105,7K подписчиков

Как «закопчённые железные корыта» вытеснили «белопенную красу морей» - первые битвы броненосцев

379 прочитали

Фраза эта принадлежит одному из романтических капитанов А. Грина и передаёт отношение капитанов парусников к появлению пароходов. Действительно, роскошные многомачтовые «пенители моря» эстетически выигрывали у первых судов с паровой машиной.

Линейный корабль «Азов»
Линейный корабль «Азов»

К ХIХ в. парусники достигли пика в своём развитии, которое продолжалось тысячи лет.

Однодревка
Однодревка

Самым первым средством для передвижения по воде была однодревка – лодка, выдолбленная из целого дерева. Зачем она нужна? «Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо», – отчеканил древнеримский флотоводец Помпей.

Цивилизация, вышедшая в море, стремительно развивалась – такими были финикийцы, карфагеняне, греки и римляне. Пётр Великий отчеканил: «Государство, которое одну только армию имеет, – одну руку имеет. А государство, которое и флот имеет, – обе руки имеет!»

Уже не лодка
Уже не лодка

Следующим шагом было вполне понятное желание сделать эту лодку удобнее, вместительнее, да и силу ветра можно было смело использовать, хотя гребные суда несли парус – для попутного ветра, но мысль об использовании вёсел не уходила, появились корабли многовесельные, а историки рассказывают о том, что греки создали трирему – гребное судно с тремя рядами вёсел.

Трирема или триера
Трирема или триера

Правда, мой приятель, окончивший политех, переходил с русского разговорного языка на военно-морскую командную лексику, пытаясь объяснить, что если весло первого ряда весит 5 кг и имеет длину 4 метра, то весло второго ряда будет весить не меньше 25 и иметь длину 8-10 метров, а третий ряд будет иметь просто неподъёмные вёсла, но ведь историки сказали, что были даже пентеры – там верхний, пятый ряд имел вёсла длиной 30 метров! И ничего – гребли! Древние всё могли – орал он: «Помнишь, мы обсуждали осадную башню древних греков высотой 20 метров, весом в 500 тонн, которую двигали на 6 колёсиках? Так – подумаешь, поработать веслом в 30 метров – да одной левой!»

Постепенно дальность походов увеличилась, гребные суда уходили в прибрежное плавание, а для длительных походов гениальные португальцы придумали каравеллу.

Каравелла "Санта Маря" Колумба
Каравелла "Санта Маря" Колумба

Дальше оставалось увеличивать размеры судов, количество перевозимого груза, наращивать число мачт и площадь парусов.

Развитие огнестрельного оружия требовало прочности судна и толщины бортов, причём долговечность парусников поражает – ведь дерево же!

Но тем не менее корабль адмирала Нельсона «Victory» плавал более 50 лет и сейчас находится на вечной стоянке в Портсмутской гавани. Обработка древесины было очень сложна: свежесрубленные и распиленные дубовые доски погружали в раствор сульфата меди и оставляли на несколько дней, или же дубовые кряжи пропитывали сначала составом на основе рыбьего жира, а затем густым каменноугольным дегтем.

Наборный борт судна из нескольких слоёв
Наборный борт судна из нескольких слоёв

Борт делали наборным: первый слой пускали по диагонали, потом второй таким же способом, но с наклоном в другую сторону, и уже третий внешний направляли параллельно ватерлинии. В результате обшивка приобретала увеличенную прочность и водонепроницаемость. Такие борта легко выдерживали удары серьезных пушечных калибров.

Подводную часть обшивали листовой медью, что улучшало ходовые качества, предохраняло от гниения и обрастания водорослями и воздействия древоточцев.

Линейный корабль «Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад»
Линейный корабль «Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад»

К середине XIX линейный деревянный корабль стал совершенен. В знаменитом Трафальгарском сражении флагман испанского флота, четырехпалубный 140-пушечный линейный корабль «Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад» сражался с превосходящими силами англичан более 5 часов, потерял две мачты, половина орудий была выбита, две трети экипажа убиты или ранены, но сам корабль остался на плаву – корпус был лишь незначительно повреждён!

Бомбические пушки
Бомбические пушки

Погубил деревянные парусники французский морской артиллерист Пексан, предложивший вооружить корабли бомбическими пушками, которые стреляли разрывающимися бомбами. Это были пустотелые снаряды, начинённые порохом и имеющие разрывную трубку – они взрывались на палубах, попадали в открытые пушечные порты, причиняя огромные разрушения, калеча и убивая экипаж и вызывая пожар, смертельно опасный для деревянного судна.

Бомба, которая несла гибель парусникам
Бомба, которая несла гибель парусникам

Пришла эпоха железа, но долго ещё дубовый борт сохранялся, только обшивался железом.

Последняя грандиозная битва парусников произошла во время Крымской войны 1853 – 1856 гг., когда в Синопской бухте русский флот под командованием П.С. Нахимова полностью уничтожил турецкую эскадру, используя потрясающий эффект бомбических орудий.

Бронированная плавучая батарея «Девастасьон»
Бронированная плавучая батарея «Девастасьон»

Французы одними из первых оценили значение новых орудий и беззащитность кораблей – были созданы броненосные плавучие батареи: деревянные суда обшили 120-миллиметровыми листами железа и установили паровые машины. Три таких «броненосца» атаковали укрепления на Кинбурнской косе на Дунае, русские батареи открыли огонь – каждый броненосец за 3 часа канонады получил по 60-70 попаданий, но ни разу не был пробит борт, а русские укрепления оказались полностью разрушены и прекратили огонь.

Французский адмирал написал в рапорте императору: «Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны!»

Но что произойдёт, если один такой бронированный корабль встретится с равным себе, тоже покрытым бронёй и вооружённым пушкам противником?

Первое сражение броненосцев произошло во время Гражданской войны между штатами Севера и Юга.

«Мерримак» – теперь «Вирджиния»
«Мерримак» – теперь «Вирджиния»

Южане не имели флота, но нашли фрегат «Мерримак», срезали с него все надстройки, закрыли борта двумя слоями железных полос по 50 мм каждая, на палубе поставили такой же бронированный каземат, где укрыли 10 крупнокалиберных орудий и паровую машину.

8 марта 1862 г. «Мерримак» – теперь «Вирджиния», густо дымя, вышла на рейд Хэмптона, где стояли парусники северян. Начался погром: «Вирджиния» утопила огнём пушек и тараном(!) несколько фрегатов северян, и только вечер заставил её отойти для пополнения запасов топлива и пороха.

"Монитор"
"Монитор"

А утром «Вирджиния» встретилась с «Монитором»! Северяне подогнали свой вариант броненосца: небольшой, едва выходящий из воды, прекрасно защищённый (борта прикрыты бронёй 127 мм, а башня с двумя огромными орудиями 279 мм защищена бронёй толщиной 200 мм) «Монитор» несколько часов обстреливал «Вирджинию» и получал ответные удары – выяснилось, что артиллеристы метко стреляли, но ни один снаряд не пробил броню!

Сражение двух броненосцев
Сражение двух броненосцев

Кораблестроители всех стран внимательно проанализировали результаты Крымской войны и сражения двух мониторов – началось соревнование снаряда и брони, это привело к тому, что красавцы-парусники навсегда остались в воспоминаниях юных моряков и романтических девушек... Наступил век пара и нарезного оружия.