Работаю в прокате горнолыжного снаряжения и катаюсь на выходных на курорте Эльбрус. Волосы встают дыбом от того, насколько низкая осознанность и непонимание простых вещей у большинства начинающих сноубордистов/лыжников.
Без шуток, 99% людей арендующих снаряжение являются начинающими горнолыжниками и теми, кто хочет попробовать прокатиться первый раз. И таких сотни (а иногда тысячи) на склоне ежедневно. И нет ничего плохого в том, чтобы не знать тонкости в технике езды, в настройке и обслуживании снаряжения.
Меня поражает другой аспект – отрицание окружающей среды, физики и не желание покупать/арендовать защиту, мол, «ну я же только начинаю, зачем?!». Это самый частный аргумент, который взрывает мозг, ведь вы пробуете экстремальный вид спорта высоко в горах в дикой природе с огромным количеством неочевидных нюансов. Защита нужна всем, вне зависимости от уровня катания.
Расскажу про некоторые нюансы в горах, катании по их склонам и защиту.
Статья разбита на 2 главы:
1. Нюансы на горнолыжном курорте
2. Защита
Нюансы на горнолыжном курорте
Горнолыжный курорт имеет комфортный подъезд для машин, подъёмники, трассы для спусков, кафешки, фотозоны и прочие прелести цивилизации. И все такие красивые и цветные ходят вокруг. Атмосфера уютного фестиваля, в общем.
Но в первую очередь, горнолыжка – это высокие горы, опасные и крутые спуски, относительно узкие трассы с обрывами по обе стороны, быстроменяющаяся суровая погода и прочие вещи, которые делают горнолыжный курорт весьма опасным для жизни и здоровья местом.
Поэтому вот приблизительный список неочевидных вещей и аргументов в пользу использования защиты, о которых нужно знать, поднимаясь на подъёмнике с желанием спуститься.
Высота требует акклиматизации
Многие горнолыжные курорты делают возможным оказаться на высоте выше 2000 м любому желающему. Среди них: Эльбрус, Красная поляна, Архыз, Домбай.
На такой высоте могут проявляться признаки горной болезни, от эйфории и головокружения до тошноты, болей в голове и др.. В таких случаях мы становимся менее сконцентрированными, зачастую сильно «тупим» и вытворяем всякую муть. И, конечно, подобные симптомы передают привет прямо на трассе, ведь мы только вчера вечером приехали с Москвы равнины, минимально отдохнули и утром вперёд, крепко пристегнули к себе доску/лыжи и несёмся вниз по горе.
На Эльбрусе основные трассы находятся на высоте 3500-3847м и тут очень важно не торопиться бежать на склон. Есть смысл отдохнуть сутки после приезда, прокатиться на все станции курорта по экскурсионному билету и погулять на них, оценить поведение организма. Подобные действия не только позволят немного акклиматизироваться, но вы также узнаете/вспомните климат.
Он вам не снежок
На равнине многие привыкли к нескольким состояниям воды. Это обычный снег, который сначала пушистый, потом немного спрессовался и растаял. Ещё бывает наст и лёд.
Но в горах вода умеет превращаться в нечто более серьезное, чем просто снег и лёд. Обычный снег смешивается с мелкими и крупными частичками камней и песка, а из-за непрерывного процесса оттаивания-замерзания-обдувания-прессования снег в некоторых местах превращается в крупнозернистый лёд, фирн, – супертвёрдое и неровное покрытие, в которое не прорезается даже металлический кант, соответственно теряется контроль езды и падения могут стать поистине эпические.
Трасса
Несмотря на ежедневную подготовку трасс до состояния вельветового покрытия, оно не может быть с одинаковыми свойствами на протяжении всей трассы. Это может быть, как мягкий отратраченный снежок, так и такой же красивый узорный лёд.
Если говорить про некатанный утренний вельвет, то на более высоких участках горы он может быть твёрдым, жёстким. В условной середине идеальным, а ближе к низу довольно мокрым. А ПОТОМ ПРИЕЗЖАЕТ народ и в случайных местах появляются бугры, ямы, кочки, каша и вот это вот всё, что происходит с трассой уже к обеду. Вдобавок метель надувает снег и камни, или наоборот выдувает снег и шлифует трассу. А где-то сходит лавина..
Короче, состояние трассы меняется ежеминутно и нужно быть готовым к неожиданностям и потере контроля в любой момент в любом месте.
Здесь ещё также стоит отметить, что границы трасс весьма условные. На том же Эльбрусе защитные заборы почему-то установлены только в самых лютых местах, но большую часть трасс стоят просто флажки, а иногда и их тоже нет. Таким образом, на пути вниз существует масса возможностей вылететь с трассы и испытать незабываемые ощущения, возможно даже последние. Поэтому особо важно не забывать про место, где находишься. Это обычная дикая гора с условными трассами и полной неизвестностью за её пределами, где оказаться можно в любой момент.
Человеки
Помимо вас на склоне находятся другие люди, а зачастую очень много людей. Половина из них катается первые разы; кто-то отдыхает посреди трассы (что запрещено); кто-то летит как псих 100км/ч; кто-то падает без конца. А ещё не забываем, что кто-то словил горную болезнь и ведёт себя странно.
И во всём этом движе даже будучи экспертом в катании никто не сможет гарантировать вам безопасность. Количество столкновений на склоне чрезвычайное и лучше быть неплохо экипированным, чтобы при аварии остаться целым или даже выжить.
Погода
Сложно найти фотографии плохой погоды на горнолыжном курорте. Вероятно, это связано с тем, что плохая погода в горах зимой это лютый ветер, холод и нулевая видимость. В такой атмосфере невозможно фотографировать и зачастую даже ехать.
Мне везёт на катальные дни, поэтому чаще всего я катаюсь в плохую погоду, когда практически невидно трассу. Ветер, метель, снег. Лучше не останавливаться, но и ехать иногда непонятно как и куда.
Если прибывать к таким условиям все остальные нюансы, описанные выше, то ещё больше становится понятно, зачем нужна защита.
Ну а если же вам недостаточно аргументов в пользу защиты, то могу рекомендовать ещё несколько вещей:
• Устройтесь в прокат или пообщайтесь с прокатчиками на тему
Вы бы знали, сколько людей приходят счастливыми брать снаряжение, а потом возвращаются с ушибами спины, переломами, сотрясениями, растяжениями и т.д. А кто-то не возвращается и приходят их друзья сдавать снаряжение и забирать документы, потому что те лежат в больнице/реанимации.
• Понаблюдайте за людьми на склоне
Найдите опасный участок на трассе, остановитесь в безопасном месте и попейте чаёк в течение часа. Например, опасные участки это крутые повороты или длинные крутые спуски, красные трассы.
За этот час времени вы гарантированно увидите со стороны, как работает гравитация и инерция. Падения сноубордистов и лыжников и столконвения людей со стороны зачастую выглядит так жёстко и эпично, что заставит задуматься на тему безопасности.
Дополнительно вы можете застать работу спасателей, которые оперативно собирают человека по склону и увозят на носилках вниз.
• Приглядитесь к трассе
Когда едите обращайте внимание насколько много различных предметов лежат на трассе, а также на красные пятна.
Это оторванные крепления, сломанные палки, части одежды, куча разных объектов снаряжения и, конечно же, свежая кровь. Буквально каждая вещь, которую вы видите, это напоминания о различных падениях, авариях, травмах.
• Сходите в травмпункт
Снизу каждого курорта где-то есть травмпункт. Зайдите в него и понаблюдайте за красиво одетыми пациентами с очень грустными лицами, послушайте истории и разговоры врачей.
Защита
Я рассказал про некоторые нюансы горнолыжного курорта, которые создают опасности для катания и здоровья, вне зависимости от наших мыслей и уровня мастерства. Поэтому правильнее всего надевать защиту и меньше беспокоиться за себя на трассе.
Хорошая новость в том, что полный комплект защиты занимает достаточно мало места, стоит недорого и вообще не мешается при движении.
Вторая хорошая новость – нет необходимости покупать всё дорогое, брендовое и профессиональное. Важнее вектор мысли в сторону безопасности и полный комплект защиты базового уровня, который со временем будет обновляться.
1. Горнолыжная маска очки
Долго рассуждал на тему того, что должно быть первым в списке. И всё таки маска.
Я бы с уверенностью сказал, что кататься без маски невозможно, если бы не видел безумных людей на склоне, которые разбивают это утверждение.
Маска выполняет 3 важнейшие функции:
1. Защита от УФ-лучей
2. Защита глаз и лица от повреждений (снег, лёд, ветер и т.д.)
3. Затемнение и разделение рельефа трассы
Соответственно если нет маски, то глаза страдают от УФ и портится зрение, 100% в них что-то залетит и вы перестанете видеть, ну а если произойдёт чудо и вы сможете ехать и видеть, то без маски трасса будет выглядеть ровным белым полотном и вы не сможете различить бугор, ямку и прочие неровности. Катание без маски – это идиотизм.
Чтобы маска не запотевала должна быть двойная линза и специальное покрытие или спрей для обработки.
Первую подходящую маску можно купить от 1500 до 4500 руб.
Антифог спрей стоит примерно 400-1000 руб. Он быстрее испортится или потеряется, чем закончится.
2. Горнолыжный шлем
Удар головой при падении, пожалуй, самый распространённый случай. Шлем особенно актуален для сноубордиста, который ловит либо передний кант, либо задний и в обоих случаях голова стремительно по инерции летит вниз по склону, а при нехитром стечении обстоятельств сноубордист делает несколько непрофессиональных сальто, ударяясь несколько раз головой в одном падении.
Лыжник, отстегнувшийся от лыж при падении запросто исполняет примерно тоже самое и дополнительно рискует влететь головой в свои же лыжи и палки.
Шлем должен быть комфортным, с приятными материалами внутренника, с дополнительной подгонкой размера на затылке (крутилка) и с фиксатором ремня маски.
Нормальный шлем можно купить в пределах 3000-5000 руб.
3. Черепаха
Черепаха – это комплексная защита всего корпуса: грудь, позвоночник, плечи, локти, а в некоторых модификациях ещё и копчик.
Легче всего найти моточерепаху, которая отлично выполняет свои функции и удобна тем, что нет необходимости покупать защиту на корпус по отдельности. Надеваешь на термобельё такую вещь и чувствуешь себя замечательно.
И да, она не мешается и удобная, а корпус горнолыжника при катании не требует много движений, ведь практически вся работа приходится на ноги.
Я катаюсь в моточерепахе SULAITE за 3000 руб., и в целом её можно подобрать себе в диапазоне 3000-5000 руб.
Дополнительную защиту спины может обеспечить рюкзак. В нём полезно возить термос с чаем, кофту, дополнительные перчатки, антифог и прочие вещи, которые могут пригодиться на склоне. Объёмный и относительно мягкий рюкзак на спине хорошо смягчает падения. Ну и очевидно, что в нём должны лежать вещи, которые сложно ломаются.
4. Шорты защитные
Ох уж эти падения на попу! Шорты вновь особенно актуальны для сноубордиста, ведь любое падение начинается с того, что кант врезается в склон, сноуборд резко останавливается, а тело летит вниз.
Если падение происходит спиной, то первым делом врезаемся в склон копчиком/попой, затем идёт спина, а потом голова.
Если падение происходит боком, то мы падаем на бёдра.
Со спиной и головой уже разобрались выше, теперь защищаем таз.
В идеале шорты должны быть с пластмассовыми вставками на бёдрах и копчике, это усиливает защиту, но в целом и обычные плотные вставки неплохо защищают с тем нюансом, что скорость перед падением была невысокой. Если же скорость высокая и склон крутой, то обычные шорты без пластмассовых вставок проминаются и может быть неприятно больно.
Нормальные шорты можно купить в диапазоне 1500-3000 руб.
5. Наколенники
При падении вперёд колени обязательно участвуют в торможении. А так как работа коленями является ключевой в управлении, их явно стоит защитить. При этом важно подбирать наколенники, которые точно не будут создавать дискомфорт в движении и не будут его ограничивать.
Может быть мне всю дорогу везёт, но падение именно на колени происходит достаточно редко, а удары не серьёзные, но ощутимые. Поэтому мне хватает обычных тряпочных наколенников с плотными вставками, что на картинке выше слева.
Наколенники можно купить до 1500 руб.
6. Защита на запястья
Нам свойственно выставлять руки при падении, что увеличивает риск растяжений, ушибов и переломов. Поэтому стоит подумать про защиту запястий.
Важно, чтобы защита выглядела примерно как на картинке выше, то есть она должны быть практически монолитная и плоская, чтобы комфортно помещаться в перчатки/варежки.
Защиту на запястья можно купить в диапазоне 1700-3000 руб.
Пожалуй, это вся основная экипировка, которая сильно повысит безопасность катания. Здесь также важно отметить, что наличие комплексной защиты повышает комфорт катания, т.к. мы меньше беспокоимся о падениях. Но самый большой бонус в том, что при падении в защите мы можем группироваться таким образом, чтобы приземлиться именно на защиту.
Теперь считаем:
1. Горнолыжная маска ≈2500 руб. + спрей антифог ≈500 руб.
2. Горнолыжный шлем ≈3500 руб.
3. Черепаха ≈3000 руб.
4. Шорты защитные ≈2000 руб.
5. Наколенники ≈1000 руб.
6. Защита запястья ≈2500 руб.
Итого комплект базовой защиты для начинающего горнолыжника обойдётся в приблизительно 15000 рублей. Это сильно дешевле, чем любая серьезная травма на склоне.
Чтобы дополнительно обезопасить себя на склоне, необходимо читать правила поведения на трассе, которые наклеены в каждой кабинке подъёмника.
Берегите себя!