Давно хотела поговорить о смыслах в современном развлекательном кино - о том, что нам на самом деле нам показывают в шпионских боевиках, за разными стрелялками-побегушками и прочей голливудщиной. Это будет серия постов, в результате которой мы постараемся прийти к некому общему знаменателю, чтобы поговорить о нынешней культуре западной цивилизации в целом. Синематограф - самый простой для интерпритации вид искусства, куда можно зашить очень многое, если действовать с умом. Он давно уже используется, как инструмент пропаганды, но именно сейчас, из-за очевидных уже даже самому невзыскательному зрителю проблем со сценарием, что-то частенько идет не так. И очень часто кино наиболее прямо говорит о делах насущных: это не постирония, а крик о помощи. Давайте же послушаем о чем кричат лорды и сэры на болотах.
Начнем с режиссёра Мэттью Вона и конспирологии сквозь призму его фильмов, а именно, шпионской саги под названием "Кингсмен". Да, тут будет конспирология, на истину в последней инстанции я не претендую, мне просто нравится думать и искать смыслы в показанном на экране.
У меня давно уже возникла мысль, что "Кингсмен", как история, как вселенная, такая странная, а кое-где дикая, потому что Мэттью Вон снял на самом деле чистую правду, пусть и с небольшими метафорами и гиперболами. Идейно правду, про то, как работает британская система шпионажа - что принимают в нее только из семей аристократов, потому что важны поколенческие связи, в том числе с врагами и шпионами других стран. Условно, мой дедушка работал с дедушкой этого информатора, значит я могу положиться на этого информатора, у меня есть контакт в этой стране, который несколько поколений передается. Капиталистическая преемственность старой аристократии.
В этом плане первый фильм, конечно, скандален и как раз про бунт против этой системы (в изначальном комиксе Марка Миллара главный герой по имени Эггзи всё равно племянник другого секретного агента), чтобы продать сюжет широкой аудитории, все ж обожают сюжет "из грязи в князи". Но дело не только в этом.
Удивительно, как все упустили то, что лежало на поверхности, что все и без того считали самим собой разумеющимся, а меж тем, это первое, что в этой истории имеет значение. Название секретной службы, действующей в фильме - Кингсман, буквальный перевод: Люди Короля. Более того, третий фильм (приквел) даже делает разделение этого слова "Кингс Мэн" - уж намек прямее некуда. Но ведь Великобританией 70 лет правила королева, и в этом плане британцы очень щепетильны, у них даже в гимне "God save the Queen/King" меняют в зависимости от того, кто занимает трон в данный момент. Действие приквела, с говорящим и намекающим уже всеми местами названием, происходит во времена Первой Мировой, где после Эдуарда VII трон занял Георг V. А сейчас, после смерти Елизаветы в любом случае будет King, единственный возможный случай - если принц Джордж отречется в пользу принцессы Шарлотты, но когда это еще будет. Да, я намекаю, что действие Кингсмена 1-2, происходит уже после смерти Елизаветы, это не альтернативная реальность, это пророчество.
Сюжет Кингсмен-1: глава американской транснациональной корпорации Валентайн производит чипы для мобильных телефонов, которые способны улавливать сигнал на определенной частоте и влиять на поведение людей. Более того - некоторым людям вшили чип в голову, чипы используются для контроля, потому что способны взрываться (но об этом не все знают). Британская аристократия, в лице старой шпионской службы - Людей Короля, как раз таки, проигрывает Валентайну в сухую. Лучший агент подвергается излучению, глава службы оказывается давно завербован, а элиту всего мирового общества существенно прореживают благодаря тем самым чипам. На смену старым элитам приходят новые, для которых уже неважно кто там чей сын, сват, брат - вспоминаем, что Эггзи хоть и морпех, прошедший ту же подготовку, но не аристократ, а вообще из довольно презираемого аристократией слоя общества. В другое время его бы и на пушечный выстрел не подпустили к такой организации, но фильм нарративно настаивает на том, что время старых правил прошло, а старая элита вся прогнила. Едем дальше.
Кингсмен-2 содержит в себе пророчество уже для Америки. Там всё еще проще, и буквально на пальцах, потому что каждый герой что-то символизирует. Кстати, вторая часть названия "Golden Circle - Золотой Круг (кольцо)" - намек прямее некуда на пресловутый золотой миллиард, а так же на всякие нехорошие объединения, типа pedophile circle, да и вообще это слово часто используется, чтобы обрисовать некий круг "друзей", связанных круговой порукой, например, секту. Сюжет: очередная представительница американской транснациональной корпорации Поппи Адамс, которая вообще не скрывается, как тот же Валентайн под видом визионера в IT-сфере, а прямо заявляет, что да, ее организация террористического плана, а еще наркокартель к тому же, объединяется с остатками старой британской аристократии - выжившим Чарли Хескеттом, противником Эггзи из первого фильма. Вместе они уничтожают остатки старой британской службы "Люди Короля", из-за чего Эггзи и Мерлину приходится объединиться с коллегами из американской службы "Statesman" - "Люди Штатов". Те подчеркнуто олдскульные-американцы, но там тоже всё не слава богу. Например, типичного белого американца с позывным Текила вырубают в начале действия и дальше от имени Америки действует амиго под позывным Виски (напитки намерено перепутаны, я думаю). Он же оказывается предателем. Там запутанный идиотский сюжет, но под конец мы имеем что: нарко-лобби, подсыпанный в наркотики токсин, раскол старой выжившей элиты (Чарли Хескетт и Гарри Харт), а новой аристократии приходится всё равно заручиться поддержкой старой. Да, кстати, Эггзи все равно приходится закрепить свой статус даже в новом мире - жениться на шведской принцессе, без этого проход в высшие круги общества заказан.
Предсказание для Штатов еще довольно льстящий старым элитам вариант - мистер Вон прекрасно видит кризис элит в США, и что на смену им должны прийти латиноамериканцы, но утверждает, что этого не будет... потому что им помогут британские агенты. С одной стороны самонадеяно, а с другой по сути, единственное, что осталось у великой Британской Империи сейчас это шпионская служба. Третий фильм по логике вещей должен быть про Ватикан и их секретную шпионскую службу, но за некоторые вещи всё еще могут открутить голову, а поэтому режиссер решил копнуть вглубь, к Первой Мировой.
Тут можно сказать, что автор сошел с ума и слишком долго смотрел программы с канала Рен-ТВ, а еще контент блоггера Дмитрия Галковского, но тут нужно вспомнить одну маленькую вещь: настоящая фамилия режиссёра Мэттью Вона вовсе не "Вон". Фамилию своего отчима, Роберта Вона он использует, как творческий псевдоним, а по документам он Мэттью де вер Драммонд. Отец его, Джордж де вер Драммонд - крестник короля Георга VI, отца Елизаветы II.
В следующий раз поговорим о том, как оппонирует господину де вер Драммонду в своих работах его бывший лучший друг Гай Ричи, чья родословная тянется вообще до короля Эдуарда.
⬇️⬇️⬇️