Архитектор из Новороссийска построила «китайскую стену» из карманов старых джинсов
Получаются очень интересные полотна.
На днях Ирина Пантелеева представила свои необычные работы на выставке «Арт-деним» в Новороссийском историческом музее-заповеднике. Лично мне хотелось бы, чтобы и мои старые джинсы «вписались» в шедевр!
Год назад художница обещала корреспонденту «НР» рассказать о своем «джинсовом творчестве», когда появится больше работ в этой технике. Обещание свое сдержала, сделав за год более 30 джинсовых картин. Здесь есть и так называемые «реплики» известных полотен мировых классиков, а есть и оригинальные сюжеты самой художницы. Сложно поверить, что все они выполнены не кистью и красками. Джинсовая ткань передает малейшие переходы цвета, все это тонко уловила художница.
— Ирина Андреевна, как называется эта техника?
— На открытии выставки мы тоже рассуждали об этом. Сама для себя определила ее как «джинсовый коллаж». Подобные работы я видела и у других авторов. Они, сама джинсовая ткань с ее замечательной фактурой и меня вдохновили.
К слову, в работах Ирины Пантелеевой использованы не только лоскуты джинсовой ткани, в ход пошли и карманы, и швы, поясные петли и пуговицы, молнии и лейблы. Все это волшебным образом перевоплощается и джинсы превращаются в портрет или пейзаж.
— Я люблю экспериментировать со стилями, — признается Ирина. – Вот, например, «Женщина с вороной», известная всем работа Пикассо, вдохновила меня на несколько вариантов так называемых копий. Я написала эту работу в стилях математической графики, конструктивизма, минимализма. А потом подумала, почему бы не попробовать сделать полотно джинсовым? Когда это получилось и я услышала одобрительные отклики, пришел черед других работ по мотивам картин «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи.
Потренировавшись, так сказать, на классике стала делать собственные работы. Часто сюжет преподносят сами джинсы, их фактура. Вот, например, работа «Ника», где девушка с дредами. Эти дреды сделаны из обрезанных джинсовых швов. Для другой работы в ход пошли кружева, некогда украшавшие джинсы.
Картина «Хозяйка медной горы» появилась благодаря джинсовым молниям, клепочкам. Увидев эти красивые аксессуары, я придумала, в какой работе они раскроются лучше всего.Когда поняла, что скопилось много карманов, возникла идея «соорудить» из них изображение китайской стены. Белые джинсы вдохновили на портрет Снежной королевы. В общем, иногда, у меня есть материал и возникает идея. А иногда – наоборот. Появляется идея и я ищу материал.
— Где вам удалось отыскать столько ненужных джинсов?
—О! Это не проблема, — смеется, — узнав о моем замысле, мои коллеги из «Новоросгражданпроекта», стали приносить отжившие свой срок джинсы, работники Новороссийского музея тоже помогли, да все знакомые.
Но бывало, что мне был необходим конкретный оттенок ткани, а его нет в наличии. И тогда я шла в магазины секонд-хэнд, рылась там, отыскивая то, что мне нужно. Очень хороша фактура потертой джинсовки, она отлично смотрится, когда делаешь лицо на портрете!
Во время этой джинсовой эпопеи поймала себя: я стала выхватывать взглядом все джинсовые одежды на прохожих и оценивать оттенки ткани. Однажды задержала взор на джинсах нашего директора. Но он раскусил мой замысел со словами: «Не отдам!»
— А сами вы носите такую одежду?
— С удовольствием. Я вообще отдаю предпочтение натуральным тканям. Недавно поняла, что в моем гардеробе не так много вещей «на выход», торжественных, вечерних. Это когда подбирала наряд на открытие своей выставки. К счастью, нашла простого кроя джинсовый сарафан. К нему сама часа за полтора сделала брошь. И она, представьте, привлекла внимание посетителей. Люди спрашивали, не делаю ли я броши. Задумалась! Возможно, это будет моим следующим увлечением.
— Вы каждый раз представляете еще и новые скульптуры. В этом году они тоже джинсовые.
— Да, помимо картин у меня есть еще мои «Братцы-кролики». Они сделаны из папье-маше и обтянуты стрейчевой джинсовой тканью, которая как нельзя лучше обтягивает фигурки. Кролики получились забавными: «Романтик», «Наполеон», «Купальщица».
— Как вам удается выкраивать время на картины, ведь есть еще основная работа?
— Именно джинсовые картины легче делать после работы. Не надо разводить краски, можно перекладывать туда-сюда кусочки ткани, пока не найдешь ту самую, верную композицию.
Джинсовые коллажи вообще дешевле в изготовлении, лоскуты я наклеиваю на картон. Это доступно всем, кого привлекает такая техника. Вот, например, пейзаж «Бухта» — очень свободная работа, не требует конкретики, я наклеивала птиц так, как приятно было глазу, а волны — как ощущала сама их движение, получилось такое полуабстрактное описание сюжета.
— Вы считаете себя художником?
— Несмотря на то, что у меня было много персональных выставок в Новороссийске, художником себя назвать не могу. Это скорее увлечение. Но, получая образование архитектора, я изучала те основы, которые преподают и художникам: Это такие понятия, как построение, объемы, перспектива. Это тот фундамент, на котором могут развиться творческие способности. Вот у меня они и проявились восемь лет назад, когда я начала свои поиски направлений в живописи и скульптуре.
Освоив одно направление, бралась за другое. В голове всегда идет поиск нового.
— На ваших живописных работах почти нет людей с открытыми глазами. Вы говорили, что это объясняется габаритами вашей квартиры: не хотели, чтобы с полотен за вами наблюдали. А что на джинсовых картинах?
— То же самое! Мои героини на картинах либо изображены в профиль, либо глаза их прикрыты. Я фокусирую внимание на всем образе.
— Где вы храните свои работы?
— Кое-что дома, часть унесла в офис, чтобы вдохновлять коллег. Им мои картины нравятся.
— Ирина Андреевна, в чем вы видите смысл своего творчества?
— Люди получают положительные эмоции и проявляют интерес, глядя на мои картины. Думаю, они и сами в результате смогут найти себя в творчестве. Вот, например, популярные сейчас картины по номерам. Их же расписывают не художники, но раз это увлекает, значит, имеет право на жизнь. Возможно, взглянув на мои джинсовые коллажи, кто-то тоже захочет приобщиться к этому хобби. Для меня же это способ сменить деятельность, «переключить голову», особенно когда она занята многими идеями.
Когда ты в творческом процессе, и время летит незаметно, и настроение меняется. И еще рада, что подарила джинсовым вещам вторую жизнь!
Информационный обзор редакции. Фоторепортаж Анатолия Позднякова