Найти тему

Работа с наглядной информацией (1-4 классы)

Оглавление

Взаимодействие с информацией — краеугольный камень человеческой цивилизации. Безусловно, это в первую очередь верно для письменности. Но кроме линейных (иногда слева направо, иногда наоборот, а иногда и сверху вниз) массивов есть ещё таблицы и графические системы хранения информации. Научиться взаимодействовать с информацией в вакууме нельзя, поэтому в дело идут все возможные подручные средства: часы, дни недели, календари и даже задачи из ГИА.

Представляю вашему вниманию несколько несложных, но важных занятий по работе с наглядной информацией.

Работа с таблицами (1-2 классы)

В этом занятии два важных момента:

  • Ученики учатся самостоятельно разбираться с таблицами. Возможно, на это потребуется время. Возможно, что также время потребуется на осознание собственных возможностей. Но это будет того стоить.
  • Ученики учатся отвечать именно на вопрос задачи. То есть, "Владимир" и "Футбол" никак не могут быть правильными ответами на вопрос "Какой рост у самого младшего мальчика?"
1-2 класс Работа с таблицами

Календарь (1-2 классы)

Календарь является необычным видом таблицы. Необычным является то, что в этой таблице целых три параметра: число, день недели и месяц.

Кроме отработки навыка внимания на этом занятии отрабатываются понятия, связанные с порядком: "последний", "предпоследний", "десятый" и также "после" и "перед". Таким незамысловатым образом вводится идея обратного хода.

1 класс Календарь'24
2 класс Календарь'24

Для занятия ученикам понадобится календарь.

Календарь на печать

Дни недели (1-3 классы)

На примере задач про дни недели отрабатываются идея цикличности (второклассники, знакомые с умножением быстро догадываются, что если сегодня вторник, то и через 700 дней будет вторник) и решение задач с помощью обратного хода.

Но самой важной составляющей этого занятия является то, что задачи решаются с помощью схем. И если ученик во время урока приходит к пониманию необходимости пользоваться тетрадью и ручкой, то на моей преподавательской улице проходит небольшой праздник с парадом и оркестром.

Чтобы сделать занятие чуть веселее и интереснее, мы в начале рисуем Уробороса.

Далее для каждой задачи рисуется круг с днями недели, на который заносится вся информация из условия. Например так:

Ключевой вопрос: Если через 5 дней будет среда, то куда надо двигаться, чтобы попасть в сегодня? Правильно! Назад.
Ключевой вопрос: Если через 5 дней будет среда, то куда надо двигаться, чтобы попасть в сегодня? Правильно! Назад.
1 класс Дни недели
2-3 классы Дни недели

Календарь и дни недели (3-4 классы)

Для ребят постарше предыдущие темы объединяются в один листочек и разбавляются более сложными задачами про запись даты в форме ДД.ММ.ГГГГ.

3 класс Календарь и дни недели
4 класс Календарь и дни недели

Часы со стрелками (1-3 классы)

И бонусом идёт занятие по работе с часами со стрелками. Самая главная сложность для детей заключается в том, что в одном и том же месте находятся сразу две шкалы. Поэтому в начале занятия стоит в явном виде указать на это. Лучшим способом сконцентрировать внимание учеников на этом — это нарисовать циферблат вместе с детьми.

После того, как класс нарисует часы, я обычно предлагаю сыграть в игру, когда одна рука превращается в часовую стрелку, а другая в минутную, и ребята показывают время, которое я загадываю.

После такого приблизительного знакомства с циферблатом можно раздавать задания. И тут наступает самое интересное! Оказывается, что часовая стрелка движется непрерывно! И в 10:30 показывает не на 10 и не на 11 часов, а между ними!

1 класс Часы со стрелками
2-3 классы Часы со стрелками

На примере этих задач также отрабатывается идея обратного хода.

Также часы — отличная основа для знакомства дробями: даже первоклассники быстро схватывают, что такое четверть. В качестве продолжения темы дробей и часов оставляю ссылку на игру "Частики".