Найти в Дзене
Slopestyle

ИЗОБРЕТАЯ ВЕЛОСИПЕД: 5 ИЗОБРЕТЕНИЙ, ИЗМЕНИВШИХ МАУНТИНБАЙК.

Оглавление

Маунтинбайк, появившийся в 70е годы 20 века стал поистине массовым увлечением, завоевавшим огромное число поклонников, на каждый проданный велосипед любого другого типа, приходится несколько проданных маунтинбайков. И даже несмотря на последствия пандемии и политические события, горный велосипед продолжает развиваться.

Фраза «изобретать велосипед» стала своего рода нарицательным выражением, означающим попытку придумать нечто, придуманное уже много раз. Но если приглядеться к самому велосипеду, изобретательская мысль не угасает, а современный горный велосипед уже значительно отличается от своих старших братьев из далёких семидесятых. Вот несколько вещей, которые, на наш взгляд, изменили наше представление о маунтинбайке.

БОЛЬШИЕ КОЛЁСА

Долгое время основным и единственным размером колёс для маунтинбайка были 26 дюймов. Появление 29-дюймовых колёс изначально было встречено с некоторым скепсисом, их критиковали за недостаточную проворность при езде по сложному рельефу и необходимость прилагать больше усилий для разгона велосипеда.

29″, 27.5″, 26″
29″, 27.5″, 26″

Появление колёс размером 27.5 дюймов было воспринято как «золотая середина» между проворными, но обладающими меньшей геометрической проходимостью, 26” колёсами и «большими» 29-дюймовыми. Период «ограниченной популярности» 29” колёс длился недолго – спустя несколько лет стандарт стал основным для маунтинбайка. В последнее время в список трендов входит схема «маллет» – установка колёс разного диаметра, где спереди находится 29” колесо, с его большой геометрической проходимостью, а сзади легко ускоряющееся колесо 27.5”.

Merida eONE-FORTY 8000: схема Mullet, 29″ спереди, 27.5″ сзади.
Merida eONE-FORTY 8000: схема Mullet, 29″ спереди, 27.5″ сзади.

Велосипеды с колёсами 27.5 дюймов всё ещё можно встретить в продаже в составе экстремальных и спортивно-прогулочных линеек, в то время как 26” практически полностью ушли с рынка качественных велосипедов, оставшись лишь на велосипедах для подростков и недорогих велосипедах маленьких ростовок. Единственное исключение – специализированные велосипеды для дёртджампинга, памптрека и стрит-катания. Там колёса 26″ прочно обосновались в качестве стандарта и уступать своё место не собираются. Как пример, наш ATOM DABOMB.

СОВРЕМЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ И НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Одной из причин для возвращения 29-дюймовых колёс на горные велосипеды, стало изменение подхода к геометрии велосипедной рамы. Среди основных тенденций – занижение верхней трубы для создания максимально низкого стендовера, более пологий угол рулевого стакана и более вертикальный угол установки подседельной трубы. Велосипеды стали длиннее и ниже, что положительным образом сказалось на управляемости и дало возможность добиться необходимых характеристик с использованием колёс большого диаметра.

MERIDA BIG.TRAIL, трейловый хардтейл – пример воплощения современной геометрии
MERIDA BIG.TRAIL, трейловый хардтейл – пример воплощения современной геометрии

Свою роль в интеграции больших колёс в конструкцию велосипеда сыграл стандарт Boost, основным аспектом которого стало увеличение ширины фланцев на втулках. Более широкие фланцы позволили изменить угол установки спиц, что нивелировало недостаток жёсткости 29-дюймовых колёс по сравнению с 26-дюймовыми. Более широкая задняя втулка потребовала смещения ведущей звезды в сторону правого шатуна, что в свою очередь, положительно сказалось на возможностях инженеров по размещению в раме широкой покрышки.

БЕСКАМЕРНЫЕ ПОКРЫШКИ

Говоря о покрышках, в первую очередь стоит отметить развитие технологии бескамерной установки. Появившаяся в начале 21 века система UST от Maviс открыла для велосипедистов мир “бескамерки”. Меньшее сопротивление качению, лучшее сцепление по сравнению с камерными аналогами, возможность использования меньшего давления без риска «пробоя» камеры об обод. Дальнейшая эволюция технологии привела к появлению Tubeless Ready – совокупности нескольких решений, ключевую роль среди которых играет использование специального герметика, берущего на себя как функцию герметизации покрышки, установленной на обод, так и устраняющего небольшие проколы во время езды, делая их, по сути, незаметными для велосипедиста. Что касается самих покрышек, прогресс также не стоит на месте, используется сочетание нескольких компаундов с разной жёсткостью, широко применяются разнообразные технологии, повышающие устойчивость покрышки к повреждениям с одновременным снижением её веса.

-5

РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ И СОВРЕМЕННЫЙ «КОКПИТ»

Пожалуй, «главное» изобретение, полностью изменившее маунтинбайк – регулируемый подседельный штырь. Конструкция, позволяющая изменить высоту седла одним нажатием кнопки на руле и перейти от эффективности педалирования при езде в гору к удобству управления и безопасности на спуске. И наоборот. Про регулируемые штыри мы рассказывали ранее, в нашей статье.

Прогресс не оставил в стороне и элементы управления, «кокпит» – руль и вынос. Если раньше широкие рули устанавливались преимущественно на велосипеды для фрирайда и скоростного спуска, то теперь их можно встретить практически на любом горном велосипеде.

-6

Если в двухтысячных годах, вынос длиной в 120 миллиметров и 580-миллиметровый руль были обязательными атрибутами велосипеда для кросскантри, то в последующие годы можно было последовательно наблюдать уменьшение длины выноса и увеличение ширины руля. Вплоть до современного взгляда на кокпит кросскантрийного велосипеда, где руль уже 750 миллиметров и вынос длиннее 100мм уже практически не встретить. Широкий руль и короткий вынос пришлись кстати для управления 29-дюймовым передним колесом, дав при этом велосипедисту больше возможностей для контроля и поддержания равновесия.

ТРАНСМИССИЯ С ОДНОЙ ВЕДУЩЕЙ ЗВЕЗДОЙ

Три ведущие звезды долгое время оставались стандартом для большинства маунтинбайков, в начале века представить себе горный велосипед без «тройника» было сложно. Трансмиссия с тремя ведущими звёздами давала большой диапазон передаточных соотношений: быстрые высокие передачи для езды по ровным дорогам и низкие, вплоть до 1:1 и обратных для подъёмов в гору и преодоления сложного рельефа. Недостатком же был небольшой клиренс, снижающий геометрическую проходимость велосипеда и, как следствие, необходимость устанавливать кареточный узел достаточно высоко, что повышало центр тяжести и негативно влияло на стабильность велосипеда. С появлением 10-скоростной трансмиссии количество ведущих звёзд на многих велосипедах сократилось до двух, стали появляться первые заводские решения с одной ведущей звездой. Одна ведущая звезда использовалась и до этого, на велосипедах для экстремальных дисциплин, но обязательным условием её использования была установка успокоителя цепи – системы роликов и направляющих, обеспечивающих удержание цепи на звезде.

-7

Настоящим прорывом и поводом для практически полного перехода на одну ведущую звезду стало появление Narrow-Wide звёзд и задних переключателей с фрикционным тормозом «лапки». NW-звезда имеет зубья разного профиля, обеспечивающие более плотную посадку цепи на звезду и практически полностью исключающие её падение при езде по сложному рельефу. В свою очередь, фрикционный тормоз лапки переключателя предотвращает её отскок при наезде на препятствие. Сохраняется необходимое натяжение цепи при любых нагрузках, а также при изменении длины цепи, связанном с работой задней подвески полноподвесочного маунтинбайка.

Дальнейшее появление 11 и 12-скоростных трансмиссий решила главную проблему «1х» – недостаточный диапазон передач и ощутимый разрыв между ними. Большие звёзды на кассетах, с количеством зубов вплоть до 52х, обеспечили необходимые низкие передачи для езды в гору. Скоростные же характеристики велосипеда стало возможным изменить путём подбора нужного количества зубьев ведущей звезды.

МОТОР

Да, многие велосипедисты до сих пор считают электробайки «не спортивными», а их владельцев – «читерами», компенсирующими недостаток физической подготовки энергией в аккумуляторе. Но правда в том, что современный электробайк с системой помощи при педалировании требует не меньше сил в движении, просто он едет быстрее, может забираться в более крутые подъёмы и существенно расширяет горизонты катания, как в плане дистанций, так и в вопросах разнообразности и интересности поездки. Новые, ранее неизведанные регионы и трейлы, возможность заехать практически куда угодно, ощутив тот самый, ускользающий от нас в подготовленных байк-парках, дух настоящего фрирайда и экстремальных приключений.

-8

Инноваций и нововведений в маунтинбайке за последнее время случилось множество. Новые решения от производителей амортизаторов, электронное переключение, повсеместное применение композитных материалов – всего не перечислить. И, самое главное, несмотря ни на что, маунтинбайк остаётся всё так же популярен, и популярность его растёт. И дело тут не только в технических новинках, но и в увеличении числа увлечённых людей, развитии спорта и растущей популярности здорового образа жизни. И это прекрасно!