Если за Михаилом Ульяновым в советском кино закрепилась роль Георгия Жукова, а за Николаем Засухиным — образ Вячеслава Молотова, то он успешно перевоплощался в Константина Рокоссовского. Он был рыцарем МХАТа и трепетно собирал и хранил архив любимой труппы.
Владлен Давыдов родился в Москве 16 января 1924 года. Матерью будущего артиста была Давыдова Серафима Лолиевна. Выступать на сцене Владлен мечтал с младенческих лет и об этом его желании знали, наверное, все окружающие. Для того, чтобы в будущем осуществить свою мечту, мальчик посещал многочисленные спектакли в разных театрах столицы. Позже он стал высказывать свое мнение по поводу просмотренного спектакля. В школьные годы Владлен Семенович овладел художественным словом и стал писать заметки, которые печатались в периодических изданиях. Так на страницах «Пионерской правды» появилось эссе в котором Давыдов поделился своими впечатлениями от просмотренной им постановки «Платон Кречет».
В начале войны ушла из жизни мать Владлена. Несмотря на горе, юноша не отступился от мечты служить в театре и в 19 лет поступил в только что созданную Школу-студию МХАТ. Наставником Давыдова в кузнице артистических фактов был Иосиф Раевский. Интересно, что в конце театральной биографии оба они — и учитель, и ученик, — исполнили роль Ферапонта в постановках по пьесе Антона Чехова «Три сестры».
Дебютный выход на театральные подмостки состоялся в 1948 году. Тогда зритель увидел Владлена Давыдова в роли Апреля в постановке созданной по сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». На сцене одного из известнейших в стране театров Владлен играл самые разные роли, выходя в разноплановых спектаклях, начиная от классики и заканчивая современными жанрами. Подлинные театралы с ходу могут назвать самые запоминающиеся роли, которые удавались Владлену лучше всего и те, которые кроме него сыграть так никто и не смог. Среди его работ: Апрель в сказке «Двенадцать месяцев»; Родион Васильцов в спектакле «Вторая любовь»; Керкер в спектакле, поставленном по роману Диккенса «Домби и сын». Не менее значимыми оказались роли в театральных постановках «Кукольный дом», «Братья Карамазовы», «Воскресение», «Идеальный муж», «На дне», «Три сестры», «Чайка» и многие другие.
Хотя Владлен Семенович считал себя прежде всего театральным артистом, всесоюзная известность пришла к выпускнику Школы-студии МХАТ после роли обаятельного и находчивого коменданта Никиты Кузьмина в картине Григория Александрова «Встреча на Эльбе». Фильмографию юноша открыл еще во время учебы, представ в образе безымянного опричника в картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Весьма интересным получился у Давыдова персонаж в киноленте «Кубанские казаки». В картине, снятой режиссером Иваном Пырьевым актеру предложили роль Николая Ковылева.
В экранизации произведения Александра Беляева «Человек-амфибия» Давыдов перевоплотился в журналиста Ольсена, а в ленте Наума Трахтенберга «Выстрел», снятой по одноименной повести Александра Пушкина, — в полковника из Тульчина. В роли Рокоссовского актер впервые предстал в картине, снятой Мажитом Бегалиным на «Казахфильме», «За нами Москва», а затем нашел новые черты в маршале в масштабных кинополотнах Юрия Озерова «Освобождение» и «Солдаты свободы».
Памятной для телезрителей и самого актера стала роль Петра Первого в картине от режиссера Игоря Усова «Табачный капитан». События рассказывают о Петре Первом, который отправляет одного из сыновей боярина в Голландию, чтобы тот обучился морским премудростям. Однако наука не нравится богатому наследнику, а вот его крепостной холоп преуспевает. По возвращении в Россию недоросль в силу сложившихся обстоятельств становится офицером.
Последней ролью Давыдова в кино стал Всеволод Константинович в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Цитадель».
В личной жизни Владлена Семеновича Давыдова была только одна женщина. Маргарита Викторовна Анастасьева была коллегой по цеху, а также писательницей и Заслуженной артисткой РСФСР. Пара познакомилась еще когда они оба учились в школе-студии МХАТа, а после вместе играли на театральной сцене. Всю жизнь мужчина любил только эту женщину, трогательно называя ее «моя птичка».
Летом 1951 года у супругов родился сын Андрей Давыдов, который по примеру родителей связал биографию с актерством. В молодости продолжатель артистической династии вместе с отцом снялся в фильме «Табачный капитан», а на рубеже второго и третьего тысячелетий — в сериале «Тайны дворцовых переворотов». Благодаря Андрею у Маргариты Викторовны и Владлена Семеновича появились два внука — Любовь и Феликс.
С 1986 года и до 2001-о Владлен Давыдов занимал пост директора музея МХАТ. На протяжении многих лет актер скрупулезно собирал архив и записывал важнейшие события, относящиеся к жизни театра. Был у него и любимый актер о котором он собственноручно написал книгу в 1983 году под названием «Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы».
Владлен Семенович скончался в последний июньский день 2012 года. Причиной смерти актера, перед этим неделю пролежавшего в больнице, стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила Давыдова находится на Ваганьковском кладбище Москвы. Маргарита Викторовна пережила мужа на 10 лет, но заранее выбила свое имя на надгробном памятнике супруга.