Найти тему

Эссе в "Пионерской правде", любимая "птичка", музей МХАТа

Если за Михаилом Ульяновым в советском кино закрепилась роль Георгия Жукова, а за Николаем Засухиным — образ Вячеслава Молотова, то он успешно перевоплощался в Константина Рокоссовского. Он был рыцарем МХАТа и трепетно собирал и хранил архив любимой труппы.

Владлен Давыдов родился в Москве 16 января 1924 года. Матерью будущего артиста была Давыдова Серафима Лолиевна. Выступать на сцене Владлен мечтал с младенческих лет и об этом его желании знали, наверное, все окружающие. Для того, чтобы в будущем осуществить свою мечту, мальчик посещал многочисленные спектакли в разных театрах столицы. Позже он стал высказывать свое мнение по поводу просмотренного спектакля. В школьные годы Владлен Семенович овладел художественным словом и стал писать заметки, которые печатались в периодических изданиях. Так на страницах «Пионерской правды» появилось эссе в котором Давыдов поделился своими впечатлениями от просмотренной им постановки «Платон Кречет».

Владлен Давыдов в молодости
Владлен Давыдов в молодости

В начале войны ушла из жизни мать Владлена. Несмотря на горе, юноша не отступился от мечты служить в театре и в 19 лет поступил в только что созданную Школу-студию МХАТ. Наставником Давыдова в кузнице артистических фактов был Иосиф Раевский. Интересно, что в конце театральной биографии оба они — и учитель, и ученик, — исполнили роль Ферапонта в постановках по пьесе Антона Чехова «Три сестры».

Дебютный выход на театральные подмостки состоялся в 1948 году. Тогда зритель увидел Владлена Давыдова в роли Апреля в постановке созданной по сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». На сцене одного из известнейших в стране театров Владлен играл самые разные роли, выходя в разноплановых спектаклях, начиная от классики и заканчивая современными жанрами. Подлинные театралы с ходу могут назвать самые запоминающиеся роли, которые удавались Владлену лучше всего и те, которые кроме него сыграть так никто и не смог. Среди его работ: Апрель в сказке «Двенадцать месяцев»; Родион Васильцов в спектакле «Вторая любовь»; Керкер в спектакле, поставленном по роману Диккенса «Домби и сын». Не менее значимыми оказались роли в театральных постановках «Кукольный дом», «Братья Карамазовы», «Воскресение», «Идеальный муж», «На дне», «Три сестры», «Чайка» и многие другие.

Хотя Владлен Семенович считал себя прежде всего театральным артистом, всесоюзная известность пришла к выпускнику Школы-студии МХАТ после роли обаятельного и находчивого коменданта Никиты Кузьмина в картине Григория Александрова «Встреча на Эльбе». Фильмографию юноша открыл еще во время учебы, представ в образе безымянного опричника в картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

"Встреча на Эльбе" (1949)
"Встреча на Эльбе" (1949)

Весьма интересным получился у Давыдова персонаж в киноленте «Кубанские казаки». В картине, снятой режиссером Иваном Пырьевым актеру предложили роль Николая Ковылева.

В экранизации произведения Александра Беляева «Человек-амфибия» Давыдов перевоплотился в журналиста Ольсена, а в ленте Наума Трахтенберга «Выстрел», снятой по одноименной повести Александра Пушкина, — в полковника из Тульчина. В роли Рокоссовского актер впервые предстал в картине, снятой Мажитом Бегалиным на «Казахфильме», «За нами Москва», а затем нашел новые черты в маршале в масштабных кинополотнах Юрия Озерова «Освобождение» и «Солдаты свободы».

"Человек-амфибия" (1961)
"Человек-амфибия" (1961)

Памятной для телезрителей и самого актера стала роль Петра Первого в картине от режиссера Игоря Усова «Табачный капитан». События рассказывают о Петре Первом, который отправляет одного из сыновей боярина в Голландию, чтобы тот обучился морским премудростям. Однако наука не нравится богатому наследнику, а вот его крепостной холоп преуспевает. По возвращении в Россию недоросль в силу сложившихся обстоятельств становится офицером.

"Табачный капитан" (1972)
"Табачный капитан" (1972)

Последней ролью Давыдова в кино стал Всеволод Константинович в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Цитадель».

В личной жизни Владлена Семеновича Давыдова была только одна женщина. Маргарита Викторовна Анастасьева была коллегой по цеху, а также писательницей и Заслуженной артисткой РСФСР. Пара познакомилась еще когда они оба учились в школе-студии МХАТа, а после вместе играли на театральной сцене. Всю жизнь мужчина любил только эту женщину, трогательно называя ее «моя птичка».

Маргарита Анастасьева
Маргарита Анастасьева

Летом 1951 года у супругов родился сын Андрей Давыдов, который по примеру родителей связал биографию с актерством. В молодости продолжатель артистической династии вместе с отцом снялся в фильме «Табачный капитан», а на рубеже второго и третьего тысячелетий — в сериале «Тайны дворцовых переворотов». Благодаря Андрею у Маргариты Викторовны и Владлена Семеновича появились два внука — Любовь и Феликс.

Андрей Давыдов
Андрей Давыдов

С 1986 года и до 2001-о Владлен Давыдов занимал пост директора музея МХАТ. На протяжении многих лет актер скрупулезно собирал архив и записывал важнейшие события, относящиеся к жизни театра. Был у него и любимый актер о котором он собственноручно написал книгу в 1983 году под названием «Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы».

Владлен Давыдов в 2003 году
Владлен Давыдов в 2003 году

Владлен Семенович скончался в последний июньский день 2012 года. Причиной смерти актера, перед этим неделю пролежавшего в больнице, стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила Давыдова находится на Ваганьковском кладбище Москвы. Маргарита Викторовна пережила мужа на 10 лет, но заранее выбила свое имя на надгробном памятнике супруга.

Было интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новых публикаций.