Итак, с 1 марта вступают в силу:
1. Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением подпунктов «а» - «в» пункта 6 статьи 1 и пунктов 5 - 7 статьи 2, вступивших в силу с 1 сентября 2023 года).
Федеральным законом устраняется существующее в настоящее время дублирование отдельных требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности и воздушного законодательства в части авиационной безопасности, реализация которых направлена на достижение одной цели - защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Федеральным законом с 1 марта 2024 года упраздняется институт авиационной безопасности, а защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства будет осуществляться в рамках законодательства о транспортной безопасности. По информации из достоверных источников вступление в силу этих положений Минтранс России предполагает перенести на 1 сентября этого года. Это время необходимо для формирования целостной подзаконной нормативной базы;
2. постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2023 г. № 1713 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 978», которым в Правилах действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, утвержденных указанным постановлением: исключаются слова «сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия)»;
3. постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. № 1016 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. № 74». Постановлением уточняется, что запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для защиты важных государственных, особо важных, особо режимных, режимных, критически важных и потенциально опасных объектов, включая объекты топливно-энергетического комплекса и объекты транспортной инфраструктуры, от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве. Уточняется компетенция Минтранса России по установлению запретных зон, а также зон ограничения полетов (постоянных зон ограничения полетов, временных зарезервированных зон ограничения полетов) и постоянных опасных зон, а также конкретизируется порядок установления указанных зон. Устанавливаются запрещения или ограничения использования воздушного пространства в случаях, когда технические возможности беспилотной авиационной системы, в состав которой входит беспилотное воздушное судно, не позволяют внешнему пилоту вести постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);
4. приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 апреля 2023 г. № 120 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила технического обслуживания подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ». ФАПом определен перечень работ по техобслуживанию в зависимости от максимальной взлетной массы воздушных судов и целей их использования, требования к их выполнению и оформлению. Действие ФАПа ограничено 1 марта 2030 г.;
5. приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 109 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил». Собственно, само наименование ФАПа определяет и раскрывает предмет его правового регулирования и содержание. Отметим только, что ФАПом устанавливается бессрочность действия сертификата, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования его уполномоченным органом. Действие ФАПа ограничено 1 марта 2030 г.
С 1 апреля вступает в силу:
пункт 6, подпункты «б» и «в» пункта 8 и пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Эти изменения касаются:
корректировки наименования и предмета правового регулирования акта, который должен будет утвердить Правительство Российской Федерации. Теперь либо порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства будет включать также порядок государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, либо правительство должно будет утвердить отдельный акт по этому вопросу.
наземных и летных проверок оборудования, предназначенного для обеспечения полетов воздушных судов, а также установления требования к оснащению и порядку оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем.
Ну и конечно же широко освещаемого в прессе и на телевидении увеличения до 100 рублей размера штрафа, который оплачивает перевозчик за каждый час просрочки доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения.
С 1 сентября вступают в силу:
6. постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. № 301 «Об утверждении Правил привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Действие Правил ограничивается 1 сентября 2030 г.;
7. пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2023 г. № 1339 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658», которые предусматривают внесение изменений в Правила государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации в части процедуры подачи заявления о постановке сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее на государственный учет;
8. постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. № 1591 «О внесении изменения в пункт 3 перечня услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством». Указанным постановлением в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», переименовывается услуга «обеспечение авиационной безопасности» на «обеспечение транспортной безопасности»;
9. приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. № 48 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, требованиям федеральных авиационных правил». Действие ФАПа ограничено 1 сентября 2030 г;
10. приказ Минтранса России от 2 октября 2023 г. № 331 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации». Действие ФАПа ограничено 1 сентября 2030 г. Приказ в обновленном виде пришел на смену Руководству по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденному приказом МГА СССР от 26 декабря 1988 года № 209, признанному не действующим приказом Минтранса России от 4 декабря 2020 года № 541.
ФАПом определены границы зоны ответственности аэропорта, в пределах которых аэропорт обеспечивает защиту воздушных судов от событий, связанных со столкновением воздушных судов с птицами и другими животными в аэропорту, а также определены обязанности оператора аэродрома и мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов;
11. Приказ Минтранса России от 16 ноября 2023 г. № 381 «Требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов». ФАПом устанавливаются требования к аэронавигационным огням, аэродромным знакам, ветроуказателям, электрическому оборудованию, автоматизированным метеорологическим измерительным системам. Действие ФАПа ограничено 1 сентября 2030 г.