Взаимодействие с информацией — краеугольный камень человеческой цивилизации. Безусловно, это в первую очередь верно для письменности. Но кроме линейных (иногда слева направо, иногда наоборот, а иногда и сверху вниз) массивов есть ещё таблицы и графические системы хранения информации. Научиться взаимодействовать с информацией в вакууме нельзя, поэтому в дело идут все возможные подручные средства: часы, дни недели, календари и даже задачи из ГИА.
Представляю вашему вниманию несколько несложных, но важных занятий по работе с наглядной информацией.
Работа с таблицами (1-2 классы)
В этом занятии два важных момента:
- Ученики учатся самостоятельно разбираться с таблицами. Возможно, на это потребуется время. Возможно, что также время потребуется на осознание собственных возможностей. Но это будет того стоить.
- Ученики учатся отвечать именно на вопрос задачи. То есть, "Владимир" и "Футбол" никак не могут быть правильными ответами на вопрос "Какой рост у самого младшего мальчика?"
Календарь (1-2 классы)
Календарь является необычным видом таблицы. Необычным является то, что в этой таблице целых три параметра: число, день недели и месяц.
Кроме отработки навыка внимания на этом занятии отрабатываются понятия, связанные с порядком: "последний", "предпоследний", "десятый" и также "после" и "перед". Таким незамысловатым образом вводится идея обратного хода.
Для занятия ученикам понадобится календарь.
Дни недели (1-3 классы)
На примере задач про дни недели отрабатываются идея цикличности (второклассники, знакомые с умножением быстро догадываются, что если сегодня вторник, то и через 700 дней будет вторник) и решение задач с помощью обратного хода.
Но самой важной составляющей этого занятия является то, что задачи решаются с помощью схем. И если ученик во время урока приходит к пониманию необходимости пользоваться тетрадью и ручкой, то на моей преподавательской улице проходит небольшой праздник с парадом и оркестром.
Чтобы сделать занятие чуть веселее и интереснее, мы в начале рисуем Уробороса.
Далее для каждой задачи рисуется круг с днями недели, на который заносится вся информация из условия. Например так:
Календарь и дни недели (3-4 классы)
Для ребят постарше предыдущие темы объединяются в один листочек и разбавляются более сложными задачами про запись даты в форме ДД.ММ.ГГГГ.
Часы со стрелками (1-3 классы)
И бонусом идёт занятие по работе с часами со стрелками. Самая главная сложность для детей заключается в том, что в одном и том же месте находятся сразу две шкалы. Поэтому в начале занятия стоит в явном виде указать на это. Лучшим способом сконцентрировать внимание учеников на этом — это нарисовать циферблат вместе с детьми.
После того, как класс нарисует часы, я обычно предлагаю сыграть в игру, когда одна рука превращается в часовую стрелку, а другая в минутную, и ребята показывают время, которое я загадываю.
После такого приблизительного знакомства с циферблатом можно раздавать задания. И тут наступает самое интересное! Оказывается, что часовая стрелка движется непрерывно! И в 10:30 показывает не на 10 и не на 11 часов, а между ними!
На примере этих задач также отрабатывается идея обратного хода.
Также часы — отличная основа для знакомства дробями: даже первоклассники быстро схватывают, что такое четверть. В качестве продолжения темы дробей и часов оставляю ссылку на игру "Частики".