Пожалуй, ни одно поколение на Земле не выросло без комментариев (местами разочарованных, местами язвительных) со стороны старших. Вот и нынешних студентов продолжают сравнивать с выпусками давно минувших лет. Стоит ли упоминать, что все эти сравнения не в пользу молодых людей?
«Вот мы в ваши годы…», «На кого страну оставлять?», «Молодёжь уже не та!» – огорчённо качают головами родители, педагоги, наставники. И кое с чем соглашусь: нынешним студентам действительно чего-то не хватает. Есть догадки, чего?
Дети своего времени
Более самостоятельные, более дружные, более трудолюбивые, с бóльшим запасом фундаментальных знаний в головах – такие мнения о молодёжи из прошлого особенно распространены среди старших.
В общем, всё как у сатирика: с каждым поколением дети – всё хуже, а родители – всё лучше.
А если серьёзно, как сравнивать людей, которые проходят жизненный путь в совершенно разных условиях? В одной ли плоскости находятся советские студенты, уверенные в том, что государство не бросит их на произвол судьбы, и нынешние свободолюбивые прагматики, привыкшие рассчитывать только на свои силы?
Одинаковые ли привычки сформируются у тех, кто всегда получал информацию дозированно, и тех, кто едва не захлёбывается в современном информационном потоке, попутно вычисляя, считать ли полученные сведения товаром или средством манипуляции?
Добавлю, что много общаюсь с молодёжью. И уверен в том, что при всех отличиях, связанных с вызовами времени, молодые люди сегодня ровно такие же, какими были мы. У них так же горят глаза при мысли о новом и неизведанном. Они так же умеют быть первыми, бороться и искать, находить и побеждать. Любят Чебурашку, Бременских музыкантов и богатырей. И отлично разбираются в том, что такое хорошо и что такое плохо.
И если им чего-то не хватает, речь точно не о самостоятельности и не об интеллектуальных способностях, а о помощи со стороны государства.
От плюса к минусу, от минуса к плюсу
Казалось бы, очевидно: если мы хотим, чтобы государство процветало, нужно думать о развитии образования. И вроде бы нельзя сказать, что эта сфера замерла на месте – напротив, за последние десятилетия в ней проведено огромное множество реформ, значит, и развитие идёт полным ходом. Но вот беда – любой, кто учился в Советском Союзе, за проводимыми реформами высшей школы увидит только признаки вредительства. И будет прав – оснований для критики действительно хватает.
Не ставлю цель перечислить всё, чего лишились современные студенты по сравнению с советскими. Назову только три пункта. И, забегая вперёд, сразу скажу, что все три нынешних жирных минуса можно превратить в столь же жирные плюсы. И это не так сложно, как кажется. Итак…
Мозги не купишь?
Заметили, сколько скандалов развернулось вокруг высшей школы только за последний год?
То дети чиновников, отучившись в вузах по целевому направлению, вместо отработки в районных школах и больницах спешат уплатить прописанный в договоре штраф, который не перекрывает даже год платного обучения. То иностранных студентов заставят платить за учёбу в 2,5 раза больше её реальной стоимости. Не буду даже говорить, сколько новостей было связано с ЕГЭ – настоящей раковой опухолью, которую давно пора вырезать.
Кстати, именно с единого государственного экзамена во многом и начинается коммерциализация образования. Схема простая.
Всем известно, что без многолетней подготовки у репетиторов высокий балл на ЕГЭ получить очень трудно. И когда до поступления остаётся пара лет, родители задают себе вопрос:
Заметили парадокс – «плати, даже если у тебя нет денег»? То есть получение высшего образования (и дальнейшая карьера!) становятся делом состоятельных людей, а тем, кто не готов платить, приготовлена иная участь – переход бедности из поколения в поколение. А вузы из образовательных учреждений становятся этакими бизнес-структурами, нацеленными лишь на зарабатывание денег. Кстати, в большинстве вузов страны количество платных мест давно уже превышает число бюджетных.
Между тем, решение проблемы лежит на поверхности. Получение первого высшего образования должно стать абсолютно бесплатным, это положение необходимо закрепить в Конституции.
Спросите, зачем государству это надо? Это требование времени! Это необходимо для развития экономики, промышленности, реализации программы импортозамещения и развития социальной сферы. Само существование платного образования ставит под удар решение всех вышеперечисленных задач.
Курам на смех не смешно!
Помните, в советские годы особой популярностью пользовалось словосочетание «бедный студент»? Жировать на стипендию в 35–50 рублей и правда не приходилось. Но на эти деньги можно было выжить – на продукты уж точно хватало.
А вот кого действительно можно назвать бедными студентами, так это нынешних учащихся вузов – стыдно даже упоминать размер стипендии, которую они получают. Да и само слово «стипендия» ни с чем, кроме нищенской подачки, ни у кого не ассоциируется. А как ещё назвать позорную выплату (минимальная – меньше двух тысяч рублей, или 16% от МРОТ), способную вызвать лишь горькие сожаления и закономерный вопрос: как прожить на такие деньги? Студенты-бюджетники из средних специальных учреждений и вовсе получают 713 рублей в месяц. Курам на смех!
Есть у проблемы стипендий ещё одна грань, которую вспоминают нечасто. В том, что многие студенты работают, ничего необычного нет. Вот только соотношение времени, потраченного на учёбу и работу, по сравнению с советскими годами сильно изменилось – мы учились и подрабатывали, а нынешние студенты работают и подучиваются!
Качество их подготовки резко снижается, и в результате на рынке труда после окончания вуза появляется огромное количество специалистов-недоучек. Кто виноват? Уж конечно, не молодые люди, которые вынуждены работать, чтобы свести концы с концами!
С моей точки зрения, стипендия нужна вовсе не для насмешек, а для того, чтобы обеспечить учащимся достойный уровень жизни. Поэтому повышение стипендий хотя бы до уровня прожиточного минимума – программное требование нашей партии.
Без опыта = без работы
Наконец, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди после окончания вуза. А их немало – начиная с того, что всего 40% выпускников работают по специальности и заканчивая масштабной безработицей среди молодёжи.
Что касается трудоустройства не по профессии, перекос очевиден давно: где-то (к примеру, в перерабатывающей промышленности) трудовых ресурсов не хватает, а вот специалистов по финансам и страховому делу в стране явный переизбыток.
Но эта проблема опять же решаема! Можно, например, увеличить число бюджетных мест для подготовки специалистов, которые востребованы на рынке труда, и сократить количество мест на тех факультетах, выпускники которых чаще всего ищут работу, не заглядывая в собственный диплом.
Если же говорить о трудностях молодых специалистов в поиске работы, периодически звучат предложения о возврате к практике распределения. Не спорю, советская система отлично справлялась с насыщением всех отраслей экономики квалифицированными кадрами. Вот только работала она по принципу принуждения.
Помните, как раньше многие пытались увильнуть от распределения? Как не хотели ехать в сёла, в отдалённые регионы, на стройки народного хозяйства, туда, где проблемы с культурой и досугом, где нет условий для нормальной жизни?
Кстати, в этом отношении мало что изменилось – не хотят ехать и сейчас. Причины всё те же плюс низкая зарплата и отсутствие возможностей для карьерного роста. И возвращение практики распределения никак не поможет в решении этих проблем.
Взять от советской системы лучшее (механизм трудоустройства по профессии), и оставить в прошлом принуждение помогло бы квотирование рабочих мест. И у нас есть законопроект, который предлагает обязать организации и ИП с численностью сотрудников от 100 человек от 1 до 5% рабочих мест отдавать тем, кто испытывает трудности при трудоустройстве, в том числе молодым специалистам. В обмен для них будут на 50% снижены страховые взносы.
Похожие меры уже действуют в Москве и Волгоградской области, необходимо расширять и закреплять механизм квотирования на федеральном уровне.
Кроме того, мы предлагаем ввести для молодых специалистов подъёмные – «студенческий капитал» в размере 500 тыс. руб. Эти средства вчерашний студент вуза сможет получить после выдачи диплома – и они помогут ему встать на ноги.
Поддержка занятости, в особенности молодёжи, — это важнейший аспект внутренней политики в условиях идущей против нас экономической войны Запада. Сегодня необходимо показать, что Россия — социально-ориентированное государство, которое поддерживает граждан в трудное время.
Пользуясь случаем, всех студентов поздравляю с Татьяниным днём! Здоровья вам, счастья, азарта, сил, удачи!
Читайте также:
2️⃣ Сколько стоит российское гражданство и почему жесткая депортация мигрантов – единственный выход
3️⃣ Можно ранить, можно убить. Остановить — нельзя. Подвиг русского морпеха под Киевом