Давненько собираюсь рассказать про очень интересную выставку «Сарафан. Шушпан. Одежа», на которой мы с Петей побывали аж в ноябре 2022-го. Интересной была и реакция почти всех, кто узнавал, что мы ходили на выставку с сыном - неужели мальчику было интересно?! А почему нет? Ещё совсем недавно и портными, и модельерами были исключительно мужчины!
Выставка, кстати, имела оглушительный успех и ее несколько раз продляли. Для нас это ещё был и первый визит в восстановленный из руин манеж. В очередной раз скажу спасибо юбилею нашего города за то, что мы все благодаря ему обрели. В советское время в манеже был, кажется, гараж, а в 90-е это все превратилось в развалины. Именно здесь в начале двадцатого века по инициативе М. Горького проводили ёлки для детей из бедных семей.
Выставка была посвящена крестьянской одежде районов Нижегородской губернии. Казалось бы, чего мы не знаем о народной одежде - сарафан, расшитая рубаха, ленты, картуз, платок… Кто-то душегрейку и кафтан вспомнит. Да ничего мы не знаем, на самом деле. Столько тонкостей. И Нижегородская область, богатая на разные народности и ремёсла - шикарная база для демонстрации всего этого разнообразия! Петя, как зашёл, широко раскрыл рот от удивления, столько красоты, оказывается!
Помимо одежды ещё выставлены были предметы быта, орудия труда крестьянских умельцев и результаты этого самого труда.
Нет, не потому, что выставку было нечем наполнить. А для целостности картины! Чтобы было понятно, чем живет село и его обитатели.
Богатые села видны были и по одежде жителей. Вот наряды крестьянок деревни Чернуха (Арзамасский уезд). Надевались по большим праздникам. Деревня славилась своими золотошвейками, в костюмах это отражено.
Очень мне понравилась идея с парадом нарядов разных районов нашей области. Петя тут - первый парень на деревне, возглавивший какую-то праздничную процессию ))) Я минут пятнадцать бродила вокруг и изучала узоры, цвета. У каждого района - своя изюминка, свои узнаваемые детали.
Нашла своих. Починковский район. Здесь - мои корни по бабушке с папиной стороны. Здесь прошло мое детство. Такой отрез ткани (как у фартука) лежал у прабабушки в сундуке. Она говорила, что от матери досталась ткань. После прабабушкиного ухода «это старье» выбросили. Не ценили ничего такого, как жаль. Счастье, что пара предметов мебели дотянули до моего сознательного возраста и я их спасла.
Через наряды можно познакомиться с праздниками и обычаями. Так мы узнали про обрядового коня. Купая такого коня, провожали весну и встречали лето. С весной провожали и маленький кусочек беззаботной жизни, которой у крестьян было немного. Молодежь прекращала игры и хороводы, нужно было начинать сенокос. Обряд с купанием коня до сих пор сохранен в селе Мурзицы Сеченовского района Нижегородской области.
Посмотрите, как отличаются наряды старообрядцев. Больше темного, меньше украшений.
Большая у нас область, а чужого ничего нет. Везде что-то своё, близкое, интересное. Два года подряд мы снимали дом в заброшенной деревне Воскресенского района. Кусочек сердца остался там. На берегах Ветлуги. Народ здешний был суров. Под стать суровым лесным краям. Называли себя ветлугаи.
Жили ветлугаи рекой и лесом. Есть у моего земляка Николая Свечина детектив «Дело варнавинского мaнbяka», там можно немного узнать о местном промысле - как сплавляли белянами лес. Это были огромные суда, не имеющие аналогов в мире, сплавляющие белый (обработанный) лес - отсюда и название. В пункте назначения судно полностью разбиралось и продавалось. Избушки сплавщиков, стоявшие на корме, продавались тоже как готовое жилье.
Выставка нас очень зацепила. Разговоров потом было много, смотрели альбомы с дореволюционными фотографиями, обсуждали одежду, быт, особенности жизни. И мальчикам может быть очень интересно про одежду, потому что одежда - это не кусок ткани. Это часть культуры, принадлежность у определённой социальной группе. Одежда - такой же источник информации, как и многое другое!
Выставка про нижегородские кустарные промыслы:
Про музеи Нижнего: