Роль в системе управления знаниями – это набор функций для выполнения определённого круга задач в KMS. В рамках управления доступом по отношению к учетным записям в системе определяются функциональные роли, как совокупность назначенных прав пользователю.
Роли в системе управления знаниями полезно разделить на две большие группы:
- Роли разработчиков системы – роли, определяющие функциональную специализацию в рамках программной разработки и системного администрирования KMS
- Роли клиентов (пользователей) системы – роли, определяющие функциональную специализацию в рамках разработки и администрирования знаний в KMS
Роли разработчиков системы
Во многом традиционны для процесса разработки, за исключением появления в их составе дополнительной роли разработчика семантической модели. Далее перечислены основные роли разработчиков системы:
Backend разработчик – разрабатывает часть программного обеспечения системы, которая отвечает за общую логику выполнения задач по управлению знаниями и за функциональный слой связи с хранилищем данных и файлов.
Frontend разработчик – разрабатывает часть программного обеспечения системы, которая отвечает за построение и работу пользовательского интерфейса, за автоматизацию пользовательских действий.
Разработчик функциональных модулей – разрабатывает дополнения к функционалу системы (модули, плагины, обработчики, скрипты), которые могут содержать как основную логику выполнения какой-либо отдельной задачи, так и алгоритм построения или работы пользовательского интерфейса.
Разработчик семантической модели – разрабатывает часть программного обеспечения системы, которая отвечает за формирование и обработку семантической модели и отдельных её элементов, включая разбор семантической аннотации, логику решения поисковых задач и сборку элементов интерфейса.
Тестировщик системы – проверяет работоспособность того или иного функционала, его устойчивость к нагрузкам и изменениям контекста, проверяет совместимость функционала.
Системный администратор – обеспечивает оптимальную работоспособность системы, в том числе аппаратную и программную оптимизацию, конфигурирование, настройку, техническое тестирование.
Руководитель проекта разработки – управляет работой группы из нескольких участников процесса разработки в рамках отдельной задачи её развития или доработки.
Архитектор системы – разрабатывает и актуализирует общую целостную схему работы системы по модулям и функциональным единицам, в том числе определяет правила и требования к базовому функционалу и к инфраструктуре расширения функционала системы, контролирует и координирует развитие семантических моделей.
Руководитель продукта – управляет работой всех участников процесса разработки, координирует проекты разработки и отвечает за целостное развитие системы управления знаниями как отдельного продукта.
Указанные роли демонстрируют спектр задач, решаемых в части развития системы управления знаниями. При этом, в зависимости от количества пользователей KMS, объема описанных знаний и числа разделов, в зависимости от функциональной сложности, каждая из обозначенных ролей может быть разделена на две и более специализированных.
Управление ролями разработчиков реализуется в рамках инфраструктуры и инструментов разработки. Предметная специализация (по областям знаний) для управления разработкой системы не является приоритетом. Однако она крайне важна для разработки и поддержания целостности семантических моделей.
Роли клиентов системы
Определяются задачами пользователей непосредственно в связи с работой по описанию знаний и их изучению, а также в связи с формальным описанием семантической модели.
Анонимный пользователь – пользователь системы, который не прошел идентификацию и аутентификацию, и его функциональные права не могут быть подтверждены.
Читатель (идентифицированный и аутентифицированный пользователь) – пользователь системы, имеющий возможность и необходимость знакомиться со знаниями, описанными в системе (может быть наделен правами комментирования и обсуждения, но не имеет непосредственных прав на описание знаний).
Предметный эксперт – пользователь, обладающий знаниями в целевой предметной области и имеющий компетенции и возможность описывать знания в системе.
Эксперт-редактор – пользователь, обладающий навыками описания знаний (в том числе навыками семантической аннотации) и самостоятельно описывающий знания в системе по целевой предметной области или помогающий предметному эксперту сделать такое описание.
Редактор – пользователь, осуществляющий по содержанию и по логике изложения проверку описанных предметным экспертом или экспертом-редактором знаний.
Корректор – пользователь, осуществляющий по формату и стилистике проверку описанных предметным экспертом или экспертом-редактором знаний, с выявлением и исправлением ошибок и опечаток.
Модератор – пользователь, осуществляющий проверку описанных знаний на соответствие принятым правилам и политикам совместной работы в системе (в том числе на соответствие морально-этическим нормам, отсутствие недопустимой рекламы и спама, устранение некорректных и ненормативных выражений и изображений).
Трекер – пользователь, который осуществляет координацию экспертов, редакторов, корректоров и модераторов в части установленного плана работ по описанию знаний.
Эксперт-куратор – пользователь, который осуществляет координацию экспертов и редакторов по отдельной тематике или проблематике, в которой он является компетентным, в том числе выполняет задачи редактуры и корректировки описаний семантической модели.
Главный эксперт – пользователь, который организует работу экспертов по развитию предметного раздела в системе управления знаний.
Администратор – пользователь, который помогает в организации работ по описанию знаний и обладает навыками выполнения специализированных автоматизированных обработок по управлению единицами описания знаний или их фрагментов не зависимо от предметной области, в том числе по поиску и исправлению ошибок, исправлению нарушенных связей и целостности, массовой загрузки данных и файлов, проверке журналов и версий контента и т.п.
API-клиент (специальная роль виртуального пользователя) – подключаемая посредством API другая информационная система, которая передает или принимает данные в рамках установленного протокола.
В дополнение к функциональной, для ролей клиентов системы может быть определена предметная специализация – т.е. специализация по областям знаний, тематикам и проблематике описываемых знаний. Предметная специализация характерна для всех ролей клиентов системы, кроме анонимных пользователей, корректора и администратора.
Управление ролями клиентов реализуется в рамках функционала системы управления знаниями. Причем оптимальным является соответствие указанных выше ролей клиентов (с учетом их предметной специализации) ролям, прописанным в системе (как совокупности прав, выдаваемых соответствующим пользователям).
Развитие профессионального сообщества – комьюнити
Это основа наращивания объема описываемых знаний и качества семантической модели с повышением их ценности для конечного потребителя при решении конкретных практических задач.
Принципы развития комьюнити:
- Информационная поддержка – активное информирование пользователей как в части функциональных возможностей KMS, перспектив развития системы, так и в части накопленного массива знаний, проводимой экспертизы, раскрытия сведений об участниках работы, планируемых и проведенных мероприятиях (событиях).
- Взаимное консультирование – организация обмена знаниями между экспертами внутри тематических групп и между группами, а также с другими заинтересованными пользователями; обсуждение и фиксирование результатов изучения семантической модели и активный обмен профессиональным опытом и практикой решения конкретных задач по описанию знаний с разработчиками.
- Профессиональное уважение – изначально допускается альтернативность точек зрения по описываемым знаниями и по их семантической аннотации, обеспечивается уважение авторства и прав на вклад в описание знаний и в построение семантической модели; предлагаются механизмы учитывать мнение экспертов и других пользователей о практике работы со знаниями в KMS для эффективного последовательного развития функционала ценного для клиентов.
- Практическая ценность – привязка описания знаний, семантической аннотации, экспертных обсуждений и само развитие функционала к практике решения задач в той или иной предметной области; в том числе выработка оценочных критериев, арбитраж и принятие решений по описанию знаний и по развитию системы с точки зрения практической значимости и применимости.
- Регулярная вовлеченность – выстраивание функционала KMS и наращивание знаний с учетом их ежедневной востребованности при решении практических задач, встраивание и интегрирование системы и деятельности по описанию знаний и семантической модели с другими информационными системами и фактическими регулярными процессами бизнеса (организации).
- Обратная связь – эффективный сбор и учет мнения разных групп пользователей, в том числе опосредованно получающих выгоду от KMS, на регулярной основе и с применением инструментов объективного контроля (подсистема метрик и мониторинга действий пользователя в системе).
- Управляемое развитие и аналитика – контролируемое и осмысленное обеспечение наполнения в системе практически востребованных знаний по приоритетным тематикам, в том числе на основе: регулярной комплексной предметной аналитики и анализа собираемых метрик о поведении пользователей, запросов и вопросов пользователей, скоринга единиц описания знаний и тематических направлений, рейтингования вклада экспертов и других пользователей, изучения событий и ошибок в работе пользователей и системы.
- Возвратная ценность для экспертов – поиск методов и инструментов предоставления экспертам возможности не только участвовать в описании знаний, но и получать для себя дополнительную ценность от работы с KMS, выделяя их как особый целевой сегмент в числе других обычных пользователей системы.
- Стандарты, процедуры, инструменты – формальная четкость по базовым правилам работы в системе и взаимодействию в связи с работой в системе, при допустимой вариативности выбора целей, способов и средств каждым пользователем. Развитие функционала системы в сторону обеспечения пользователей необходимым автоматизированным инструментарием, который максимально обеспечит реализацию всех зафиксированных стандартов и процедур, а также принципов развития комьюнити.
Построение и развитие профессионального сообщества осуществляется преимущественно в онлайн-формате, а значит должно основываться на удобных инструментах как внутри самой KMS, так и с помощью внешних информационных ресурсов. В связи с этим рекомендованы к применению в работе различные правила и методики развития сообществ пользователей цифровых продуктов и сервисов. Однако следует учитывать особенности работы с экспертами и характер двусторонних отношений: эксперты – читатели. Для управления значительным и сложным сообществом могут выделяться дополнительные функциональные роли – специализированные трекеры и эксперты-кураторы.
Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.
Примечание:
Определения некоторых используемых понятий приведены в статье: «40 понятий менеджмента знаний и компетенций».
Рекомендуются также для ознакомления статьи: «Знания, управление знаниями и системы управления знаниями», «Модель сборки знаний» и «Функционал системы управления знаниями».