Современные кэмпинги и глэмпинги – это что-то среднее между палаточным лагерем и базой отдыха, только с дизайнерским интерьером и сервисом высококлассного отеля. Сегмент некапитальных средств размещения в России стремительно развивается. Причина – низкий порог входа и возросший спрос на внутренний туризм. Однако запустить такой проект сложнее, чем построить обычную гостиницу. Почему? В чем плюсы и минусы такой бизнес-модели? Эти вопросы обсуждали эксперты индустрии на профильной сессии RUVIERA Hotel Business Week – 2023. Мы подготовили для вас основные выводы этой встречи.
Некапитальные средства размещения – это быстровозводимые и легкоразборные объекты гостиничного типа. К ним относятся каркасные палатки, шатры, тентовые сооружения, геосферы и модульные домики разных конфигураций, которые предлагают современные удобства, например душ, Wi-Fi или ресторан. С юридической точки зрения, как отметил президент Ассоциации загородных отелей Антон Басин, капитальное сооружение отличается от некапитального скоростью подключения к общим коммуникациям.
Плюсы этой ниши:
◾️Быстрые сроки строительства
Средний срок возведения полноценного глэмпинга – 2-3 месяца.
◾️Мобильность
Все конструкции могут быть демонтированы и перенесены на другое место. Глэмпинг можно открыть там, где невозможно построить капитальное строительство, например, в труднодоступных районах. Если база не эксплуатируется в зимний период (например, в горах, когда есть опасность схода лавин), модули консервируются или полностью разбираются. Открыть кэмпинг можно даже на заповедной территории — без бетонирования фундамента и вписав шатры в природный ландшафт. Если речь идет об участке на особо охраняемых территориях, то такую землю купить у государства не получится, ее можно только арендовать.
Благодаря мобильности сооружений можно быстро обновить облик всей туристической базы. Палатки легко заменяются на купола или мини-домики с панорамными окнами.
◾️Масшабирование
Можно начать с нескольких модулей и увеличивать их количество по мере роста доходов. Для глэмпинга из 10-15 шатров достаточно территории площадью 1-2 гектара.
◾️Окупаемость
Средний срок возврата вложений составляет 3-4 года. Для сравнения, этот же показатель для объектов капитального строительства – 8-10 лет. После выхода в прибыль модули можно продать с дисконтом в 20-30%, говорит создать глэмпинга «Дзен Поляна» Иван Минаев.
◾️Дополнительные услуги
Досуг, который предлагается гостям глэмпинга, зависит от локации и климатических условий. Если база расположена рядом с водоемом, можно организовать прокат сапов, предлагать услуги рыбалки или прогулки на катамаранах и водных скутерах. Эксперты рекомендуют обустроить на территории глэмпинга спортивные площадки для пляжного волейбола, мангальную зону, дровяную баню. К популярным развлечениям также относятся экскурсии, пешие походы, уроки альпинизма. Зимой – прогулки на снегоходах и лыжные походы.
Минусы некапитальных средств размещения:
◾️Сезонность
Из более чем 400 существующих в России глэмпингов половина готова принимать туристов круглый год. Но все же в теплое время года такие базы заполняются быстрее. Есть успешные проекты и в суровом климате, например, в селе Териберка на побережье Баренцева моря.
По данным Российского союза туриндустрии, наибольшее количество российских глэмпингов расположено в Московской области, под Санкт-Петербургом, в Краснодарском крае, на Алтае и в Карелии.
◾️Локация
Туристические объекты обычно располагают на землях рекреационного назначения. По стоимости такие участки дороже других вариантов. И чтобы получить на них право, необходимо выиграть тендер через обращение в администрацию. В среднем, земли для строительства объектов для отдыха и туризма стоят от 100 млн рублей – в зависимости от размера и расположения.
◾️ Амортизация
Открытие глэмпинга требует тщательного планирования. Иначе вместо быстрого возврата инвестиций бизнес, наоборот, будет требовать постоянных вливаний. По словам собственника проекта «Счастье в горах» Вадима Палия, производители закладывают срок эксплуатации модулей до 30 лет, на практике же на реновацию нужно выделять минимум 3% от общей выручки. Ежегодно требуется покраска конструкций, замена мебели, мелкий ремонт.
Частая проблема глэмпингов – поиск правильной ткани для шатра. Хлопок, из которого шьет большинство китайских производителей, покрывается грибком, который невозможно вывести. В результате такую ткань нужно менять буквально через год. Тенты из искусственных материалов, которые тоже используют в Китае, создают парниковый эффект: дышать в такой палатке невозможно.
Серьезный пункт расходов - дезинсекция и дератизация. Минимум раз в год нужно вызывать специалистов для обработки территории от комаров и клещей.
◾️Отсутствие стандартов
По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России Вадима Прасова, национальные стандарты по объектам некапитального строительства пока только разрабатываются. И хотя ГОСТы будут носить добровольный характер, глэмпингам выгоднее будет соблюдать правила. Эти требования – нижняя планка, но в конфликтной ситуации они могут оказаться решающими. Кроме того, стандартизация упростит выбор туристам.
Подводя итоги сессии, эксперты обсудили, какая сумма инвестиций позволит собственнику глэмпинга выйти из операционной деятельности: не заниматься разработкой стратегии, планированием, продажами, контролем качества и персоналом. Если преследователь такую цель, то минимальный объем вложений должен начинаться от 100 млн. рублей.
Следите за нашими новостями на сайте и в социальных сетях