Зимой путешествовать красиво, но не очень комфортно. Если ударит мороз -40, то долго не погуляешь. Что же выбрать из обуви, чтобы было тепло и недорого? Расскажу на своем опыте, и к каким выводам в итоге пришел.
Начнем с обычных ботинок. Для несуровых зим годятся трекинговые ботинки, а еще лучше зимние. Сам хожу в старых, но только если мороз -5-10. Если сильнее, то при долгой прогулке ноги мерзнут. Хорошие ботинки обойдутся в 15-30 т.р.
Чаще в путешествия беру теплые эва сапоги. Отличная и недорогая вещь. Для самых суровых зим использую Torvi -60, а для более теплой погоды на -25. Вот сейчас ездил в Архангельскую область, морозы были до -40. Ногам было тепло на прогулке. Зимние сапоги отличаются более толстой подошвой и толщиной стенки. Весят 1.7 кг за пару.
Ходить в сапогах на -60 менее удобно, чем на -25, т.к. стопа более широкая. Водить машину по этой же причине неудобно. Если ехать недалеко, то едешь в сапогах. Если на дальние расстояния, то тогда переодеваешься. Если говорить про сапоги на -25, то водить нормально. Они более тонкие.
На сапогах из эва материала подошва скользкая. Есть производители, кто решил эту проблему. Снизу делается вставка, получается как шипы. У Torvi подошва, к примеру, такая есть.
В зимних сапогах всегда идёт теплый вкладыш для удержания тепла. В сапогах на -60 он толстый восьмислойный из нетканого материала. Пятка с нашивкой от истирания. Функция вкладыша не только сохранить тепло, но и вывести влагу от ноги. Он вытягивает её к внутренней стенке сапог, так что когда прихожу домой, сразу вынимаю просушить.
С самыми теплыми зимними сапогами идет стелька. Вверху сапог шнурок и манжета. Чтобы снег не заваливался внутрь, их затягиваешь, когда идешь по сугробам. Зимние сапоги на -60 легко надеваются, голенище широкое. Снимаются без рук. Плюс материала эва в том, что он эластичный и на морозе не дубеет, как резиновые сапоги.
Сапоги из эва материала теплые, легкие, а из минусов - боятся проколов, если будете ходить по лесам и запинаться за сучки. Цены на зимние сапоги 3-4 тысячи рублей. Очень любят такие сапоги рыбаки, охотники и деревенские жители.
Теперь про валенки. Их я тоже люблю и иногда ношу. Совсем другие ощущения. Валенки есть на разную температуру. Ноги в них не потеют. Чем толще, тем теплее. Очень важна подошва. Если тонкие валенки, то уже в -20 ноги могут мерзнуть. Если подшить, то есть добавить на подошве еще один слой толстого войлока, то в таких и в -40 можно гулять.
Есть валенки с резиновой подошвой. Они годятся ходить в слякоть, но никак не в сильный мороз. Резина холодит, ноги замерзают. Еще такие валенки более тяжелые. В путешествия валенки брал трех разных видов. Подшитые самые лучшие оказались.
В валенках ноги плохо сгибаются, поэтому неудобно нажимать педали на машине. Если путешествовать на автомобиле, то когда постоянно входишь и выходишь, валенки отсыревают. Когда ходишь по глубокому снегу, то снег прямо в валенки заваливается, это неприятно.
Валенки - народная обувь из войлока, раньше многие в них ходили. Альтернативы им никакой не было, пока не пришли эва сапоги. Цены на самые простые валенки - 1500-3000 рублей. Еще интересно унты попробовать, но я пока не пользовался.
Результат сделал такой. Ботинки беру, чтобы ездить на машине, но не хожу в них. Валенки перестал брать, т.к. намокают, снег заваливается и надо сушить дольше. На мой взгляд, для путешествий оптимальный вариант сапоги из эва материала. Они более неприхотливы в отличие от валенок, бюджетные по цене. Для экстремально низких температур -60 будет без вариантов, -25 годятся для более мягких зим, а -45 будет золотой серединой, если выбрать одни на все случаи.
А вы какую обувь используете в зимних путешествиях? Читайте также про зимнее путешетвие по глубинке Русского Севера. Подписывайтесь на мой Telegram @di_artphoto там рассказал про это путешествия подробно, а еще есть Youtube.