Найти в Дзене
Readovka.news

История русского ватника: от военного доспеха до модной одежды

В России и на Западе до сих пор принято считать, что ватник своими корнями уходит в советскую эпоху. Во многом именно по этой причине данный предмет гардероба после краха СССР был объявлен анахронизмом и пережитком прошлого.

На самом деле реальная история ватника насчитывает свыше тысячи лет, а на Руси эта одежда появилась еще в Средние века. И само собой, как и многое в жизни наших предков, это нововведение было связано с военной сферой. Длинный до колен, стеганый, подбитый хлопком, шерстью, конским волосом или пенькой халат был в ходу у византийских и монгольских воинов. Тесное взаимодействие русских с Ордой приводило к обмену опытом в самых разных сферах, не обошло оно стороной и одежду. Русские обнаружили, что сравнительно простой и недорогой стеганый доспех, получивший у нас название «тегиляй», оптимально подходит для северных широт и функционален в бою.

-2

Через некоторое время стеганая одежда проникла в гражданскую сферу и прочно закрепилась в ней, в то время как на войне происходил обратный процесс – постепенный отказ от любой защиты, которая могла бы стеснять движения бойца. Знаменательным в этом отношении стал XVII век, когда широкое распространение огнестрельного оружия и попытки копирования западных военных систем положили конец ношению тегиляя в войсках Российского государства.

Впрочем, со временем оказалось, что хотя яркие мундиры весьма эстетичны и обеспечивают подвижность, в холодную погоду они абсолютно не способны согревать. Так, в ходе зимней кампании на Шипкинском перевале в русско-турецкую войну 1877-1878 годов большое количество российских солдат погибли от переохлаждения. Как бы то ни было, уже во время конфликта с Японией в 1904-1905 годах русские военнослужащие поддевали под шинели стеганые куртки – своего рода мужской вариант женской телогрейки. Считается, что данную одежду они закупали у живущих в Маньчжурии китайцев. Согласно другой версии, в руководстве российской армии к тому моменту уже осознали необходимость внедрения в войска, ведущие бои в регионах с суровыми зимами, теплых вариантов формы. Маньчжурия, где проходила основная часть боев русских с японцами, особенно в своей глубинной континентальной части, отличается сильными морозами, которые могут достигать -40 градусов. Наличие способного сохранять тепло в такую погоду комплекта одежды было оправдано.

-3

Развитие промышленности тем временем сделало ватник достоянием простого люда – его носили рабочие, строители, водители, то есть все те, кто долгое время был вынужден работать при минусовых температурах. В 1932 году Комитет по стандартизации Наркомата легкой промышленности СССР установил единый стандарт ватника, где чуть ли не до каждой пуговки и ниточки был прописан его облик. Промышленные мощности Советского Союза предоставили возможность выпускать эти стеганые куртки миллионами. Впрочем, ватники продолжали оставаться не парадно-нарядной, а рабочей одеждой, которую предпочитали всей остальной из-за тепла и удобства. Во время Великой Отечественной войны надетые двумя слоями эти телогрейки обеспечивали защиту от мелких осколков при взрывах. Таким образом, свой посильный вклад в победу над нацистской Германией внес и ватник.

-4

Однако прогресс не стоял на месте. В 1970-е годы в армии ватники начали постепенно заменять подбитыми ватой бушлатами, а те самые телогрейки, в которых наши деды дошли до Берлина, стали уходить в прошлое. Тем не менее на «гражданке» эти куртки можно встретить до сих пор, но в основном у тех, кто занимается физическим трудом.

Впрочем, функциональность ватника-телогрейки с достоинством оценили на Западе, присовокупив к ней эстетическую новизну. Рынок показал, что ватник может быть не только серым или оливковым, а практически любого цвета, формы и длины – каждому на его вкус. Так зарубежные модные дома преподали урок нашим доморощенным апологетам вестернизации, что даже такой простой атрибут одежды можно сделать популярным трендом.

-5

Ждет своего скорого возрождения ватник и в России. Впрочем, кому, как не русским, веками носившим телогрейки, наконец заняться этим. А уход из страны отвернувшихся от российского массового потребителя зарубежных компаний стал новой причиной, почему приступать к этой задаче стоит прямо сейчас.