Найти в Дзене

«Садко» приезжает в Петербург

Через два месяца после успешной премьеры в Москве, ближе к Великому посту 1898 года, частная опера приехала в Петербург и прогостила здесь до лета. Гастроли шли в консерватории, в которой Римский-Корсаков более четверти века служил профессором. Открывала их петербургская премьера «Садка». Композитор, памятуя премьеру, вместе с дирижёром оперы Эудженио Эспозито тщательно репетировал оркестр и хор.

Большой зал консерватории 1900-е годы https://humus.livejournal.com/
Большой зал консерватории 1900-е годы https://humus.livejournal.com/

Именно точное исполнение музыки открывает зрителю замысел автора, даёт целостное впечатление и позволяет понять музыку. Поэтому они разучивал пассажи и добивались нужных оттенков. После чего спектакль был дан, как писал сам автор, «в приличном виде». Публика столицы тепло приняла оперу и тогда, и следующей весной, в 1899 году. Забела-Врубель своим чарующим голосом создавала дивный образ Волховы.

М.А. Врубель. Морская царевна. Н. И. Забела-Врубель в роли царевны Волховы в опере «Садко» 1898 Бумага на холсте, акварель. 160,1 x 61,5 Государственный Русский музей
М.А. Врубель. Морская царевна. Н. И. Забела-Врубель в роли царевны Волховы в опере «Садко» 1898 Бумага на холсте, акварель. 160,1 x 61,5 Государственный Русский музей

В партии Варяжского гостя блистал неподражаемый Шаляпин. За год работы в опере Мамонтова, который всячески опекал и поддерживал «Феденьку», талант его уверенно расцвёл; с этого времени начинается его успех. Репертуар, предоставленный Саввой Ивановичем, дал «возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», вспоминал Фёдор Иванович.

Ф.И. Шаляпин в роли варяжского гостя https://music-museum.ru/
Ф.И. Шаляпин в роли варяжского гостя https://music-museum.ru/

Но, безусловно, для Римского-Корсакова была важна постановка оперы именно в Императорском Мариинском театре с его лучшим в стране оркестром. Помогла, как он пишет, «новая метла» – смена руководства театра.

В.С. Садовников Мариинский театр 1862 Бумага, акварель
В.С. Садовников Мариинский театр 1862 Бумага, акварель
-5

Летом 1899 года по воле государя И.А. Всеволожский был вынужден оставить должность директора Императорских театров, которую он занимал 17 лет. Новым директором был назначен его племянник Сергей Михайлович Волконский, внук декабриста Волконского. Если консервативные вкусы Всеволожского Римский-Корсаков называл «французско-мифологическими», то Волконский привнёс в жизнь театра свежие подходы. Он сотрудничал с выдающимися художниками, прежде всего из круга «Мира искусства» А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева.

-6

За два года, пока он не ушёл из-за «юбочного» конфликта с Кшесинской, князь Волконский провёл ряд полезных начинаний. В том числе он убедил государя поставить «Садко» на сцене Императорского Мариинского театра. Декорации и костюмы выполнили по рисункам Аполлинария Мих. Васнецова, который отправился для этого в Архангельскую губернию – бывшую Новгородскую вотчину – для знакомства с архитектурой и бытом.

А.М. Васнецов Эскизы декораций и костюм Водяного https://www.mariinsky.ru/
А.М. Васнецов Эскизы декораций и костюм Водяного https://www.mariinsky.ru/
А. М. Васнецов Эскизы костюмов для Садко, Луки Назарьича и Фомы Зиновьича https://www.mariinsky.ru/
А. М. Васнецов Эскизы костюмов для Садко, Луки Назарьича и Фомы Зиновьича https://www.mariinsky.ru/

Наконец-то опера смогла перешагнуть, так сказать, через Театральную площадь - из консерватории в Мариинский театр. Из артистов были привлечены лучшие силы: Волхову пела «солистка Его Величества» Аделаида Больска; Иван Васильевич Ершов, позже народный артист СССР, пел Садко (хотя и не с первого представления).

Аделаида Больска (псевдоним графини Аделы Диенгейм-Щавиньской-Брохоцкой)
Аделаида Больска (псевдоним графини Аделы Диенгейм-Щавиньской-Брохоцкой)

Премьера в Императорском театре состоялась 26 января 1901 года при переполненном зале в присутствии царской семьи. «Опера прошла прекрасно. Приятно было услышать свою музыку в большом оркестре и при надлежащей разучке. «Кое-как» частных оперных сцен уже начинало меня удручать», – писал композитор. После каждого действия устраивались овации, а композитора по окончании оперы вызывали восемь раз! Газетные рецензии были благожелательные.

https://www.mariinsky.ru/
https://www.mariinsky.ru/
А.М. Васнецов «Братчина» Эскиз декораций к опере “Садко” 1901
А.М. Васнецов «Братчина» Эскиз декораций к опере “Садко” 1901

В1906 опера-былина добралась до Большого театра, когда его возглавил прекрасный музыкант – дирижёр Вацлав (Вячеслав Иванович) Сук. Она была поставлена в декорациях и с костюмами К.А. Коровина.

К.А. Коровин Проект оформления сцены оперы «Садко» Государственный музей республики Дагестан, Махачкала 70х48 см
К.А. Коровин Проект оформления сцены оперы «Садко» Государственный музей республики Дагестан, Махачкала 70х48 см
Заведующий музыкальным отделом газеты «Русские ведомости» Ю. Энгель писал следующее: «Большой театр в «Садко» дал, конечно, много такого, чего частные театры дать не могут – главным образом по части оркестра и постановки. Партитура «Садка» требует не только огромного, но и тщательно уравновешенного, тонкого оркестра, да и подобного же хора... Очень хороша в «Садке» обстановочная часть. Декорации, с одной стороны, также стремятся стилизовать при помощи современных художественные средств русский народный орнамент и народный рисунок, как Римский-Корсаков стилизует народную музыку; с другой стороны (именно в подводном царстве), они рисуют причудливо волшебные картины вне народности и эпохи».
https://www.mariinsky.ru/
https://www.mariinsky.ru/

Именно в оформлении Коровина был восстановлен «Садко» в Мариинке в 1993 году и идёт на сцене до сих пор.

Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!

Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.

Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.