Что большинство из нас знает об Иване Билибине? Наверное то, что он русский художник и знаменитый книжный иллюстратор. Некоторые ещё знают его, как театрального оформителя. Всё правильно! Ведь именно Билибин создал иллюстрации к русским сказкам и былинам в ставшем впоследствии знаменитом «билибинском» стиле.
Первой иллюстрированной им детской книгой была «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899 г.). С 1899 по 1902 год он создаёт серию из шести «Сказок», изданных "Экспедицией заготовления государственных бумаг". Затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина: «Сказка о царе Салтане» (1905), «Сказка о золотом петушке» (1910) и др. Кроме того им были нарисованы иллюстрации к былине «Вольга» (1905 год), сказкам Рославлева в издательстве «Общественная Польза» (1911 год). В том же «сказочном» стиле Билибиным были созданы декорации для оперы «Золотой Петушок», поставленной в театре Зимина в Москве (1909 год). Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства». И ещё много-много где.
Но есть в обширной биографии Ивана Билибина один интересный факт - в 1902, 1903 и 1904 годах он посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III (в последствии Государственный Русский Музей) для изучения деревянной архитектуры. Полученное им задание звучало примерно так - собрать коллекцию предметов художественного ремесла и сделать фотографии памятников деревянного зодчества на севере России. В результате художник объехал Тотемский, Вельский и Сольвычегодский уезды Вологодской губернии, а также Шенкурский уезд Архангельской губернии и территорию современного Великоустюгского округа. Во время этих поездок Билибин, несомненно, вдохновлялся Русским Севером, но при этом в соответствии с полученным заданием меньше рисовал и больше фотографировал. Именно об этом свидетельствует огромная личная коллекция снимков, на которых запечатлены шедевры русского деревянного зодчества.
Конечно же, совсем не рисовать такой художник, как Билибин не мог - сохранилось достаточно много его рисунков, сделанных в тот период. На чертежную точность, которая требуется от тех, кто изучает деревянную архитектуру, они, конечно, не претендуют. Но эмоции, которые явно захлёстывали художника, передают сполна. И в них, пусть и местами, но уже явно проглядывает будущий неповторимый "билибинский" сказочный стиль.
Помимо этого Билибин делает огромное количество фотографий и рисунков с изображениями народных костюмов и предметов быта. И сегодня эти рисунки и фотографии – уникальный источник знаний об этических особенностях жизни северных народов России, многие из которых были утрачены.
Вот что писал сам И. Билибин об этих свои неоднократных поездках на Русский Север: «... только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью».
И ещё одно принадлежащее И. Билибину высказывание: «Основная линия моей худ.[ожественной] раб.[оты] была мною найдена с первого же шага, и дальше я только развивал и углублял ее: русское народное изобразительное творчество (слово «народ» я понимаю по-настоящему, широко, то есть от крестьянина до Пушкина включительно)».
____________________________________________
Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной (и не только!) архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал.