17 января 190 лет со дня рождения Августа Вейсмана
Вейсманист-морганист - клеймо, которым в СССР с 30-х и вплоть до конца 60-х годов метили всех, кто придерживался хромосомной теории и отвергал наследование приобретенных признаков. К ним еще присоединяли Менделя и тогда полностью это идеологическое клише, придуманное сторонниками «мичуринской агробиологии», звучало как «вейсманизм-морганизм-менделизм». Кто попадал под это определение становились изгоями: их выгоняли с работы, запрещали заниматься наукой, отменялись защиты диссертаций, никаких публикаций - жизнь для них останавливалась, для некоторых буквально.
Первым в этом монументальном сочетании имен стоит Фридрих Леопольд Август Вейсман- немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения. Вейсман показал, что половые клетки обособлены от остального организма и поэтому не подвержены влияниям, действующим на соматические ткани.
Несмотря на убедительные опыты Вейсмана, которые было легко проверить, победившие в советской биологии сторонники Лысенко долго отрицали генетику, называя ее вейсманизмом- морганизмом. В этом случае идеология победила науку, и многие ученые, как, например, Н.И. Вавилов, были репрессированы. Но это отдельная наша советская, черной полосой отмеченная история не только биологической науки.
При чем здесь идеология, и почему приверженцы «мичуринской агробиологии» мягко говоря не взлюбили Августа Вейсмана в месте с ним Томаса Моргана и Грегора Менделя? Дело в том, что эти великие ученые вскрыли фундаментальные свойства живой природы. Это послужило стремительному развитию биологической науки в ХХ столетии. Во второй половине XIX и в начале ХХ веков сложилось понимание о принципах наследования признаков в ряду поколений и её материальных носителях – хромосомах и генах.
Однако в СССР в 30-х годах зародилась «мичуринская агробиология». Как «учение» оно развивалось после смерти Ивана Владимировича Мичурина (1855—1935) под руководством академика Трофима Денисовича Лысенко как концепция наследственности, изменчивости и видообразования. Она была политически противопоставлена так называемому «буржуазному вейсманизму-морганизму-менделизму» т.е. классической генетике. Этот академик утверждал возможность наследования приобретенных признаков, «скачков» из вида в вид, отрицал внутривидовую борьбу за существование. Сталин и его окружение поддержали «учение», развиваемое Лысенко, классическую генетику с её хромосомами и генами призвали считать враждебной, буржуазной, «продажной девкой империализма».
Настоящие ученые изначально понимали абсурдность лысенковской «мичуринской агробиологии», но только в 1970-х годах ошибочность представлений Лысенко была признана официально.
Вот как отметилось в нашей истории имя великого биолога А. Вейсмана.
Фридрих Леопольд Август Вейсман родился 17 января 1834 года во Франкфурте-на-Майне в семье профессора права. Отучившись в Геттингенском университете Август Вейсман, получил медицинское образование и, защитив диссертацию, несколько лет проработал в госпитале. Однако биология перетянула, благодаря чему естествознание получило проницательный ум. Спустя некоторое время он стал доцентом Фрайбургского университета, сосредоточившись на зоологии и сравнительной анатомии.
Развивая теорию эволюции Чарльза Дарвина с позиции наследственности, Август Вейсман заложил основы неодарвинизма. Он утверждал о принципиальном различии между зачатковыми клетками и клетками тела и что они отличаются свойствами плазм. Именно зачатковая плазма определяет, по Вейсману, наследственные особенности вида и индивидуума, и все наследственные изменения их определяются изменениями в её молекулярной структуре. На этих основаниях Вейсман сделал категорический вывод о ненаследовании признаков приобретаемых организмом в течение жизни. Он также отрицал развитие под влиянием чисто внутренних причин, т.е. автогенез.
Главным фактором эволюции естественного подбора, Вейсман считал появление новых признаков в результате смешения родительских зародышевых плазм. Вейсман отрицал и витализм – учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями.
Имя Августа Вейсмана находится в ряду величайших ученых определивших развитие естественных наук.