Планировать количество проданного товара (услуг) всегда сложно. Даже при наличии статистики за прошлые годы, спрос покупателей зависит от очень большого количества факторов. При этом большая часть предприятия не имеет возможности гарантировать свои объемы продаж, основываясь на заключенных годовых договорах с жестко прописанными объемами.
Если нужно оценить как изменятся показатели деятельности предприятия при снижении или росте продаж можно использовать такую модель
В данной модели предприятие продает (или планирует продавать) в среднем 300 единиц товара. Это объем и примем за базу для планирования выручки и прибыли.
Рассмотрим три варианта:
1) объем продаж составит всего 70% от базового;
2) будет реализован базовый объем - 300 единиц;
3) объем продаж вырастит на 10%.
Данная модель позволяет сделать следующие выводы.
Чтобы покрыть все затраты и выйти на безубыточность, предприятие должно продать 164 единицы товара, то есть более 50% от запланированного базового объема. Если будет продано менее 164 единиц, то выручка будет меньше суммы постоянных и переменных затрат.
При росте объема продаж цена в точке безубыточности снижается, так как растет сумма выручки и предприятию легче покрыть постоянные расходы.
Изменение объема продаж не влияет на маржу в расчете на единицу товара и маржу, выраженную в процентах, так как маржа в процентах является аналогом наценки на переменные затраты. Но при снижении объемов продаж выручка, а следовательно и маржа в денежном выражении будут снижаться, и этой суммы может оказаться недостаточно для покрытия постоянных расходов.
Изменение объема продаж влияет на рентабельность. При базовом объеме продаж - 300 единиц, рентабельность продаж составляет 22,5% Если объем продаж снизится на 30% и составит 210 единиц, рентабельность продаж упадет до 10,9%. Если объем продаж вырастит на 10% и составит 330 единиц, рентабельность продаж увеличится до 25%.
Формулы к модели
Чтобы оценить как на показатели безубыточности будет влиять количество проданного нужно изменить только строку 22, где учитывается количество продаж. Все остальное показатели остаются без изменений.
Эта модель является частью курса "Расчет цены в Excel. Точка безубыточности", который находится на платформе Stepik по ссылке. До 31 марта 2024 года курс можно купить со скидкой по промокоду START.