Целесообразность и здравый смысл
По современной классификации могильники подразделяются на грунтовые, т.е. без видимых насыпей, и насыпные. К последним относятся курганные могильники, высота которых может быть от 20 см до 15 метров. Таких могильников известны тысячи, очень многие из них раскопаны. Внутри них обнаружены рукотворные строения различного типа: деревянные, каменные, комбинированные, надземные и подземные, с многочисленными человеческими останками и окружающими их предметами быта. Сейчас мало у кого возникают сомнения в происхождении этих курганов. Считается, что это чисто ритуальные сооружения, возведенные руками человека, с целью отдать дань уважения захораниваемой персоне. Полагают, что возводили их с такой примерно закономерностью – чем знатнее и уважаемей был человек при жизни, тем выше курган и богаче его содержимое. При этом, провожая покойного в загробный мир, его сопровождали всем тем, что как считалось, потребуется ему в будущей загробной жизни: женой, детьми, слугами, конями, оружием, предметами быта и т.д., в общем всем тем же, что окружало его и при жизни. При этом курганы, в которых кроме строений и скелетов не находят ценных вещей, считаются разграбленными, причем разграбленными не в наше время, а еще тогда, в ближайшие годы после «похорон».
Давайте посмотрим на эти утверждения с позиций целесообразности и здравого смысла, так как сам факт погребения в курганах, его мотивация и возможности реализации оставляют много вопросов:
1. Для проведения такого объема земляных работ нужны соответствующие орудия труда – лопаты, мотыги, кирки, носилки, тачки, вёдра. Однако в «захоронениях» не обнаружено подобных предметов. А если посчитать все время необходимое для насыпи курганов, то может сложиться впечатление, что жизнь скифов только и состояла из бесконечной похоронной церемонии.
2. Еще более непонятно, почему кочевники, которые, как считается, почти все время проводили в войлочных кибитках и юртах, вдруг, ни с того ни с сего, стали хоронить своих собратьев в специально для этого сделанных деревянных срубах из цельных бревен. А иногда и в каменных сооружениях. Степные жители на это вряд ли способны, этому ремеслу надо долго учиться. При этом срубы делались не по размеру покойного, а значительно больше, с полом и потолком. И почему тогда хотя бы в могилы не клали (или ставили) те же юрты для будущей загробной кочевой жизни?
3. Вызывает вопрос и описываемая во многих научных работах, обрядность этого мероприятия. Такие обряды характерны для религиозных фанатиков и сектантов, между тем скифы в этом отношении были нейтральны, у них отсутствовала религия. Рабства у них тоже замечено не было, это был свободный народ. Так, ради и во имя чего приносилось столько ненужных жертв?
4. Сезонность захоронений. Зимой курган не насыплешь, поэтому захоронения могли проводиться только в тёплый период года, и здесь встает проблема хранения трупов.
5. В курганах обнаружены детские захоронения всех возрастных групп – от младенцев, до зрелых подростков. Смысловую мотивацию этих «захоронений» не будем даже комментировать.
6. Если они хотели уберечь захоронение от разграбления, намного легче было просто выкопать яму поглубже (к примеру, глубиной те же 5 м, как средняя насыпь) и сравнять ее с землей. По трудозатратам это было бы на порядок менее затратным, зато «грабителям» найти ее было бы значительно труднее.
Подобные вопросы можно еще продолжить, но убедительного ответа на них получить трудно.
Особенности строительства самих сооружений, набор бытовых предметов, их расположение относительно дома и людей, возрастной состав «погребенных» и многое другое, просто кричат о том, что именно так они жили, а не были похоронены по каким-то диким, человеконенавистническим обрядам. Просто смерть захватила их ночью врасплох, а затем стихия погребла под толстым слоем морских осадков. Так что сооружения, которые находят при раскопках скифских курганов, это никакие не захоронения, это обычные жилые дома и, реже, хозяйственные постройки скифов, в которых они жили и содержали скот. И не важно, из чего они были построены, дерева или камня. Люди всегда для возведения своих жилищ максимально использовали преимущества особенностей ландшафта и доступные строительные материалы. Поскольку в этих жилищах находят не так много предметов быта, то, вероятно, они там только спали, а основное время проводили за их пределами, на улице, где и хранили другой инвентарь. «Лазы грабителей» - это обычный для них вход в жилище через крышу, потому что в те времена у скифов еще не было понятий дверь и окно, они не знали петель, слюды и стекла.
Давайте сразу разберем это типичное заблуждение, что если в кургане или склепе не находят «захороненных» останков, считается, что могила была разграблена. Здесь опять вылезает наружу неверный посыл историков и археологов – они рассматривают курганы не как места проживания людей, а как объекты ритуального культа, в которые родственники «погребенных» просто обязаны были класть всё самое ценное. Именно поэтому, при отсутствии чего-либо ценного, курган сразу объявлялся разграбленным. Но если посмотреть на них, как на обычные жилые объекты, то всё сразу встаёт на свои места, тут и объяснять ничего не надо, просто в момент катастрофы в помещении никого не было. Если курган пустой (без скелетов), то значит, что его обитатели или пошли в гости, или в свой «скифский магазин», или решили посидеть у костра, или пошли на охоту, или пасти коней, или …. здесь ещё много вариантов. И катастрофа застигла их на улице, а затем воды Потопа унесли в неизвестном направлении.
В продолжение темы грабителей, нельзя не упомянуть широко растиражированную историю о случае находки в одном из курганов останков «грабителя» могил. Вот как описан этот случай на сайте MDREGION:
«Известно, что скифы и сарматы своих умерших сородичей, снабжали всем необходимым, на их взгляд, в загробном мире. В курганы вместе с умершими клали оружие, посуду, пищу, и, конечно же, драгоценности, составлявшие часть одежды, а также украшения. Об этом знали все соплеменники, и многие захоронения подвергались безжалостному разграблению еще в древности. Жрецы над курганами произносили страшные заклятия и магические формулы, совершали охранительные ритуалы. Законы племени сулили неминуемую смертную казнь. Но это не останавливало людей жаждущих наживы. …В процессе закладки исследовательского шурфа в сарматском кургане прямо под деревянным перекрытием в углу ямы был обнаружен скелет мужчины.
Недоумение археологов вызвала его поза: мужчина лежал, скорчившись, у стенки погребальной камеры, упершись головой в угол. Обе его руки были резко согнуты и кистями прижаты к горлу, а ноги неестественно вывернуты коленями влево. Получалось, что он сидел неудобно, на корточках, привалившись к стене. Осмотрев зачищенный скелет, антрополог сделал выводы, что мужчине было 25-30 лет, он имел хорошо развитую мускулатуру и был сарматом. Но у участников экспедиции сразу возник вопрос: если это сармат, то почему он лежит в столь неестественной позе? Ведь сарматы хоронили своих умерших только в вытянутом положении на спине. Раскопки погребения продолжились, были найдены разбросанные кости еще одного мужчины.
Археолог Евгений Васильевич Яровой в книге «Мистика древних курганов» восстановил картину трагедии, случившейся еще в глубокой древности около 2000 лет назад! "Грабители работали ночью. Они хорошо знали расположение этого богатого захоронения и копали наверняка. Ход безошибочно вел в погребальную камеру. Охотники за сокровищами вскоре достигли центра кургана, пробили тронутые гниением деревянные плахи, и, согнувшись, проникли в узкое захоронение. Не теряя времени, они стали срывать с погребенного расшитые золотом одежды, разбрасывая кости умершего соплеменника, и стали выносить ценности, положенные в могилу. Работать под землей в низкой и узкой погребальной камере было страшно неудобно, дым факелов ел глаза, не хватало воздуха, но грабители были профессионалами и быстро «очищали» захоронение. Но вдруг, подгнившие доски перекрытия, потревоженного людьми, неожиданно затрещали и медленно стали оседать в могилу. Грабители бросились в ход, ведущий к поверхности, но один из них не успел опомниться, как был придавлен тяжелыми дубовыми плахами. Из образовавшихся прорех сыпалась на него земля, и он в страхе забился в угол погребальной камеры и уже не смог выбраться. Более 1800 лет пролежал неудачливый сарматский грабитель в неудобной позе, в которой застала его смерть".
Внезапно рухнувшее перекрытие помешало грабителям вынести все из захоронения и археологам досталось около трехсот находок, десятки изделий из бронзы, серебра и железа…
Грабители, по мнению Евгения Ярового, вместе со всем племенем участвовали в поминальной тризне, ели баранов, овец, пили привезенное римское вино, тут же у могилы разбивали пустые амфоры и вспоминали заслуги умершего. При этом они внимательно запоминали конструкцию погребального сооружения и расположение наиболее ценных вещей, что бы потом вернуться сюда под покровом ночной тьмы».
Даже это объяснение вызывает много вопросов. Почему бросили в беде товарища? Почему не довели задуманное до конца? Почему все ценности остались нетронутыми? Когда успели подгнить бревна перекрытия, если грабители сами участвовали в похоронах?
На самом деле всё могло быть намного проще. Среди ночи этот молодой человек проснулся, не важно для какой цели, попить воды, сходить в туалет или пойти на свидание, но описанный выше катаклизм не дал ему исполнить задуманное, его смерть наступила точно также как и у остальных, от удушья, что доказывает его предсмертная поза – руками он схватился за горло. А вот если бы он успел покинуть помещение, его тело унесло бы водами Потопа, и тогда такая важная деталь обстоятельств гибели этого народа была бы упущена. А так, эта история только лишний раз подтверждает факт мгновенной гибели скифов от удушья.
Немного геологии, географии и стратиграфии
Давайте кратко рассмотрим географическую позицию скифских курганов и вероятную геологическую историю их образования. Как было ранее сказано, они протянулись широкой полосой по территориям Украины, Казахстана и юга России от Днестра до Монголии. Если сопоставить схему распространения курганов (Рис. 4b) с картой лёсса в Европе (Рис. 4a), то можно заметить, что курганы располагаются преимущественно на территориях распространения лёссовых отложений, осаждение которых происходит из тонкой взвеси в медленно движущейся или стоячей воде. При этом северная граница этих отложений совпадает с границей «максимального распространения покровного оледенения» (Рис. 4с), связанной, по нашей концепции не с ледниками, а с резким падением скорости водных потоков, где и произошел сброс тяжелых осадков.
Этот факт наводит на мысль, что территория проживания скифов, скорее всего, не ограничивалась современной площадью распространения курганов, а уходила далеко на север и северо-запад, однако там их строения были смыты мощными водными потоками, не потерявшими свою силу.
На рисунке ниже мы попробовали показать, как должны выглядеть в разрезе: насыпной курган (Рис. 5а) и естественные курганы, сформированные при разных режимах водных потоков (Рис. 5b, c, d).
Рукотворный насыпной курган должен целиком состоять из пород залегающих ниже погребенного почвенного слоя (Рис. 5a). Но довольно часто они значительно различаются по составу. В связи с этим, существуют предположения археологов, что в отдельных случаях материал для насыпи кургана привозили из мест, расположенных за несколько километров от него, но они только добавляют абсурда в и без того бессмысленную операцию насыпания курганов.
В случае природного образования, и насыпь кургана, и окружающее курган пространство, должны состоять из одинаковых пород, но сильно отличающихся от тех, на которых (или в которых) располагались скифские жилища. При этом, как в чехле курганов, так и в окружающих его породах, должна соблюдаться сортировка осадочного материала по крупности и удельному весу: более крупные (тяжёлые) фракции внизу, более тонкие (лёгкие) вверху.
На наш взгляд, формирование курганного рельефа на территории проживания скифов напрямую связано с режимом движения мощных водных потоков Всемирного Потопа. Дома и хозяйственные сооружения скифов в этом процессе служили своеобразными барьерами, на которые шёл интенсивный намыв рыхлых пород, превращая их постепенно в курганы (Рис. 5b).
Выраженную параллельную слоистость (Рис. 5с) мы можем наблюдать в курганах, расположенных в наиболее низких по рельефу местах и вблизи акваторий морей, на продолжительное время залитых мутными водами, из которых шло интенсивное осаждение рыхлых пород тонкой фракции (см. Рис. 12) или образованных разновременны́ми водными потоками, несущими в себе во взвешенном состоянии рыхлый материал разного состава (см. Рис. 9).
А вот слабо выраженные в рельефе грунтовые могильники, вероятно, сформировались либо в случае сноса водными потоками плохо закрепленных строений, либо в случае, если люди жили в землянках или в глубоко заглублённых в землю строениях (Рис. 5d).
В предгорных районах ситуация была немного другая. Там в образовании курганов значимую роль играли грубообломочные отложения (см. Рис. 8) и, кроме этого, формирование чехла могло быть осложнено обратными водными потоками с гор и/или селевыми потоками, которые могли изменить мощность и состав курганных наносов, а то и вообще смыть их.
Если сравнить разрезы верхней части рыхлых отложений на Европейской части России, к примеру, в Подмосковье и в Белгороде, откроется следующая картина. В Подмосковье под современным почвенным слоем мощностью 25-30 см, лежит многометровый слой чистого песка или глины, а в Белгороде, под таким же почвенным слоем, мощностью в те же 30 см, начинается многометровый слой чернозема. Колоссальная разница в составе рыхлых отложений, которую можно объяснить только их наносным характером и гидродинамическими условиями осаждения, так как разница в широте, рельефе, климате не такая большая. По данным В.В. Добровольского [4], абсолютный возраст гумуса верхней части современных почв Русской равнины составляет от нескольких сотен лет до 1,5 тыс. лет. Эту цифру подтверждают и данные простых расчетов. Если принять, что с момента катастрофы прошло 2500 лет, вычесть из этого срока 1000 лет на восстановление растительности, а оставшиеся 1500 лет умножить на 0.2 мм (скорость роста черноземов из Таблицы 1), то мы получим те самые 30 см гумуса. Но примерно такая же величина почвенного слоя характерна, с незначительными вариациями, для равнинных почв почти всего мира. Более того, те же самые 25-30 см современных карбонатных осадков лежат на базальтовой основе Срединно-Атлантического хребта см. статью «Космическое вещество в Атлантике». Все это говорит о кардинальной перестройке поверхностных слоев нашей планеты в недавнем прошлом.
Ниже приведены несколько фотографий разрезов «насыпей» курганов из разных регионов, которые наглядно показывают, что никакие это не искусственные насыпи, а обычные осадочные породы, образование которых мы каждый год наблюдаем во время паводков, только масштаб этого «паводка» был совсем другой. На затопленных равнинных территориях это были тонкозернистые породы, главным образом лёссы и чернозем (Рис. 6, 7).
В связи с колоссальным объемом пород, отложенных на равнинных пространствах Украины и юга России, возникает вопрос, а откуда взялась эта масса рыхлых пород? Ответ прост и нагляден. Гигантское количество лёссовых осадков и черноземов, отложенных на скифских равнинах, хорошо объясняется выносом океанских осадков, а также размывом и переотложением дельтовых отложений таких крупных северных рек как Рейн, Эльба, Одер, Висла, Сев. Двина, Печора, Обь, Енисей, откуда они были вынесены водами Потопа. Причем, как видно из Рис. 6 и 7, что в Причерноморье, что в Алтайском Крае алгоритм отложения был один. Даже кажется, что слой чернозема на Алтае пожирнее будет, что, в принципе объяснимо, ведь дельты Оби и Енисея, до Потопа, были намного мощнее, чем дельты Европейских рек (см. статью «Про дельты арктических рек»).
А вот в горных районах насыпь кургана представляли грубообломочные породы, как на могильнике Эки-Оттуг 1 в Туве, где было раскопано хорошо сохранившееся погребение в срубе (Рис. 8). На полу сруба были найдены скелеты четверых погребенных (2 женщины, 1 мужчина и 1 подросток (мальчик 10-12 лет) и более 80 артефактов погребального ритуала.
Отметим, что слева от сруба слой грубообломочных пород значительно мощнее. Это несоответствие возникло от направления водного потока, который в этом случае, был направлен слева направо. Сооружение служило для него препятствием и перед ним, как на речной косе, скапливался грубообломочный материал, а более мелкий осаждался за препятствием (см. Рис. 5b). Стоит обратить внимание на слой чистого песка справа вверху. Насыпать так породы вручную по слоям (сначала слой галечника, а потом песка), не перемешав их, просто невозможно.
Как невозможно было «вручную» создать насыпь кургана Байкара в северном Казахстане (Рис. 9). Эти резко отличающиеся друг от друга параллельные слои могли отложиться разновременны́ми водными потоками шедшими со стороны северной Атлантики и Северного Ледовитого океана и несущие в себе рыхлый материал разного состава.
Очень наглядно первичная осадочная слоистость проявлена в лёссовых отложениях Берельского кургана (Рис. 10).
Обратите внимание на современный почвенный слой над этим курганом (Рис. 11), это те же 30-40 см, о которых мы говорили выше. А вот щебнем поверхность кургана покрыли селевые потоки уже более позднего времени.
Декларируемая нами сортировка осадочного материала по удельному весу хорошо видна невооруженным глазом в разрезе пород при раскопках Фанагории (Рис. 12, правое фото), древнего города скифского периода, расположенного на самом берегу Черного моря. Если бы археологи догадались провести здесь по разрезу гранулометрический анализ, он бы наверняка это подтвердил. В «культурных слоях» такая сортировка невозможна. И здесь же можно задаться еще одним вопросом, ладно курганы, там еще как-то можно пытаться объяснить это бессмысленное занятие, а город то кто разрушил и закопал многометровым слоем (Рис. 12, левые фотографии)? Сами погребенные жители или завоеватели? Захватили, разграбили, а потом закопали? Бульдозеров и экскаваторов тогда не было. А толщина «культурного» слоя там достигает 7 м.
В заключение этого раздела хотелось бы сказать про змиевы валы (Рис. 13), широко распространенные в Центральной Европе, на Украине, в Поволжье и Приуралье, происхождение которых до сих пор вызывает споры.
Следуя нашему сценарию, они образовались параллельно с курганами в том же процессе в местах сопряжения разных водных потоков, движущихся примерно в одном направлении под небольшим углом друг к другу. Скорость потоков на линии схождения резко понижалась, и происходил сброс осадков. Эти сопряжения, учитывая масштаб процесса, могли происходить где угодно, поэтому рельеф местности не играл для их образования особой роли. Так что это никакие не рукотворные (защитные валы и пр.), а чисто природные объекты, а нахождения в них отдельных костей и предметов быта могут быть обусловлены самой спецификой их образования.
Использованная Литература
4. Добровольский В.В . География почв с основами почвоведения – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
5. Геннадиев А. Н., Пацукевич З. В., Герасимова М. И. Скорость почвообразования и допустимые нормы эрозии почв // Вестник Московского университета. Серия 5: География. — 1987. — № 3. — С. 31–37.