Найти тему
Открытая семинария

Белый царь Дюрера: «Святой Иероним в келье»

«Святой Иероним в келье» - это вторая резцовая гравюра из триптиха Meisterstiche (Гравюры о Государе) выдающегося художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1514). Первая гравюра - «Рыцарь, смерть и дьявол» - о ней мы говорили в предыдущей публикации, а третья - «Меланхолия», о ней мы поговорим в заключительной публикации. Как мы уже заметили в предыдущем очерке (и увидим особенно ярко в третьем, заключительном) этот триптих является негласной иллюстрацией Дюрера к пророческому Сборнику Льва Мудрого о Белом царе (Государе).

В культуре того времени было принято использовать известные, традиционные сюжеты (и героев) прошлого для передачи информации о будущем. Этот прием есть и в Священном Писании и называется типология - о чем мы тоже говорили прежде. Так, в первой гравюре Дюрер берет традиционный образ Георгия Победителя и проецирует его на образ Белого царя.

Вот гравюра Дюрера "Святой Герогий". Обратите внимание на схожесть с "Рыцарем"...
Вот гравюра Дюрера "Святой Герогий". Обратите внимание на схожесть с "Рыцарем"...

Также и во второй работе художник берет образ святого Иеронима — писателя, аскета, отшельника, одного из учителей Западной и Восточной Церкви — но изображает его не традиционным образом, как отшельника в пустыне, но как учёного теолога, напряжённо работающего в своей комнате.

Комната эта - еще не царские палаты. Но она и совсем не похожа на келью отшельника, в какой обычно изображают святого Иеронима. Мы снова видим череп, песочные часы, распятие, льва, собаку — неизменные атрибуты Белого царя. Комната пронизана мирным светом и безмятежным уютом. На пороге дремлет миленький Лев - еще один символ Белого царя, который говорит про себя:

-3

""Как тебя зовут?" И он отвечает им такими словами: «Бедняк, бедный лев, меня зовут йота и омега. Я был беглецом от всех (буквально - отшельником) и пришел только отработать свои тридцать шесть дней (лет)».

Известный искусствовед М. Я. Либман так описывает эту гравюру:

После неустроенности и опасностей, подстерегающих человека на жизненном пути («Рыцарь, смерть и дьявол») келья Иеронима кажется особенно безопасной и спокойной… На скамьях вдоль окон разбросаны фолианты и подушки. Под скамьёй поставлены домашние туфли. На полках — свеча и пузырьки. С потолка свисает тыква… Здесь царит наука, отрешённая от мирской суеты. Даже сияние вокруг головы Иеронима воспринимается как эманация духовной силы творящего гения. И невольно возникает сравнение созданного Дюрером образа с образом учёного-гуманиста, быть может Николая Кузанского (на эту мысль наводит кардинальская шляпа на стене). Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. — М.: Искусство, 1972. — С. 74

Впрочем, шапка эта скорее "докторская", т.к. Иероним считается одним из "докторов" церкви, а кардиналом он никогда не был, да и кардинальской должности в ту пору не существовало.

Св. Иероним изображенный как один из "жокторов" (учителей) церкви.
Св. Иероним изображенный как один из "жокторов" (учителей) церкви.

Святой Иероним Стридонский — один из самых почитаемых в западной христианской традиции Отцов Церкви и один из популярных образов в нидерландской живописи XVI века. Причины этого не только в чрезвычайно интересном и поразительном характере этого человека, в яркости ситуаций, в которых он оказывался, но также в его огромном значении как автора перевода Библии с греческого и древнееврейского языков на латынь, признанного Католической церковью каноническим. В Православной церкви Иеронима почитают блаженным. Мавро Орбини писал о том, что Иероним является основоположником глаголического алфавита.

Рыцарь, смерть и дьявол
Рыцарь, смерть и дьявол

Вот, взгляните еще раз на эту первую из триптиха гравюру (см. выше). Мне почему-то подумалось, что Белый царь потому такой спокойный и невозмутимый, что он просто не видит ни смерть, ни антихриста, которые пытаются запугать его. Он просто... их не замечает. Он - простой человек. Он не видит темных сущностей. Он просто идет своим Путем. Мне это напомнило мультфильм "Ежик в тумане", где ежик чуть не испугался добрую собачку, но даже не заметил страшную сову, охотящуюся на него.

-6

Я предполагаю, что Дюрер использует образ известного Западного и Восточного отца церкви как прототип Белого царя. Надо сказать, что все три гравюры отображают именно содержание Сборника Льва Великого, в котором жизнь Белого царя описывается в его бытность "бедняком", "неизвестным", "еретиком", "ненужным", "учащим". На первой гравюре, к примеру, он хотя и во всеоружии (Божием), но в битву со смертью, с антихристом и даже с ящерицей не вступает. Он просто едет. Он ждет.

Но он не просто сидит и ждет. На второй гравюре Дюрер изображает Белого царя за его работой. Святой Иероним был избран не с проста - он принес народам Европы Священное Писание. Он открыл, как часто о нем пишут - Новый век истории. Очевидно, роль Белого царя, его труд, согласно Сборнику Льва Мудрого, сходна с этой ролью:

(33) Он полезен, но кажется людям бесполезным; бедный, но не желающий ничего ценного; дающий милостыню и получающий милостыню; бедно одетый, но облаченный по праву в виссон;
(34) Умерщвленный во плоти, и все же очень живой и энергичный в своем духе; здоровый, хотя ступня его была в свое время сломана;
(35) Он - ведущий, первый человек, который когда-либо брался за такого рода дело, и при этом считается пустым в глазах людей;
(36) Неопытный, но очень мудрый; тот, кто неясен и невидим для всех остальных, но для Бога и для себя он известен; тот, кто происходит одновременно из низшего сословия и царского потомства - сам сын Царя, Царя славы.
(37) Он поселился за пределами Византии (столицы), недалеко от западных ворот, в непосредственной близости от городка Сигмы. Он очень много лет учился с детства, потом учил других.
-7

Это-то, кажется, и хотел передать Дюрер в своей работе. Будущий Белый царь не просто ждет, когда придет время Царства - он делает все, что в его силах, чтобы люди познали Священное Писание и приготовили себя к жизни в грядущем Царстве Белого царя. На "Иеронима" падает удивительный свет - Божий, Белый свет. Этим он представлен как Помазанник, трудящийся под вдохновением Божьей силы, Белого света! Идея пронизывающего комнату света, символизирующего «свет духовный», озарение учёного, ассоциируется с темой «духовного света».

Интересно, что в тексте Сборника дается указание на то, что у грядущего государя когда-то была сломана ступня. Это очень важно, потому что про Помазанника, Сына Божия Иисуса Христа, сказано: «да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». От Иоанна 19:36. Но Белый царь – простой человек, он несказанно меньше Христа, и даже ступня его была сломана. Но он избран Богом, чтобы прославить Его. Христу не переломили кости – и это была еще одна примета, по которой люди могли узнать Его. Белый царь же познается и через эту деталь – «ступня его была в свое время переломана».

Этот текст подразумевает, что Белый царь есть помазанник Божий – что и делает его сыном Царя славы (Бога). Нет, это не Иисус Христос, Первородный, Единородный Сын Божий, но сын человеческий, избранный Богом и исполненный Святого Духа. Поэтому он называется сыном царя. Но не царя земного (которого и нет пока), но Небесного – таков статус помазанника. Интересно, что пророчество постоянно сводит вместе два факта: его происхождение из низшего сословия, и в то же самое время его какую-то причастность к царской династии. Но третьей гравюре завеса этой тайны приподнимется немного.

-8

Надо отметить, что Дюрер уже прежде обращался к Иерониму в своих работах. Он изображал его на острове и под деревом. Потому, наверное, что Иероним традиционно изображался на природе (хотя на традиционных картинках того времени Иероним обычно изображается в пещере или в пустыне). Но в пророческом триптихе Дюрер помещает Иеронима в кабинет. Это еще не царский кабинет, но это уже и не под деревом, не на острове.

-9

Обратите внимание: на всех картинах Дюрера об Иерониме-Белом-царе изображен дремлющий рядом с ним лев. Это еще одно указание на пророческий Сборник Льва Великого, в котором говорится, что царь будет представляться следующим образом: "«Бедняк, бедный лев, меня зовут йота и омега."

Не забыл Дюрер и памятные слова Сборника "А еще есть «волк по кличке животного», который развлекает." На островной картинке я кроме льва животных не нашел. А вот на той картинке, где Иероним под деревом попробуйте найти собаку. Даже двух! Мне показалось, что я нашел. А жена говорит, что не видит. А вы видите? На картинке выше? Но, наверное, я ошибаюсь и собак там нет...

Посмотрите на эти картинки внимательнее. Я не все про них рассказал, но я думаю, что вы сами заметите еще ряд интересных особенностей и напишите мне, и поделитесь с другими! А в следующей публикации этого цикла мы рассмотрим самую интересную и таинственную пророческую гравюру Дюрера, завершающую этот триптих, этот цикл - Меланхолия. Самое интересное происходит именно там!