Найти в Дзене

Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии. Часть 3

Оглавление
Авторы статьи: Дмитрий Викторович Ковпак , Алексей Юрьевич Ёжиков

Аннотация

В когнитивно-поведенческом подходе отсутствует общепринятый концептуальный и методологический аппарат, позволяющий релевантно предлагать клиентам коучинг, консультирование или психотерапию, что увеличивает риски ухудшения состояния клиента, либо отсутствия прогресса.

Статья описывает модель концептуально-методологического базиса системного когнитивно-поведенческого коучинга (КПК-С), предназначенного для решения этой проблемы. Модель включает в себя определение коучинга, концепцию режимов специалиста, принципы и модели концептуализации случая, а также модель структурирования процесса коучинга.

Ключевые слова: коучинг, когнитивно-поведенческий коучинг, методология, актор, режимы специалиста, концептуализация, доменная модель, базовый цикл коучинга

Карта концептуализации в КПК-С

КПК-С опирается на ту же обобщенную когнитивную модель, что и традиционная КПТ и CT-R. В частности, точно так же рассматривает три уровня убеждений. В отличие от психотерапии, КПК-С объединяет две диаграммы концептуализации, традиционную и основанную на сильных сторонах [25], в карту концептуализации.

Понятие «карты» вводится, чтобы отразить для специалистов тот факт, что этот инструмент используется для ориентирования в когнитивном пространстве актора, но не как конкретное руководство к действию. В таком ключе карта может использоваться как в режиме I, так и в режиме II.

Схема 4. Карта концептуализации КПК-С

-2

Нетрудно видеть, что карта представляет собой объединение «зелёной» диаграммы концептуализации, основанной на сильных сторонах, (вверху) и перевёрнутой «красной» традиционной диаграммы концептуализации КПТ. Использование красного и зелёного цветов согласуется с подходом Р. Вайс и Н. Эджертона [56], использующих цветовую кодификацию в модели SPACE Н. Эджертона и С. Палмера [34].

Карта предназначена не для теоретического описания когнитивной структуры актора, а для более эффективного осознания и удержания режима специалистом. Состояние режима I субъективно интерпретируется как линейное «углубление вниз» от уровня срезов данных к негативным глубинным убеждениям. Состояние режима II — как ризоматичное (нелинейное, неиерархическое) «проращивание вверх» к уже осознанным или пока неосознаваемым ценностям.

Срезы данных в КПК-С формируются по модели СМЭР [9; 10; 11; 12; 13; 14] и описывают данные о следующих аспектах пережитого опыта:

  • Ситуация, то есть описание события во всех релевантных запросу контекстах, включая социальный, психологический и физиологический контекст;
  • Мысли, в том числе может рассматриваться связь со значениями, ценностями, глубинными убеждениями.
  • Эмоции, в том числе сопутствующие физиологические реакции,
  • Реакции, в том числе действия и бездействие актора.

Эта модель позволяет одинаково описывать как субъективно дисфункциональный опыт, в котором результат интерпретируется актором как негативный и нежелательный, так и субъективно адаптивный опыт, в котором результат интерпретируется позитивный и желательный.

Как и в случае доменной модели, мы предполагаем, что это минимально необходимый и достаточный набор аспектов для концептуализации пережитого опыта, который может быть легко освоен специалистами, а также передан актору.

Трехзвенные срезы данных имеют недостаточную точность и требуют дополнительных разъяснений. Например, при сборе данных строго по модели ABC Альберта Эллиса, требуется отдельный фокус внимания для выделения аффективного компонента [31]. При сборе данных строго по базовой когнитивной модели «ситуация — мысль — эмоциональная реакция» [25] требуется отдельный фокус внимания для описания поведенческих проявлений.

В то же время, более подробные линейные срезы (пятизвенные и более) усложняют освоение актором и могут содержать ненужные подробности для специалиста, освоившего биопсихосоциальную модель. Например, используемые в традиционной КПТ срезы содержат дополнительный компонент «значение автоматической мысли» [25], который может быть избыточным в широком ряде коучинговых случаев, когда актор сразу диспутирует и находит желательное убеждение, как только осознает неэффективную автоматическую мысль. Упомянутая модель SPACE [34] отдельно выделяет социальный компонент, который может быть опциональным в широком ряде клиентских случаев. Предложенная в 2018 году Х. Уильямс и С. Палмером многокомпонентная модель CLARITY [59] вообще смешивает две различных модели, срезов данных и структуры процесса концептуализации (см. далее), которые сознательно различаются в КПК-С.

При необходимости более подробной концептуализации специалист может использовать дробное описание аспектов ситуации и результата, опираясь на биопсихосоциальную модель. Данные об эмоциональной реакции могут рассматриваться с физиологическим компонентом, а также со шкалированием степени возбуждения эмоции и степени ее валентности. Практическое освоение этих инструментов так же, как и в случае с доменной моделью, может быть пошаговым.

Базовый цикл концептуализации в КПК-С

Помимо моделей концептуализации для практической работы требуются инструменты для структурирования самого процесса концептуализации в формальном коучинговом взаимодействии между актором и коучем, включая короткие и стандартные сессии, интенсивные и долгосрочные коучинговые программы. В настоящей статье мы сознательно не рассматриваем прочие неотъемлемые процессы коучинговой работы, включая формирование контракта, установление коучингового альянса, получение обратной связи и т.п.

Первичным инструментом структурирования процесса концептуализации, необходимым для освоения начинающими специалистами, является «базовый цикл ЖИВ» (акроним от названий трех доменов используется как мнемонический прием для ускоренного освоения инструмента):

  1. Исследование ЖС (образа будущего);
  2. Исследование ИС (ресурсов в настоящем);
  3. Исследование ВД (построение планов действий).

Именно такой порядок доменов является предпочтительным, так как позволяет моделировать образ желаемого состояния с меньшим количеством когнитивных ограничений. В свою очередь, это помогает актору при исследовании текущего состояния сместить фокус внимания на ресурсы и сильные стороны от негативных аспектов переживаемого опыта. В результате актор подходит к исследованию вариантов действий с большей внутренней мотивацией и готовностью к преодолению «иммунитета к изменениям» по Р. Кигану [7, с. 55-59].

Дополнительные аргументы за такой порядок исследования дают как теория постановки целей [44], так и теория решения проблем [30].

Более подробной версией базового цикла является «базовый цикл ЖИВЕТ» (также акроним), в которой исследование домена ВД дробится на исследование трех его поддоменов:

  1. Исследование ЖС;
  2. Исследование ИС;
  3. Исследование собственно ВД;
  4. Исследование Естественных последствий действий;
  5. Исследование Триггеров действий.

Внутри каждого из шагов цикла используются методы анализа и синтеза, причём предпочтительно завершать исследование домена или поддомена фазой синтеза.

Предполагается, что один эпизод формального коучингового взаимодействия (сессия, короткий разговор и т.п.) должен включать в себя как минимум один полный базовый цикл, а коучинговые программы способствуют все более полной концептуализации и смене состояний актора, многократно повторяя базовый цикл. В режиме II специалист может субъективно интерпретировать это как «проращивание вверх по спирали» на карте концептуализации.

При развитии компетенций специалисты могут отходить от использования базового цикла, придерживаясь принципа следования за интересом актора и преследуя цели формирования актором совокупно ясной, связанной и внутренне непротиворечивой концептуализации всех доменов и поддоменов на всех уровнях системной организации актора.

Базовый цикл концептуализации КПК-С согласован с тем, как осуществляется концептуализация в распространённых моделях структурирования коучинга, в частности, сфокусированных на целевом состоянии:

  • GROW или РОСТ [19, c. 118] — вкладывается в цикл ЖИВ.
  • OSCAR [36] — вкладывается в цикл ЖИВ.
  • ORACLE [40] — вкладывается в цикл ЖИВЕТ.
  • STEPPA [54] — вкладывается в цикл ЖИВ, с отдельным выделением эмоционального отношения к цели, которое в КПК-С концептуализируется в биопсихосоциальной и обобщенной когнитивной моделях.
  • Ориентированный на решение краткосрочный коучинг [53] — вкладывается в цикл ЖИВ.

Проблемно-ориентированные модели структурирования коучинга меняют местами исследование ЖС и ИС (следуя первичному запросу актора), но в остальном также согласованы с моделью КПК-С:

  • PRACTICE [49] — вкладывается в цикл ЖИВЕТ.
  • ADAPT [47] — вкладывается в цикл ЖИВЕТ.
  • PRO [55] — вкладывается в цикл ЖИВ.

Выводы

Предложенная концептуально-методологическая рамка КПК-С позволяет сформировать подход когнитивно-коучинга, согласованный с традиционной КПТ и когнитивной терапией, ориентированной на результат, и предполагающий значимое продвижение в решении каждой из практических задач, перечисленных в разделе «Актуальность и предпосылки».

Определение коучинга в КПК-С закладывает теоретическую основу в практическую отработку коучинговых компетенций. Предложенная концепция режимов специалиста, многоуровневая доменная модель, объединённая карта концептуализации и срезы данных способствуют решению ряда методических задач:

  1. Обучать коучей без психологического образования с дальнейшим повышением квалификации в области психотерапии;
  2. Ускоренно расширять квалификацию психотерапевтов в область коучинга с сохранением качества коучингового присутствия;
  3. Поэтапно изучать и осваивать модели концептуализации, от простых к более подробным.
  4. Ускоренно доподготавливать традиционных КПТ-терапевтов в CT-R;
  5. Повышать мастерство специалистов за счёт корректировки неэффективных метакогниций и более осознанного планирования интервенций;
  6. Помогать специалистам удерживать баланс между скоростью и глубиной концептуализации в зависимости от клиентского случая.
  7. Определять маркеры режимов, а также сигналы о потенциальной необходимости переключения режима (как следствие в некоторых случаях, потенциального переключения клиента в другую модальность).
  8. Упростить присвоение методологии концептуализации актором от коуча в ходе коучинговых интервенций.
  9. Сформировать концептуальный каркас для организации методически согласованных научных исследований в области коучинга, психологического консультирования и психотерапии.

Базовые циклы КПК-С также решают ряд задач:

  1. Предоставить инструменты для гибкого структурирования коучинговых сессий и программ.
  2. Поэтапно изучать и осваивать модели структурирования коучинга, от простых к более подробным.
  3. Согласовывать между собой исследования и теории в области коучинга, использующие различающиеся модели структурирования коучинга.
  4. Сформировать концептуальный каркас для организации методически согласованных научных исследований в области коучинга, психологического консультирования и психотерапии.

Отдельные из предложенных моделей и концепций могут стать частью универсального понятийного аппарата в различных коучинговых подходах, а также в различных когнитивно-поведенческих модальностях.

Список литературы

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / пер. с англ. — М. : Медиум, 1995. — 323 с.
  2. Валиуллина Л. М. Коучинг: базовые предпосылки и определение // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
  3. Валиуллина Л. М. Философия Сократа и практика коучинга // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
  4. Вострухина Н. В. Коучинг как научное знание: обзор актуальных проблем // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
  5. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча для коучей. / пер. с англ. — М. : Добрая книга, 2013. — 288 с.
  6. Делёз Ж., Гваттари Ф., Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. — Екатеринбург : У-Фактория; М. : Астрель, 2010. — 895 с.
  7. Киган Р., Лейхи Л. Неприятие перемен. Как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации. / пер. с англ. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 364 с.
  8. Кларин В. М. Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
  9. Ковпак Д. В. Эволюция концепции когнитивно-поведенческой психотерапии. // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию кафедры психиатрии и наркологии СПбГМУ им. академика И. П. Павлова. — СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 203-205.
  10. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. — СПб. : Наука и Техника, 2007. — 240 с.
  11. Ковпак Д. В. Развитие когнитивно-поведенческого направления психотерапии, роль отечественной физиологической и психологической школ. // Вестник психофизиологии. 2014. № 4. — С. 67-73.
  12. Ковпак Д. В. Философский базис когнитивно-поведенческого направления психотерапии. // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. № 3-4. — С. 136-137.
  13. Ковпак Д. В. Практическая методология когнитивно-поведенческой терапии. // I Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии. Сборник научных статей. 2015. — С. 23-27.
  14. Ковпак Д. В. Страх… Тревога… Фобия… Вы можете справиться! Практическое руководство психотерапевта. — СПб: Наука и Техника, 2019. — 368 с.
  15. Королихин А. В. — Методология коучинга и его системная роль в поле помощи и развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
  16. Прытков В. П., Ивлев Ю. В., Симонов А. И. — Вопрос и ответ / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2021 (последняя редакция: 22.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7350 (дата обращения: 19.04.2021)
  17. Розин В. М. Пролегомины к теории вопрошания // Культура и искусство. 2019. № 7. — С. 26-36. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29906 (дата обращения: 19.04.2021)
  18. Томашек Н., Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании / пер. с нем. — Х. : Изд-во Гуманитарный Центр, 2008. — 176 с.
  19. Уитмор Д., Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства / пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2019. — 316 с.
  20. Bachkirova T., Baker S. Revisiting the issue of boundaries between coaching and counselling. // Palmer S., Whybrow A. (Eds.) Handbook of Coaching Psychology: A Guide for Practitioners, 2nd ed. — Abingdon : Routledge, 2019. — Pp. 487-499.
  21. Bachkirova T., Cox E., A bridge over troubled water bringing together coaching and counselling. // Counselling at Work, Spring 2005. — Pp. 2-9.
  22. Bandura A. Social cognitive theory. // Vasta R. (Ed.) Annals of child development. Vol. 6. — Greenwich, CT: JAI Press, 1989. — Pp. 1-60.
  23. Beck A. T. Beyond belief: a theory of modes, personality, and psychopathology. // Salkovskis P. (Ed.) Frontiers of Cognitive Therapy, — New York: Guilford, 1996. — Pp. 1-25.
  24. Beck A. T., Haigh E. A. P. Advances in Cognitive Theory and Therapy: The Generic Cognitive Model. // Annual Review of Clinical Psychology, Vol. 10. — 2014. — Pp. 1-24.
  25. Beck J. Cognitive Behavioral Therapy: Basics and Beyond, 3rd ed. — New York : Guilford, 2020. — 414 p.
  26. Brock V. G., Sourcebook of Coaching History, 2nd ed. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. — 520 p.
  27. Butler G., Fennell M., Hackmann A. Cognitive-Behavioral Therapy for Anxiety Disorders: Mastering Clinical Challenges. — New York : Guilford, 2008. — 224 p.
  28. David O. A., Bernard M. E. Coaching for Rational Living: Rational-Emotive, Cognitive-Behavioral Perspectives. // Bernard M. E., David O. A. (Eds.) Coaching for Rational Living. — Cham : Springer International Publishing AG, 2018. — Pp. 3-24.
  29. Dolan M. J., Seay T. A., Vellela T. C. The Revised Stage of Change Model and the Treatment Planning Process. // VISTAS Online, American Counselling Association, Article 28. — 2006. — Pp. 129-132. URL: https://www.counseling.org/docs/default-source/vistas/the-revised-stage-of-change-model-and-the-treatment-planning-process.pdf (дата обращения: 19.04.2021)
  30. Dostál J. Theory of Problem Solving. // Procedia: Social and Behavioral Sciences, Vol. 174. — Amsterdam : Elsevier, 2015. — Pp. 2798-2805. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815010290 (дата обращения: 19.04.2021)
  31. Dryden W. The ABCs of REBT Revisited: Perspectives on Conceptualization. —New York : Springer, 2012. — 101 p.
  32. Dryden W. Single-Session Coaching and One-At-A-Time Coaching: Distinctive Features. — Abingdon : Routledge, 2018. — 164 p.
  33. Dunbar A. Clean Coaching: The insider guide to making change happen. — Abingdon : Routledge, 2017. — 236 p.
  34. Edgerton N., Palmer S. SPACE: A psychological model for use within cognitive behavioural coaching, therapy and stress management. // The Coaching Psychologist, Vol. 2, No 2. — The British Psychological Society, 2005. — Pp. 25-31.
  35. Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine. // Science. No 196. — 1977. — Pp. 129-136.
  36. Gilbert A., Whittleworth K. The OSCAR Coaching Model: Simplifying Workspace Coaching. —  Monmouth : Worth Consulting, 2002. — 140 p.
  37. Good D., Yeganeh B., Yeganeh R., Cognitive behavioral executive coaching: A structure for increasing flexibility. // OD Practitioner Vol. 42 No. 3, Winter 2010 — Chicago : Organization Development Network, 2010. — Pp. 18-23.
  38. Hall L. M., Duval M. Meta-Coaching Volume I: Coaching Change. Reaching Higher Levels of Success and Transformation. — Clifton, CO : Neuro-Semantics Publications, 2004. — 288 p.
  39. Hawkins P., Turner E. Systemic Coaching: Delivering Value Beyond the Individual. — Abingdon : Routledge, 2020. — 310 p.
  40. Jones G., Gorell R. 50 Top Tools for Coaching: A Complete Toolkit for Developing and Empowering People, 4th ed. — London : Kogan Page, 2009. — Pp. 46-52.
  41. Lawrence P. Coaching Systemically: Five Ways of Thinking About Systems. — Abingdon : Routledge, 2021. — 220 p.
  42. Levin I. P., Schneider S. L., Gaeth G. J. (1998). All frames are not created equal: A typology and critical analysis of framing effects. // Organizational Behavior and Human Decision Processes, Vol. 76, Issue 2. — Amsterdam : Elsevier, 1998. — Pp. 149-188.
  43. Littell J. H., Girvin H. Stages of Change: A Critique. // Behavior Modification, Vol. 26, Issue 2. — Newbury Park, CA : SAGE Publishing, 2002. — Pp. 223-273.
  44. Locke E. A., Latham G. P. A Theory of Goal Setting and Task Performance. — Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall, 1990. — 413 p.
  45. Maslow A. H. The Psychology of Science: A Reconnaissance. — New York : Harper & Row, 1966. — 168 p.
  46. Neenan M., Palmer S. Cognitive behavioural coaching. // Stress News, Vol. 13, No 3. — 2001. — Pp. 15–18.
  47. Nezu A. M., Nezu C. M., D'Zurilla T. J. Solving Life Problems: A 5-step Guide to Enhanced Well-Being. — New York : Springer, 2007. — 124 p.
  48. O’Connor J., Lages A. How Coaching Works. The Essential Guide to the History and Practice of Effective Coaching. — London : A&C Black, 2007. — 284 p.
  49. Palmer S. PRACTICE: A model suitable for coaching, counselling, psychotherapy and stress management. // The Coaching Psychologist, Vol. 3, No 2. — The British Psychological Society, 2007. — Pp. 71-77.
  50. Palmer S., Williams H., Cognitive Behavioral Approaches // Passmore J., Peterson D. B., Freire T. (Eds.) The Wiley-Blackwell Handbook of Coaching and Mentoring. — London : Wiley-Blackwell, 2016. — Pp. 319-338.
  51. Reynolds M., Coach the Person, Not the Problem: A Guide to Using Reflective Inquiry. — Oakland, CA : Berrett-Koehler Publishers, 2020. — 224 p.
  52. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. // Psychological Monographs: General and Applied, Vol. 80 (1). — 1966. — Pp. 1–28.
  53. Szabó P., Meier D. Coaching Plain & Simple: Solution-focused Brief Coaching Essentials. — New York : W.W.Norton & Company, 2009. — 128 p.
  54. Thomas W., McLeod A. Performance Coaching Toolkit. — London : Open University Press, 2010. — 240 p.
  55. Tompkins P., Lawley J. Coaching for PROs // in Coach the Coach, Feb. 2006. — London : Fenman Ltd, 2006. URL: https://www.cleanlanguage.co.uk/articles/articles/31/1/Coaching-for-PROs/Page1.html (дата обращения: 19.04.2021)
  56. Weiss R., Edgerton S., Palmer S. The SPACE coaching model: An integrative tool for coach therapists // in Coaching Today, Issue 24. — Lutterworth, UK : British Association for Counselling & Psychotherapy, 2017. — Pp. 12-17.
  57. Whybrow A., Palmer S., Past, present and future // in Palmer S., Whybrow A. (Eds.) Handbook of Coaching Psychology: A Guide for Practitioners, 2nd ed. — Abingdon : Routledge, 2019. — Pp. 5-13.
  58. Wildflower L., The Hidden History of Coaching. — London : Open University Press, 2013. — 184 p.
  59. Williams H., Palmer S. CLARITY: A case study application of a cognitive behavioural coaching model. // European Journal of Applied Positive Psychology, Vol. 2, Article 6. — 2018. — Pp. 1-12. URL: http://www.nationalwellbeingservice.org/volumes/volume-2-2018/volume-2-article-6/ (дата обращения: 19.04.2021)