Есть достаточно много фильмов (обычно страшных или грустных), где сюжет строится вокруг людей, оставленных в море один на один со стихией. Зачастую герои таких фильмов - дайверы, которые поднялись на поверхность и не увидели там никого и ничего кроме океана.
Давайте сегодня немного поговорим об этом. Ведь эта тема для многих становится пугающей. А я в этом блоге стараюсь сделать мир дайвинга привлекательным и интересным :)
Вообще такое правда может быть, что ты всплыл, а лодки нет?
Да, такое правда может быть. И далеко не всегда это сразу ужасная аварийная ситуация. Можно просто немного заблудиться, но если сильного течения нет, скорее всего сильно далеко от нужного места вы не окажетесь.
А вот в местах с сильными течениями можно серьезно потеряться. Именно поэтому такие дайв-сайты не рекомендуется для начинающих дайверов. Сильное течение действительно может отнести дайвера на несколько километров и совсем не туда, куда нужно. Особенно много проблем это доставляет в таких местах, где течение меняет направление и не заметно с поверхности.
В общем, обычно это не "вас забыли", а "вы потерялись".
А что же делать, если вы всплыли и вокруг только море?
- Обеспечить себе гарантированную положительную плавучесть. Если для этого не требуется сброс грузов, оставьте их (они денег стоят и мусор лишний в океане ни к чему). Не снимайте снаряжение - компенсатор будет удерживать вас наплаву столько, сколько потребуется!
- Не волноваться. Понятно, что ситуация не самая приятная, но паника не поможет. Поможет трезвая оценка ситуации.
- При наличии звуковых устройств задействуйте их. Свистки, сирены, стучалки и гремелки - все то, что вы когда-то повесили на свой компенсатор. Понятно, что если видимость хорошая и вокруг совсем никого, то стоит отложить использование до нужного момента. А вот ночью, в тумане или в сильный дождь звуковые устройства могут помочь очень сильно, даже если вы никого не видите. Например, когда я ехала нырять на Курильские острова, то там сразу в списке снаряжения была вот такая штука.
Я не была уверена, что это правда нужно, но честно взяла с собой. А местные дайверы сказали, что у них настолько часто бывает очень сильный туман, что без этого устройства и правда очень сложно, потому что видимость пару десятков метров. И действительно мы пользовались ими почти на каждом дайве.
5. Если темно и у вас есть фонари - используйте их. Но постарайтесь принять меры для того, чтобы фонарей хватило как можно на дольше. Если их несколько, используйте один, другие экономьте. Если есть моргающий режим - это его время, он как раз создан для привлечения внимания и экономии заряда.
6. Помните, что вас будут искать, поэтому в течение разумного времени лучше оставаться на месте насколько это возможно.
7. Если вас продолжает сносить течением - не боритесь. Это не имеет смысла и только зря расходует силы. А силы нужно экономить.
8. Примите посильные меры для защиты от солнца, не снимайте маску. Если есть элементы, которые могут создать небольшую тень - используйте это (например, планшет)
А меня точно будут искать?
С очень-очень большой вероятностью. Абсолютное большинство компаний, которые организуют дайвинг очень внимательны к своим клиентам. И в каждой местности есть чёткий алгоритм как, когда и чьими силами искать потерявшегося дайвера.
А откуда они узнают что я потерялся?
Состав участников любого погружения - принципиальный момент безопасности. Проверка что все завершили погружение и все на борту - строго обязательный элемент.
На маленьких лодках с маленькими группами это может быть перекличка или малозаметные для вас отметки. Для больших групп часто практикуется использование досок, маркеров, номерков и прочего.
Вот например доска, в данном случае каждый дайв-гид ставит отметку, что его группа вернулась в полном составе.
А вот вариант для большого круизного корабля - уходя на дайв нужно перевернуть табличку с номером своей каюты на "красный", вернулся - поверни на "чёрный".
А бывает что правда "забыли и не заметили"?
Очень редко. Но бывает. Как и в любой другой отрасли, в дайвинге работают разные люди. Недобросовестные тоже встречаются.
В следующий раз поговорим о том, как снизить вероятность возникновения такой не самой приятной ситуации. И каким образом вы сами можете повлиять на то, как быстро вас найдут.