Предыдущая публикация цикла:
13 ноября 6662 (1154)-го года не стало Изяслава Мстиславича. На момент ухода из жизни он занимал должность младшего (по возрасту) соправителя Киевского княжества. За сотню лет, минувших с момента кончины ставшего уже легендарным Киевского князя Ярослава Владимировича (Мудрого), статус Киевских князей утратил бо́льшую часть своего политического значения. Из, практически единовластных правителей союзного государства, киевские князья превратились в региональных руководителей с расширенными полномочиями. Причём “расширенные полномочия” стали необязательной опцией, доступной только там, где региональные руководители были готовы добровольно делегировать их Киевскому князю. Чаще всего такое делегирование носило характер торга. Торга, при котором Киевский князь получал лояльность в обмен на содействие захвату региональной руководящей должности. Несмотря на всё это, потомки Ярослава, уже – не менее 20-ти лет с переменным успехом, вели борьбу за должность Киевского князя…
Ростислав Мстиславич (внук Мономаха) впервые в должности Великого князя Киевского 6662 (1154) г. – около месяца.
С целью оказать последние почести номинальному главе государства, в Киев потянулись руководители руських земель. При этом не всем родственникам покойного были рады в Киеве. Если верить летописцу, прибывшего первым из ближнего к Киеву Чернигова Изяслава Давыдовича, старший (по возрасту) соправитель и бояре почившего Киевского князя не пустили в город. Зато, к прибывшему позже князю Новгородскому и Смоленскому Ростиславу Мстиславичу старший соправитель Киевского княжества, князь Вячеслав обратился с приветственным словом:
«Я стою у дверей гроба; суды, расправа и беспокойства ратные уже не мое дело. Подобно Изяславу будь мне сыном и Государем Россиян. Отдаю тебе полк и дружину свою».
Ростислав Мстиславич не заставил себя уговаривать и вступил в должность Великого князя. Став новым соправителем Киевского княжества, Он практически сразу же был втянут в очередной вооружённый конфликт. Глеб Георгиевич в союзе с Изяславом Давыдовичем и Святославом Ольговичем при поддержке Половецких легионеров осадил Переяславль. Сыну покойного и племяннику действующего Великого князя Мстиславу Изяславичу с Киевской дружиной удалось отразить нападение.
К нему на помощь, а заодно и ради укрепления собственного авторитета, в направлении Чернигова выдвинулся новый младший соправитель Киевский – Ростислав. На полпути к Чернигову – в Вышгороде его догнала печальная весть о скоропостижной кончине старшего соправителя – дяди Вячеслава. Случилось это в декабре того же – 6662 (1154)-го года. Ростислав поспешил в Киев предать земле тело старца и быть свидетелем общей горести…
Завершив дела связанные с погребением старшего Мономашича, Ростислав поспешил вернуться к войску. Однако, подступив к Чернигову он, фактически без боя, капитулировал перед Изяславом, устрашившись объединённых войск кузена Глеба и Изяслава и, если верить летописцу, более всего – многочисленности половецких сил. Капитуляция означала отказ от Киевского престола в пользу победителя – Изяслава Черниговского…
Утрата Ростиславом великокняжеского титула отрицательно сказалась и на карьере его сына Давида Ростиславича, оставленного отцом в Новгороде. Известные своей практичностью новгородцы предпочли Мстислава Георгиевича юному (14 лет) Давиду Ростиславичу едва до них дошли вести о кадровых переменах в Киеве…
Изяслав Давыдович (внук Святослава) – впервые в должности Великого князя Киевского 6662 (1154) - 6663 (1155)– около месяца.
Верные себе киевляне тут же приняли сторону победителя и, в лице епископа Каневского Дамиана обратились к Изяславу с просьбой прийти и править в Киеве. Тот факт, что чуть больше месяца назад, они же отказали Ему даже во въезде в столицу, естественно – был забыт.
Великое княжение Изяслава в Киеве продлилось недолго. Вскоре к столице подошёл давний и последовательный противник Мстиславичей, последний из здравствующих сыновей Владимира (Мономаха), более 10-ти лет ведущий борьбу за высший государственный пост, Суздальский князь Георгий (Юрий). В этот раз, свои претензии на великокняжеский титул, он очень убедительно подкрепил серьёзной военной силой, благодаря чему уже 20-го марта 6663 (1155)-го года вступил в должность Великого князя Киевского…
Юрий Владимирович (Долгорукий) в должности Великого князя Киевского 6663 (1155) по 6665 (1157) третий раз – 2 года.
Так же, как и при своём первом восшествии на Киевский престол (пять лет назад), Георгий Владимирович начал правление с укрепления “властной вертикали”. Делал Он это самым доступным и привычным способом – назначением уделов своим близким. В первую очередь, естественно – сыновьям: Андрею – Вышегород, Борису – Туров, Глебу – Переяславль, Васильку – окрестности Роси, где жили Берендеи и Торки. Верный союзник Святослав Ольгович поменялся городами с племянником, сыном Всеволода, взяв у него Снов, Воротынск, Карачев и дав ему за них другие…
Большинство региональных руководителей (князей) спокойно отнеслись к назначению Георгия Владимировича новым главой государства. В оппозицию к нему встал внучатый племянник Мстислав Изяславич, сын почившего, чуть более 4-х месяцев назад Изяслава Мстиславича. Дабы привести к покорности несговорчивого внука Георгий организовал осаду Луцка, в который тот удалился после капитуляции дяди Ростислава под Черниговом…
Ища политической стабильности, новый Великий князь предпринял шаги по примирению с племянниками из рода Мстиславичей. Ростиславу Смоленскому и его племянникам Изяславичам были даны гарантии дружбы и безопасности. При этом, Мстиславу была отправлена персональная крестная грамота с обязательством мира и дружбы. Несостоявшийся Киевский князь Изяслав Черниговский в знак примирения и дружбы выдал дочь за Глеба Георгиевича. В свою очередь, Великий князь в знак своего расположения, уступил Изяславу город Корческ, а Святославу Ольговичу - Мозырь.
Установившаяся на Руси в 6664 (1156)-м году тишина (читай – мир), была нарушена действиями оппозиционера – Мстислава. Приняв от Великого князя персональную крестную грамоту (читай – проект вассального договора), Он не дал Ему взамен собственной (читай – отказался от его заключения). Не имея, таким образом, формальных обязательств перед старшим Мономашичем, он решился ударить по своему неприятелю. Но, как это часто бывает, удар был нанесён не по самомý обидчику, потому что тот был силён, а по тому с кем Мстислав рассчитывал справиться – своему дяде Владимиру Мстиславичу. Поводом для нападения стала обида племянника за участие дяди Владимира, вместе с Ярославом Галицким, в осаде Луцка, из которого Мстиславу пришлось бежать в Польшу в поисках защиты и поддержки…
Выгнав дядю из Владимира (Волынского), Мстислав пленил его близких и присвоил его казну и имущество (читай – ограбил). Узнав о бесчинствах Мстислава, уже немолодой (около 60-ти лет) Георгий Владимирович вынужден был ополчиться против строптивого внучатого племянника. Не рассчитывая встретить серьёзного сопротивления, Великий князь выступил на Волынь, взяв с собой полки Берендеев, не раз доказавших своё умение воевать, особенно если это сулило им богатую добычу. Кроме мужественных Берендеев в союзники против Мстислава был приглашён Ярослав, занявший Галицкий престол после смерти своего славного отца Владимирка Володаревича.
Н.М. Карамзин, про чьё негативное отношение к личности Георгия Владимировича уже упоминалось , пишет, что поход на Владимир был предпринят Им с тем, чтобы посадить там своего племянника Владимира Андреевича, а не вернуть престол Владимиру Мстиславичу. Как бы там ни было, но войсковая операция Великого князя против Мстислава – провалилась. Противник оборонялся отчаянно.
«… десять дней кровь лилась под стенами Владимирскими, и Георгий, как бы подвигнутый человеколюбием (пример личного отношения автора), снял осаду. «Изяславич веселится убийствами и враждою, – сказал он детям и Боярам: – желаю не погибели его, а мира, и, будучи старшим, уступаю».
Карамзин Н.М. «История государства Российского».
В наступившем 6665 (1157)-м году, окрылённый успехом Мстислав Изяславич, через своих симпатиков, инспирировал отстранение от должности Новгородского князя своего (двоюродного) дяди Мстислава Георгиевича. После бегства которого, княжеский престол в Новгороде занял Его (родной) дядя Ростислав Мстиславич (Смоленский). Тогда же, против Киевского князя начал складываться новый союз в составе Изяслава Давыдовича – свата Георгия Владимировича, Ростислава Мстиславича – его племянника, Мстислава Изяславича – внучатого племянника. Внезапная смерть Георгия Владимировича 15 мая 6665 (1157)-го года, помешала союзникам реализовать свой план захвата Киева и отстранения Его с поста Великого князя.
«Сведав о том, Изяслав Давидович пролил слезы и, воздев руки на небо, сказал: «Благодарю тебя, Господи, что ты рассудил меня с ним внезапною смертию, а не кровопролитием!»
Карамзин Н.М. «История государства Российского».
Говоря о кончине столь заметной фигуры российской истории, как Георгий (Юрий) Владимирович (Долгорукий) нельзя не упомянуть о реакции на это событие тех, кого историк, спустя семь столетий, назвал “Киевским народом”. То есть, представителей знатных и зажиточных киевских семей середины XII века.
«… народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что, узнав о кончине его, разграбил дворец и сельский дом Княжеский за Днепром, называемый Раем, также имение Суздальских Бояр, и многих из них умертвил в исступлении злобы. Граждане, не хотев, кажется, чтобы и тело Георгиево лежало вместе с Мономаховым, погребли оное вне города, в Берестовской Обители Спаса».
Грабежи, вандализм и резню устроенные, по смерти Великого князя, представителями знатных киевских фамилий, официальный историограф Российской империи объяснил их глубокой личной неприязнью к личности князя.
Согласитесь, трудно назвать таких людей добрыми христианами…
Следующая публикация цикла: