Что такое закон жизни? Законы природы – это то, что не людьми придумано. Это не только законы физики. У многих народов есть сказки, обычаи, правила, устоявшиеся веками. Младший слушается старшего. Сильный помогает слабому. Опытный учит молодого. Нарушение, искажение этих правил ведет к беде – так учит опыт поколений. Иногда нам со стороны, а кому-то и изнутри, удается наблюдать очень интересные, настоящие, искренние проявления действия этих законов жизни.
В Нижегородской епархии работает интересная программа по реставрации старинных храмов в отдаленных селах. В чем состоит эта программа? Ежегодно, часто не по одному разу, в какую-нибудь церковь в глубинке приезжает целый десант реставраторов. Это студентки из различных учебных заведений. Они учатся на реставраторов. И приезжают вот так в храмы на практику. Это взаимовыгодное дело. У церкви, у настоятеля денег на реставрацию нет, в этих селах и прихожан бывает по несколько человек. А храм разрушается, ветшает, гибнет. Нужны специалисты. У студентов ситуация похожая. Их учат в теории делу, где работать надо руками. Как им приобрести навыки? Естественно, в мастерской в городе им просто так десятки старинных икон для обучения никто не выложит. Вот и нашли друг друга старинные храмы и реставраторы-практиканты. Будущим профессионалам – практика, храму – подновление.
Мне как журналисту довелось встречаться с несколькими такими группами, как их называют в Нижегородской епархии – «Школами реставрации». Всегда эти встречи очень интересны. Работают молодые девчонки, парней среди них никогда нет, им трудно, они залезают под потолки, обновляют росписи на стенах, таскают тяжелые материалы. В общем, бытовая неустроенность налицо. В отдаленных селах с комфортом как-то не очень. В лучшем, случае, электрический чайник есть. Десяток городских девчонок, художниц, приезжают в глушь. И работают. Иногда в храм заглядывают местные жительницы, бабушки-прихожанки. Они щедрые на похвалу, очень благодарят юных реставраторов за свою родную церковь. Девушкам приятно. Живой отклик. Не просто на зачетку работают, а людям пользу приносят. Это не в мастерской сидеть. А еще практиканткам очень интересно. Они рассказывают журналистам:
- Вот нарисована передо мной огромная картина на стене. Ей лет 100. Как подступиться? Какой тон подобрать? Начинаешь думать. Перетираешь краски. Или икона лежит. Ей лет 200. Ее надо сначала зачистить, потом тонировать. А как? Нам объясняли, конечно, но здесь все надо своими руками. И страшно, и интересно.
Конечно, практикантки не одни. С ними приезжают опытные наставники—учителя. Практикантки сближаются с преподавателями, впитывают знания, которые станут для них фундаментом. А преподаватели рады передать опыт. Известный реставратор, педагог Лариса Юрьевна рассказывает:
- Сами когда-то вот так же: прислушивались, обезьянничали, повторяли. Потом уж постепенно опыта набирались. И ни в каких аудиториях тонкости ремесла не передать.
Тонкостей там великое множество. Нам, посторонним, журналистам, чуть-чуть рассказали, показали, как очищают стены от грязи, от копоти свечей, от наслоений разных. Как готовят специальный мыльный раствор: мыло натирают мелкой стружкой в миску, добавляют воды. Мыльный раствор варят. Это один из сотен применяемых материалов. Реставратор должен обладать колоссальными знаниями. Он должен усвоить терминологию, назначение инструментов, способы приготовления и применения материалов, историю искусств и многое-многое другое.
Вот и едут заслуженные профессионалы в глушь. Что называется, не корысти ради, а на пользу будущего.
- Хочется передать опыт, - говорит реставратор, преподаватель выездной школы реставраторов Игорь Николаевич.
Это и есть настоящий закон жизни. Круговорот ремесла. Никакие гигабайты информации в интернете не научат работать реставратора. Или художника. Или хорошего токаря. Там, где работают руками, где много тонкостей, и сегодня, как тысячи лет назад, мастерство передается из уст в уста, из рук в руки. От сердца к сердцу.
В Арзамасской православной гимназии работает волонтерский отряд «Голос сердца». Школьники ведут сразу несколько проектов: они вещи для нуждающихся собирают, концерты благотворительные ставят, ролики для социальных сетей и сюжеты для гимназического радио и телевидения готовят, к бабушкам и дедушкам домой помогать ходят. И они, волонтеры очень радуются тому, что могут доставлять радость людям. Для них волонтер – это человек, который делится. Энергией, временем, положительными эмоциями. Их наставник Дмитрий Иванович, говорит своим ученикам: «Помните то добро, которое вы сделали людям».
И это он говорит не для того, чтобы они гордились сделанным. А чтобы помнили ту радость, которую они получили, помогая людям. Волонтерство – это ответственность за другого человека. И вот это желание помогать - не врожденное чувство. Его можно в себе воспитать. Как сказал один из юных волонтеров Владислав Грошев, «вырабатывается как будто локатор какой-то»
- Вот я иду по улице, просто домой иду из гимназии, а смотрю по сторонам, уже непроизвольно, ищу – не нужна ли помощь кому-то. Например, машину толкнуть застрявшую – это тоже волонтерство.
И в этом волонтерстве тоже работают «законы жизни». Помогать слабому – это закон. Как накормить голодного или согреть замерзшего. Сегодня бросишь ты – завтра пройдут мимо тебя. Эти законы вырабатывались тысячелетиями. Учить, опекать, помогать, поддерживать – это нормально. Так должно быть. Не корысти ради, а будущего для. Не будет таких законов – не будет и будущего.