территории молодой Народной Республики.

Веселый Мао
Веселый Мао

Уцелели триады лишь в Гонконге и Макао, маленьких клочках Китая, не попавших под власть коммунистов.

В наши дни, когда южные анклавы постепенно интегрируются в большой Китай, возвращаются на родину и триады, и небезуспешно. С другой стороны, не дремлет и могучий госаппарат КНР.

Так в 2009 году в центрально-китайском городе Чунцин полиция устроила настоящий разгром триадам. Почти пять тысяч человек были задержаны по обвинениям в убийствах, вымогательстве, коррупции и участии в ОПГ. Среди них оказались немалые чины в полиции и даже в местном комитете партии…

Звездой этих процессов стала Се Цайпин, прозванная «Крестной матерью Чунцина». Если верить МВД КНР, эта 46-летняя женщина была главой местной мафии. Еще она любила развлечься -- по сообщениям китайских СМИ, у Се было 16 молодых любовников, которых она осыпала дорогими подарками. Ее приговорили к 18 годам тюрьмы.

«Крестная мать» после оглашения приговора
«Крестная мать» после оглашения приговора

Китайская власть намеренно сделала процессы в Чунцине максимально публичными, чтобы триады по всей стране знали: со времен Мао отношение к ним не изменилось.

Прочие неофициальные общества Компария тоже не жалует. Мир периодически облетают новости о преследованиях «Фалуньгун» — с виду вполне себе безобидной секты, практикующей медитацию, цигун и прочие духовные техники.

Вот только руководители партии хорошо учили историю своей страны. Они знают, что многие революции, включая отчасти их собственную, уходят корнями к подобным вот группкам идеалистов. А потому допускать на своей территории новый «Белый Лотос» или «Небесное Царство» точно не собираются.

В общем, в истинно китайской манере, древние тайные братства в некотором виде существуют до сих пор и серьезно влияют на жизнь.

В какой еще стране коммунистам приходится бороться с наследием древних подпольных сект? Как я люблю говорить — в Китае не нужны фантастика и фэнтези, тут достаточно знать историю.

Эти материалы я собрал во время написания романа «Цзи» — детектива о современном и древнем Китае, о любви, бессмертии, катастрофах и попытках начать все заново. Подробнее — на velikanov.su.

*Некоторые материалы движения «Фалуньгун» и часть организаций, в него входящих, признаны экстремистскими и запрещены на территории России.