Фраза эта принадлежит одному из романтических капитанов А. Грина и передаёт отношение капитанов парусников к появлению пароходов. Действительно, роскошные многомачтовые «пенители моря» эстетически выигрывали у первых судов с паровой машиной.
К ХIХ в. парусники достигли пика в своём развитии, которое продолжалось тысячи лет.
Самым первым средством для передвижения по воде была однодревка – лодка, выдолбленная из целого дерева. Зачем она нужна? «Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо», – отчеканил древнеримский флотоводец Помпей.
Цивилизация, вышедшая в море, стремительно развивалась – такими были финикийцы, карфагеняне, греки и римляне. Пётр Великий отчеканил: «Государство, которое одну только армию имеет, – одну руку имеет. А государство, которое и флот имеет, – обе руки имеет!»
Следующим шагом было вполне понятное желание сделать эту лодку удобнее, вместительнее, да и силу ветра можно было смело использовать, хотя гребные суда несли парус – для попутного ветра, но мысль об использовании вёсел не уходила, появились корабли многовесельные, а историки рассказывают о том, что греки создали трирему – гребное судно с тремя рядами вёсел.
Правда, мой приятель, окончивший политех, переходил с русского разговорного языка на военно-морскую командную лексику, пытаясь объяснить, что если весло первого ряда весит 5 кг и имеет длину 4 метра, то весло второго ряда будет весить не меньше 25 и иметь длину 8-10 метров, а третий ряд будет иметь просто неподъёмные вёсла, но ведь историки сказали, что были даже пентеры – там верхний, пятый ряд имел вёсла длиной 30 метров! И ничего – гребли! Древние всё могли – орал он: «Помнишь, мы обсуждали осадную башню древних греков высотой 20 метров, весом в 500 тонн, которую двигали на 6 колёсиках? Так – подумаешь, поработать веслом в 30 метров – да одной левой!»
Постепенно дальность походов увеличилась, гребные суда уходили в прибрежное плавание, а для длительных походов гениальные португальцы придумали каравеллу.
Дальше оставалось увеличивать размеры судов, количество перевозимого груза, наращивать число мачт и площадь парусов.
Развитие огнестрельного оружия требовало прочности судна и толщины бортов, причём долговечность парусников поражает – ведь дерево же!
Но тем не менее корабль адмирала Нельсона «Victory» плавал более 50 лет и сейчас находится на вечной стоянке в Портсмутской гавани. Обработка древесины было очень сложна: свежесрубленные и распиленные дубовые доски погружали в раствор сульфата меди и оставляли на несколько дней, или же дубовые кряжи пропитывали сначала составом на основе рыбьего жира, а затем густым каменноугольным дегтем.
Борт делали наборным: первый слой пускали по диагонали, потом второй таким же способом, но с наклоном в другую сторону, и уже третий внешний направляли параллельно ватерлинии. В результате обшивка приобретала увеличенную прочность и водонепроницаемость. Такие борта легко выдерживали удары серьезных пушечных калибров.
Подводную часть обшивали листовой медью, что улучшало ходовые качества, предохраняло от гниения и обрастания водорослями и воздействия древоточцев.
К середине XIX линейный деревянный корабль стал совершенен. В знаменитом Трафальгарском сражении флагман испанского флота, четырехпалубный 140-пушечный линейный корабль «Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад» сражался с превосходящими силами англичан более 5 часов, потерял две мачты, половина орудий была выбита, две трети экипажа убиты или ранены, но сам корабль остался на плаву – корпус был лишь незначительно повреждён!
Погубил деревянные парусники французский морской артиллерист Пексан, предложивший вооружить корабли бомбическими пушками, которые стреляли разрывающимися бомбами. Это были пустотелые снаряды, начинённые порохом и имеющие разрывную трубку – они взрывались на палубах, попадали в открытые пушечные порты, причиняя огромные разрушения, калеча и убивая экипаж и вызывая пожар, смертельно опасный для деревянного судна.
Пришла эпоха железа, но долго ещё дубовый борт сохранялся, только обшивался железом.
Последняя грандиозная битва парусников произошла во время Крымской войны 1853 – 1856 гг., когда в Синопской бухте русский флот под командованием П.С. Нахимова полностью уничтожил турецкую эскадру, используя потрясающий эффект бомбических орудий.
Французы одними из первых оценили значение новых орудий и беззащитность кораблей – были созданы броненосные плавучие батареи: деревянные суда обшили 120-миллиметровыми листами железа и установили паровые машины. Три таких «броненосца» атаковали укрепления на Кинбурнской косе на Дунае, русские батареи открыли огонь – каждый броненосец за 3 часа канонады получил по 60-70 попаданий, но ни разу не был пробит борт, а русские укрепления оказались полностью разрушены и прекратили огонь.
Французский адмирал написал в рапорте императору: «Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны!»
Но что произойдёт, если один такой бронированный корабль встретится с равным себе, тоже покрытым бронёй и вооружённым пушкам противником?
Первое сражение броненосцев произошло во время Гражданской войны между штатами Севера и Юга.
Южане не имели флота, но нашли фрегат «Мерримак», срезали с него все надстройки, закрыли борта двумя слоями железных полос по 50 мм каждая, на палубе поставили такой же бронированный каземат, где укрыли 10 крупнокалиберных орудий и паровую машину.
8 марта 1862 г. «Мерримак» – теперь «Вирджиния», густо дымя, вышла на рейд Хэмптона, где стояли парусники северян. Начался погром: «Вирджиния» утопила огнём пушек и тараном(!) несколько фрегатов северян, и только вечер заставил её отойти для пополнения запасов топлива и пороха.
А утром «Вирджиния» встретилась с «Монитором»! Северяне подогнали свой вариант броненосца: небольшой, едва выходящий из воды, прекрасно защищённый (борта прикрыты бронёй 127 мм, а башня с двумя огромными орудиями 279 мм защищена бронёй толщиной 200 мм) «Монитор» несколько часов обстреливал «Вирджинию» и получал ответные удары – выяснилось, что артиллеристы метко стреляли, но ни один снаряд не пробил броню!
Кораблестроители всех стран внимательно проанализировали результаты Крымской войны и сражения двух мониторов – началось соревнование снаряда и брони, это привело к тому, что красавцы-парусники навсегда остались в воспоминаниях юных моряков и романтических девушек... Наступил век пара и нарезного оружия.